12 января — день памяти матушки игумении Епифании

Каждый год 12 января после литургии и панихиды в соборном храме из монастыря отправляется машина на бывший монастырский хутор. Там на старом кладбище вблизи храма прп. Сергия сохранилась могила последней нашей Ивановской игумении Епифании (Митюшиной). В этом году исполнилось 88 лет со дня ее блаженной кончины. В этот день мы молимся и о и первой из известных нам настоятельниц древней обители – тезоименитой игумения Анисии (+1626).

В этот год, как и в прошлый, панихиду на кладбище согласился послужить иеродиакон Кронид (Маленков), монастырский клирик. Дорожки на кладбище перед нашим приездом расчистил староста Сергиевской церкви, ревностный почитатель истории своего храма. К 12 часам у могилы Матушки собралось несколько человек, пришедших почтить память и пропеть заупокойные молитвы: четверо сестер, двое прихожан Сергиевского храма и двое экскурсоводов-консультантов из Досифеевской рабочей группы. Особенно радостно было видеть в этот день родственницу монастырского священника Димитрия Рождественского, в 1893 году участвовавшего в освящении хуторской церкви.

На кладбище около 80 могил. Глубокие сугробы. Могильные холмики, покрытые белоснежным покровом, образуют ритмичный узор. За последним рядом могил начинается величественный застывший зимний лес. Прозвучал первый возглас на начало панихиды, и тут же посыпал крупный пушистый снег. Ветра нет, горит пучок свечей, мерцает фонарик на Матушкиной могиле. Звучат заупокойные стихиры с припевом «Благословен еси Господи». Тихо падает снег, покрывает всех поющих и молящихся. И все кружится и сливается в чистоте и покое. Соединяются в этом снежном кружении прошлое и настоящее, время не дробится на «сегодня» и «тогда». В молитве приближаются к нам лежащие здесь наши сестры во главе со своей игуменией Матушкой Епифанией. После последних звуков «Вечной памяти» прощаемся со всеми покоящимися здесь, идем греться в храм.

Деревянная церковь в честь прп. Сергия маленькая, напоминает сказочный теремок. Какая-то она уютная, намоленная, родная. Здесь Матушка Епифания молилась в последние скорбные годы своей жизни после изгнания ее вместе с сестрами из монастыря на Солянке осенью1926 года. Четыре года игумения Епифания прожила на хуторе. Поддерживала сестер своей молитвой. В праздничные дни сестры ходили поздравлять Матушку, пели ей праздничные песнопения и канты, о чем упоминается в тетради уставщицы монахини Ангелины (Карасевой). Среди сохранившихся нот хуторской библиотеки мы нашли партитуру и отдельные партии канта «В день Ангела Матушки игумении». Именины игумения праздновала 12/25 мая, в день памяти свт. Епифания, епископа Кипрского.

Тяжелый игуменский крест несла Матушка до своей кончины. Пережила юридическое закрытие монастыря в 1918 году, отнятие большей части территории и двух корпусов для лагеря особого назначения в 1919-м. Почти 10 лет существования при новой власти Матушка постоянно вела переписку с государственными структурами, защищая сестер от изгнания из стен обители. Когда же это произошло, ивановские монахини и послушницы оказались без крова, разбрелись по городу и деревням. Кто поведает о том, что пережила игумения, у которой отнимают ее духовных чад? Последним тяжелым ударом для Матушки за несколько дней до смерти был арест 16 ивановских послушниц и прежнего хуторского священника Владимира Смирнова во время массовых облав по Москве.

Отпевал игумению Епифанию схиархимндрит Иларион (Удодов), в ее могилу он положил игуменский посох, со словами: «Эта последняя! Больше не будет!».

Прошло 88 лет. Ожил храм прп. Сергия, восстанавливается Ивановский монастырь.

Новые ивановские сестры пришли в обитель, чтобы продолжить служение. Приводим слова одной из них:

«Матушка Епифания и наши сестры свою любовь ко Христу доказали своей жизнью. Мы пришли в монастырь и должны продолжить их служение. Они уже поют на небесах, и нам бы нашими слабыми голосами влиться в этот хор, подхватить это пение.

Сегодня мы пришли поклониться Матушке и сестрам, почтить их мужество, их веру, силу их любви ко Господу! И нам очень нужны их молитвы, их помощь в нашем служении!»

Комментирование запрещено