Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Собор святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

6/19 января Церковь праздновала Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сотни верующих посетили нашу обитель в Сочельник и в сам день праздника взяв святую Крещенскую воду — великую святыню. Торжественное Богослужение в день праздника возглавил архиепископ Филарет (Карагодин), ему сослужили клирики обители.

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя — Святого Предтечу и Крестителя Иоанна. Вновь в нашу обитель стеклось множество верующих со всей Москвы, чтобы воздать честь святому пророку. Прибыл наш собрат иерей Илия Пиэсис из Патриаршего Подворья храма Преображения Господня в царском селе Остров, с которым у нашей обители налажена многолетняя взаимопомощь и сотрудничество. Вместе с верующими духовенство прославили Крестителя и прочитали ему молитву перед отпустом Божественной литургии.

Святой пророче, Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас!

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Геронтия в день Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Святый Иоанн Предтеча был строгий аскет и строгий постник. Он жил в глубокой пустыни, а пищей ему служили акриды, особый род саранчи. По толкованию преподобного Арсения Великого и Исидора Пелусиота он питался растениями и диким медом, который на вкус был горький и даже неприятный. О жилище он абсолютно не заботился. Его домом была пустыня. Его назначение состояло в том, чтобы явить Христа Спасителя миру, подготовить сердца и души к пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Своей проповедью он готовил людей к покаянию. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — говорил он.

Дело в том, что Ветхозаветный род был груб, и не мог вместить духовный смысл Царствия Небесного. Они представляли его земным, то есть считали, что Миссия пришел освободить их от владычества римлян и дать им первенство. Но Святой Иоанн Предтеча говорил не об этом. «Царство Мое не от мира сего» (Ин. гл. 18, 36), — сказал Сам Спаситель. Он призывает нас в Царство, которое будет нам дано во второе славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа праведникам, тем, кто жил по Его святым заповедям и исполнял Его Святую волю. Тогда Господь скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. гл. 25, 34). Спаситель говорил о духовном Царстве, в которое можно войти через благодатное таинство Крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. гл. 16, 16). Другого пути нет. Только через Таинство Крещения мы имеем надежду на спасение.

«Но не все те, кто крещены, спасаются и наследуют Царство Небесное, а кто исполняет волю Божию и уготовляет свою душу, свое сердце к принятию благодати Святаго Духа», — пишет Святый Иоанн Златоуст. Мы должны помнить, что через таинство крещения мы только начинаем путь спасения и не должны на этом успокаиваться. Нам нужно исправить свои духовные кривизны и шероховатости, то есть наши страсти и греховные привычки, которые борют нас от юности, и с помощью Божией очистить свои сердца и души.

Святой Иоанн Предтеча обличал человеческие пороки. Он вводил тех, кто приходил к нему в струи Иорданские, и они исповедовали свои прегрешения. Он еще не имел полной власти прощать грехи. Только после страданий Господа нашего Иисуса Христа, дается такая власть епископам и священникам. Те, кто приходили к Иоанну Крестителю на реку Иордан исповедовали свои грехи перед праведным святым человеком, и таким образом облегчалось состояние их души, и они получали силы к исправлению.

Господь пришел как простой израильтянин и со смирением просил крещение у кого? У своего раба. Святой Иоанн Предтеча в благоговейном ужасе отрицался и говорил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. гл.3, 14) Я недостоин Тебя крестить. Ты меня крести Святым Твоим Духом». Но Господь сказал: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. гл. 3, 15)). Безгрешный Господь сразу вышел из воды, потому что не имел греха. Когда люди, которые приходили на Иордан, омывались в его водах, то от их грехов вода загрязнялась, становилась как бы мертвой, а Господь прикосновением Своего Святого Пречистого тела очистил воду. Святый Дух сошел на Господа нашего Иисуса Христа, на водное естество, на землю и на стихии. Таким образом, земля, загрязненная грехами человеческими, получила освящение. В праздник Крещения Господня происходит то же самое, что происходило тогда при Крещении Господа нашего Иисуса Христа. Когда священник погружает Крест, как бы Сам Христос вновь погружается в воды, и освящается вода. Таким образом освящаются все стихии. А через таинство крещения освящаются человеческие души.

Возблагодарим Господа нашего Иисуса Христа, что Он так премудро все устрояет к нашему спасению. Мы должны помнить о том, что мы сами крещены, и должны благодарить Господа за это таинство и приносить плоды покаяния. Крещенскую воду нужно принимать с верою, благоговением и радостью, благодарить Господа за каждую ее каплю, освящать себя, свою душу и жилище. Через это Господь дарует нам новые силы и благодать к несению своего креста, исполнению воли Божией и устроению пути нашего личного спасения. Аминь. 

Комментирование запрещено