Миру – юроди, Богу – чада возлюбленная…


Сегодня возле гробницы блаженной Марфы часто можно увидеть и семейные пары, и беременных женщин. Супруги, мечтающие о ребенке, молитвенно просят святую о помощи, а женщины на сносях – о благополучном разрешении от бремени. Направляет сюда своих духовных чад, у которых возникли проблемы с деторождением, и митрополит Истринский Арсений. В 2008 году (это был год 370-летия со дня кончины блаженной Марфы Московской) владыка отслужил здесь праздничную службу, и с тех пор святая покровительница Иоанно-Предтеченского монастыря стала настолько ему близка и дорога, что он рассказывает о ней верующим. Бездетные супруги приходят по его благословению, его подсказке и, как потом слышали сестры, получают просимое по силе своей веры.

Вообще начало традиции молиться в монастыре Спасителю, Божией Матери, святому Иоанну Предтече о даровании наследника положила Елена Глинская – супруга Великого князя Московского князя Василия III, которая в честь рождения долгожданного сына, будущего царя Ивана Грозного, и возвела эту обитель. Благословенный обычай пришелся по сердцу и первой царице династии Романовых Евдокии Лукьяновне (из рода Стрешневых). Супруга царя Михаила Романова особенно любила Ивановский монастырь, куда иногда в карете приезжала, а порой и пешком сюда приходила. Сначала царица бывала здесь одна, но когда подросли дети, стала брать их с собой.

«Царица Евдокия была супруга многочадная: в течение двенадцати лет (с 1628 по 1639 гг.) у нее было девять человек детей; при частой беременности она совершала путешествия в монастырь Ивановский», – пишет священник Василий Руднев, который с любовью и благоговением к памяти блаженной Марфы изложил все, что стало ему известно, в брошюре, изданной более 100 лет назад. Батюшка отмечает, что, стремясь избежать мирской славы, смиренная кроткая Марфа под видом юродства хотела скрыть подвиги своей благочестивой жизни, однако свет внутренних достоинств отражался в каждом ее слове и деле, и скоро ее узнали и стали уважать не только жившие с ней инокини, но и при царском дворе. Благочестивому правилу царицы Евдокии просить молитв блаженной Марфы о даровании детей, о благополучных родах последовали и другие женщины, царские подданные.

В 2012 году Иоанно-Предтеченский женский монастырь вновь переиздал уже 4-м тиражом брошюру отца Василия (позже принявшего монашеский сан с именем Тихон и назначенного наместником Свято-Данилова монастыря в Москве). В предисловии, написанном современными издателями, говорится, что блаженная Марфа была также известна своей помощью заключенным в узах и страдающим недугом пьянства. И особый покров и заботу она явила над своей разоренной обителью. «Не может исчезнуть с лица земли монастырь, имеющий таких молитвенниц, как блаженная Марфа, – сказано в предисловии. – Это было твердой верой тех стариц, что доживали свой век в разоренном монастыре и видели по ночам в старом соборе молящуюся схимницу».

В «Житии святой блаженной схимонахини Марфы Московской» читаем о том видении: «После 1812 года, когда монастырь, разоренный французами, был упразднен, в сохранившихся келиях остались доживать свой век четыре старицы. Они грустили, вспоминая о прежнем монастырском пении, богослужении, монастырских порядках, и, чтобы себя утешить, приходили иногда в ночное время к окнам храма помолиться. И что же? Видели они то храм освященным, то некую схимницу, молящуюся с воздетыми руками среди храма. Они были убеждены, что молящаяся схимница и есть Марфа и что по молитвам ее рано или поздно монастырь будет возобновлен. Это рассказывали они и местному причту, и другим тогдашним жителям и посетителям монастыря».

– Но если старицы видели схимницу Марфу в соборе как бы со стороны, то есть описание случая, когда она днем наяву явилась храмоздательнице монастыря Марии Александровне Мазуриной, – говорит инокиня Илария (Харченко).

Мария Александровна рассказывала составителю брошюры отцу Василию Рудневу, что как-то услышала в комнате шорох, где на полу и на стульях стояли новые иконы для иконостаса Ивановского монастыря. Смотрит: какая-то монахиня поднимает иконы с пола и ставит их на диван и стулья. Когда храмоздательница, оправившись после испуга, спросила: «Матушка, откуда ты?» — она услышала в ответ: «Я Марфа из Ивановского монастыря». Минуты через две все иконы были подняты, а монахиня стала невидима. Мазурина поняла, что этим видением ей было дано вразумление: нужно благоговейно обращаться с иконами, даже с неосвященными.

Интерьер храма в 19 веке

Интерьер храма в 19 веке


Христа ради юродивая… Как тут не вспомнить слова апостола Павла из его послания к Коринфянам: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом»? Известно, что юродство – особый вид христианского подвига, одного из труднейших подвигов, возникло в Византии в VI веке, однако наибольшую известность приобрело в России, начиная с XIV века. Сколько их было в течение последующих веков, боголюбивых людей, ставивших задачу побороть в себе корень всех грехов – гордыню – и в иносказательной символической форме обличавших зло в мире?

Клирик Иоанно-Предтеченского монастыря иерей Авксентий Миминошвили, служащий в обители в наши дни, подчеркивает, что юродство – это призвание, благословение свыше. Он сравнивает его с лавиной:

– Юродивый – это по сути человек, который кричит в горах, вызывает на себя лавину. Лавина сходит, и тогда другие люди могут уже спокойно пройти.

Современники почитали, казалось бы, простую монахиню как духовную старицу еще при ее жизни. А после ее смерти, последовавшей в марте 1638 года, гроб схимонахини не был зарыт в землю – его поставили в монастырском соборе на полу, обложили кирпичом и украсили надгробием из белого камня. Такой чести обычно удостаивались великие князья, цари, архиереи. По предположению священника Василия Руднева, в погребении молитвенницы за первых представителей династии Романовых принимали участие царь и царица. Само монастырское начальство без разрешения высшей церковной власти не имело бы права так поступить. Достоверно известно, что через два года после кончины блаженной Марфы государь Российский Михаил Федорович, о котором современники отзывались как о христолюбивом самодержце, украшавшем себя постом и молитвою, правдою и целомудрием, чистотою и смиренномудрием, сделал богатый покров на гробницу схимонахини Марфы.

Интерьер собора конца 19 века

Интерьер собора конца 19 века


Отец Василий Руднев пишет, что двести двадцать два года мирно почивали останки блаженной Марфы в древнем храме Ивановского монастыря, и невозможно было подумать, что когда-нибудь кто-либо коснется их. Бог судил восстановить сгоревшее во время захвата Москвы наполеоновскими войсками тихое пристанище девственниц-молитвенниц, и монастырь, упраздненный в 1813 году, в течение двадцати лет (1859–1879 гг.) был весь перестроен. А когда потребовалось разобрать старый храм, возник вопрос: как поступить с гробом и останками схимонахини Марфы? Опустить ли их в могилу или куда-то на время перенести? Храмоздательница обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову), и Святитель сказал: «Более двухсот лет она почивает в храме; кто же мы, чтобы лишать ее этой чести? Как почивает она теперь в старом храме, так нужно упокоить ее и в новом».

…Мы стоим возле мраморной гробницы блаженной схимонахини Марфы Московской с насельницей Иоанно-Предтеченского монастыря инокиней Иннокентией (Сороколетовой). Белый мрамор усыпан лепестками живых цветов. На гробнице – икона из мозаики, сделанная современным иконописцем Ларисой Корец. Мать Иннокентия рассказывает:

– Сестрам особенно памятен случай, когда одна итальянская фирма взялась сделать для нашего собора иконостас из мрамора. И такие искушении пошли! Везти мрамор в Москву из знаменитых древних карьеров Каррары и резать его на месте было невозможно – он бы моментально раскрошился. Поэтому итальянцы трудились у себя на родине. Но, видимо, специалисты не имели достаточного опыта или навыка подобных работ – целых два года они никак не могли выйти на то качество, которое нам требовалось. В общем, как ни печально, но дело застыло на мертвой точке. И тогда наша настоятельница – игумения Афанасия (Грошева) – благословила сестер отслужить три молебна блаженной Марфе, покровительнице обители. И как только мы их отслужили, тут же нашлась в Италии другая фирма, которая оперативно приступила к работе и сделала все, как надо.

Мощи под спудом св.Марфы

Мощи под спудом св.Марфы


А другие примеры чудес по молитвам к блаженной схимонахине Марфе Московской произошли в семье, живущей в одном из российских провинциальных городов. Женщина просила не называть ни ее имени, ни место жительства. Скажу лишь одно: мы хорошо с ней знакомы по письмам, которые она присылала в монастырь, по телефонным разговорам. Как в часовню блаженной Ксении Петербургской люди идут помолиться святой и многие оставляют ей записочки с просьбами, так и у нас в монастыре под мозаичную икону блаженной Марфы Московской верующие тоже кладут записки. Пожалуй, где-то на протяжении двух лет приходили от той женщины письма с просьбой подложить ее записки под икону святой, которую она особо почитает. Совсем недавно мы узнали, что ее просьба заключалась в том, чтобы племянник, захотевший поступить на экономический факультет в один из престижных пражских вузов, поступил туда. Хотя окружающим это казалось нереальным: денег для поступления требовалось очень много, а семья была вовсе не из богатых. Но тетя усердно молилась блаженной за любимого племянника, родившегося, к слову сказать, 14 марта – в день памяти святой схимонахини Марфы Московской. И он на удивление всем поступил! Без всяких денег и даже без одной бумаги, которая требовалась при поступлении…

Два удивительных случая произошло и с мамой той женщины. Причем ее мама – человек, далекий от веры. Однако мы видим, как пламенная вера ее дочери помогла маме преодолеть тяжелые болезни. У нее было в почках три камня. Дочь, с которой мы имели заочное общение, подала записки о здравии мамы на «сестринское правило» и Псалтирь. И постоянно писала записки блаженной Марфе. Прошло время. У мамы два камня вышли – совершенно безболезненно, а один бесследно исчез. Врачи только руками разводили, не понимая, как такое могло произойти. Не могли они понять и другого чуда, когда эта пожилая женщина впала в кому (что случилось значительно позже) и прогноз был самым неутешительным. Но в праздник Светлого Христова Воскресения пациентка очнулась. Когда дочь пришла в больницу, то увидела в палате матери врачей и медсестер, которые не могли сдержать эмоций, и кто-то из них со всей непосредственностью громко сказал: «Глянь-ка, бабка-то встала!» Мама той женщины обрела в себе силы жить дальше, и усердная богомолка из провинциального российского городка уверена: это случилось по молитвенному предстательству блаженной Марфы Московской.

Хотя гробница схимонахини Марфы пуста, молебны у нее служатся каждую неделю. Где сейчас находятся честные мощи святой, неизвестно. После закрытия собора и выселения более ста насельниц монастыря с игуменией из обители община верующих обратилась в административный отдел Мосгубисполкома с просьбой разрешить перезахоронение мощей блаженной Марфы. Их разрешили перезахоронить на Ваганьковском кладбище.

– Мы занимались поиском мощей, – сообщает инокиня Илария (Харченко). – И на Ваганьковском кладбище, и здесь, на территории монастыря. Пока не нашли, но не теряем надежды, что святая покровительница обители сама все устроит. Для нас главное, что после того, как по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001 году имя блаженной Марфы было внесено в святцы для церковного почитания в Московской епархии, с тех пор и монашествующие, и миряне молятся ей как святой: «Святая блаженная мати наша Марфо, моли Бога о нас!»

Остается добавить, что на официальном сайте Иоанно-Предтеченского монастыря в разделе «Видео» помещен фильм «Вера. Надежда. Любовь», созданный творческим коллективом телеканала «Доверие». Смотришь кадр за кадром, и словно бы оживают страницы далекой истории Отечества и монастыря. Здесь прошлое тесно переплетается с днем сегодняшним. Думается, этот проникновенный фильм, снятый с любовью и благоговейным отношением к дивной московской святой, способен заинтересовать многих людей. Способен подарить утешение тем, кто живет далеко от Москвы и не имеет возможности побывать в этой древней обители столицы и поклониться ее святым покровителям.

Автор: Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир Ходаков

Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.