Возвращение древних икон в московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь.

В день памяти блаженной схимонахини Марфы (14 марта по новому стилю), подвижницы Ивановского монастыря в первой половине 17 века, произошло знаменательное событие для нашей обители. 10 икон пророческого ряда из иконостаса первой соборной церкви монастыря, хранящиеся в Сергиев-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, были возвращены Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю! Сестры отметили, что именно в день празднования блаженной Марфы, в монастырь вернулись иконы, перед которыми она молилась.

Путь возвращения икон в родную обитель оказался длинным. В музее иконы обрели статус движимых объектов культурного наследия федерального значения. Пять с лишним лет понадобилось инициаторам возвращения святынь для сбора необходимых согласований и разрешений. Первое обращение святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла было отправлено министру культуры Московской области А.Н. Губанкову 25.09.2012 г. № 01/4601. Приказ Министерства культуры РФ о передаче музейных предметов подписан В.В. Аристарховым только 31.01. 2018 г. № 79.

Возвращение икон в монастырь стало возможным благодаря помощи и содействию многих людей, прежде всего, самого музея-заповедника в лице С.В. Николаевой, министра культуры Московской области О.В. Косаревой, сотрудников ООО «Современные музейные технологии», заведующего лабораторией климата музеев и памятников архитектуры ГосНИИР В.Б. Дорохова и др.

Акт приема и передачи икон в музее был подписан главным хранителем музея Г.К. Барановой и казначеей Иоанно-Предтеченского женского монастыря монахиней Анувией. В соответствии с требованиями инструкции хранения музейных ценностей иконы для доставки в монастырь сопровождал специальный автомобиль с охраной.

Все иконы, за исключением иконы пророка Иеремии (реставрация проведена в реставрационной мастерской Троицко-Сергевой Лавры) требуют основательной и дорогостоящей реставрации, которая будет проводится в Государственном научно-исследовательском институте реставрации под руководством В.В. Баранова. После реставрации иконы будут перенесены в собор монастыря в специальных киотах для молитвенного поклонения.

История нахождения икон пророческого ряда в музее такова. После разборки соборного храма ивановского монастыря в 1860 г. иконы из иконостаса были переданы в Московское епархиальное училище иконописания и ремесел. Далее текст цитируется с некоторыми сокращениями из доклада ведущего научного сотрудника Сергиево-Посадского музея-заповедника Т.В. Кузнецовой1.

Московское епархиальное училище иконописания и реме­сел было открыто в Москве в 1873 г. и до второй половины 1885 г. располагалось на Ордынке. В 1877 г., как следует из докладной записки председателя Совета училища протоиерея А.И. Ключарева, «ученики училища присту­пили к иконописным работам, а образцов иконописи при училище не имеется». При этом руководству училища было известно, что «в некоторых московских приходских и особенно кладбищенских церквах имеется много икон совершенно лишних для церквей и хранящихся в ризницах без употребления. Многие из таких икон… могли бы быть образцами и руководством для обучающихся иконописанию…». Первыми образцами стали древние иконы из Ива­новского монастыря: 23 октября 1877 г. митрополит Московский Иннокентий (Попов-Вениаминов) удовлетворил просьбу Совета о передаче икон, и 4 декабря 1877 г. священник В.Ф. Руднев доставил в училище 128 икон, о чем доложил на заседании Совета учили­ща 8 декабря 1877 года . Совет постано­вил «сделать разборку икон» и решить, «какия из икон могут быть оставлены для руководства при иконописи, а какие по ветхости не могут быть полезными для учеников», их предлагалось уничтожить. Все годные для нужд училища иконы требовалось занести в опись «с кратким описанием их, указанием меры, времени поступления и откуда поступили». Это распоряжение было сделано 8 декабря, а в опись, по всей видимости, иконы пророков были внесены уже 11 декабря — именно эта дата, 11 декабря 1877 г., написана на их обо­ротах.

В 1885 г. училище было переведено в Троице-Сергиеву лавру, его учебные классы располагались в Казначейском корпусе. Вместе с остальным имуществом училища, со всеми «учебными пособиями и принадлежностями, относящимися до иконописания» были пе­ревезены в Лавру. Иконы из Ивановского монастыря: 10 икон про­роков в «ветхих сребропозлащенных тисненых басменных окладах» вошли в число 58 икон, которые смотритель лаврской живописной школы иеромонах Симеон отобрал на складе Московского епархи­ального училища иконописания в Москве. Так 27 октября 1885 г. храмовые образы Ивановского монастыря оказались в Троице-Сергиевой лавре.

Большинство сохранившихся икон древнего иконостаса храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре (всего их известно 18) датируются XVI в. В.М. Сорокатый от­нес их живопись к «наиболее аристократическому слою столичного искусства» 1570-х гг. Их создание, по предположению А.Л. Батало­ва, связано с особым вниманием царя Ивана IV Грозного к обителе, посвя­щенной его патрональному святому.

На основании данных Описи 1701 г. АЛ. Баталов сделал вывод: «Таким образом, во второй половине XVI в. в соборе существовал типичный для того времени иконостас, в котором, кроме местных икон, присутствовали деисусный, праздничный и пророческий чины». Этот иконостас, состоявший из местного, полнофигурно­го деисусного, праздничного и поясного пророческого чинов, от­носился к наиболее распространенному типу высоких иконостасов XV — середины XVII.

В настоящее время еще четыре иконы из деисусного ряда находятся в Государственном Русском музее и две иконы – в Национальном музее Стокгольма. Все эти иконы из иконостаса древней соборной церкви являются единственными сохранившимися памятниками монастыря.

1 Т.В. Кузнецовой «Иконы пророческого чина из Ивановского монастыря». Материалы IX международной конференции. Сергиев Посад, 2016.

Комментирование запрещено