Дежурные старицы Досифеи

«Думаю, что мы все почувствовали укрепляющую благодать Божию, которая дается при начале богоугодного дела,
чтобы потом, когда наступит период испытаний, вспомнить и поверить, что все возможно с помощью Божией».

Из письма м. Т. после первой встречи Досифеевской группы

Накануне 1 декабря все сёстры и братья экскурсоводы-волонтеры получили письмо из дорогого нашему сердцу Иоанно-Предтеченского монастыря:

«Добрый день, дорогие экскурсоводы!

Наш монастырь проводит работу по сбору материалов для канонизации старицы Досифее. Для этого мы решили организовать дежурства у ее гробницы в Новоспасском монастыре …».

Для дежурных, которые должны будут нести вахту в храме-усыпальнице прп. Романа Сладкопевца в Новоспасском монастыре у гробницы м. Досифеи, были разработаны и разосланы подробнейшие инструкции по надлежащему поведению, а также вся имеющаяся литература о жизни этой подвижницы, документы по вопросам канонизации и другая литература. На эти дежурства было получено благословение у наместника Новоспасского монастыря епископа Иоанна, а всем дежурным были выданы бейджики с их именами — «Экскурсовод-Консультант».

«Экскурсоводы-Консультанты» обязывались дежурить в усыпальнице у гробницы м. Досифеи, вести наблюдения и рассказывать интересующимся о жизни этой подвижницы, или же наоборот, записывать истории о чудотворной помощи, а также следить за заполнением тетради для посетителей.

В соцсети же была создана группа из «Досифеевцев» для оперативного оповещения о найденных источниках литературы, для обмена мыслями, догадками, здесь же выкладываются и отчеты о прошедших дежурствах и просто любая полезная информация, которая могла бы помочь нам в наших делах и поисках.

В течение вот уже более двух месяцев сестры во Христе несут послушание у гробницы матушки Досифеи, пишут отчеты, читают литературу, обмениваются своими мыслями и находками, встречаются для обсуждения накопившихся вопросов, связанных с дежурствами и канонизацией м. Досифеи, обсуждают составление акафиста и жития. По ходу обсуждения появляются новые вопросы, предложения, высказывания и пожелания. Сейчас эта группа состоит из 10 человек (Елена, Ольга, Мария-Инга, Наталья, три Светланы (Света, Светлана и Фотиния), Инна, Оксана и Виктория).

Наверное для м. Досифеи мы сделали ничтожно мало по сравнению с тем, что уже успели получить взамен! И это все еще предстоит оценить и осмыслить!

Светлана Зотова

Приводим ниже эссе наших участников, отражающие двухмесячный опыт участия в этом послушании.

1. Начну с того, что Царский дом Романовых мне очень дорог. Ещё в своем нецерковном детстве, когда я услышала, что Царя расстреляли со всей семьёй, я была так потрясена, что и с детьми Царя так жестоко расправилась наша такая «хорошая» Советская власть…

Потом я много читала о роде Романовых, а со временем даже духовно породнилась с ними; мы с мужем венчались 17 июля, в день памяти Царской семьи. Много лет спустя в этот же день повенчалась моя дочь Полина. Сыну своему я дала имя Алексей, и его святой покровитель — царевич Алексей Романов. И у зятя фамилия Романовский, ну почти как… Затем часто в жизни моей были события, встречи связанные с Царским домом.

Когда нас позвали в Новоспасский монастырь обсудить организацию наших дежурств у монахини Досифеи, я подумала, что это явно зов свыше и мне видимо это очень нужно. С этого дня началось мое духовное знакомство с монахиней Досифеей, по преданию из рода Романовых. Учась на курсах экскурсоводов, я подробно познакомилась с ее жизнью, могла и сама впоследствии подробно изложить вехи ее земного пути. Думаю, что в то время я больше чувствовала ее как потомка царственного рода, невольно оказавшуюся в стенах монастыря…

Когда же начались дежурства в Новоспасском монастыре у гробницы м. Досифеи, то матушка открылась мне как старица, духовная руководительница, помощница, утешительница. Все сестры из нашей Досифеевской группы заметили, что находясь рядом с матушкой, чувствуется необыкновенный мир, покой душевный, не хочется уходить, а все стоял бы и стоял рядышком. Я разговаривала с матушкой, как с живой, изливая ей свои печали и недоразумения житейские, прося ее помочь мне, если Бог благословит… и стала замечать, что происходят перемены, мои молитвы слышат, болезни отступают, сложные ситуации врачуются, иногда болезненно, как хирургическое вмешательство, но потом ты понимаешь, что вот именно так-то и лучше всего для тебя и твоих близких, о ком сердечно воздыхал в молитве.

Матушка Досифея для меня теперь как духовная руководительница и старица, я даже забывю, что она царственного рода, это ушло на второй план. Матушка Досифея постепенно все больше открывается нам, в нашей Досифеевской группе мы ведём переписку, делимся своими новыми открытиями о м. Досифее, изучаем ее окружение, с кем она вела общение, переписку.

Нам открывается удивительная картина преображения ее личности, ее путь к старчеству. Для меня м. Досифея — Святая, преподобная. Очень надеюсь, что произойдет ее канонизация, как завершительный акт признания Церковью ее святости и мы все соборно возгласим: «Преподобная мати Досифея, моли Бога о нас!».

Инга – Мария

2. Встреча с монахиней Досифеей, старицей Ивановского монастыря.

Возможность участия в проекте Ивановского монастыря по подготовке экскурсоводов – волонтеров мною воспринялся как подарок Свыше, неожиданный и волнующий.

В детстве я жила в районе Ивановской горки, осталось много счастливых воспоминаний об этом времени. Особенно запомнилось мне как в солнечный весенний день мы, счастливые и радостные, с друзьями бегали по извивающимся переулкам Ивановской горки, круто спускающимися от Маросейки к Солянке, и пускали кораблики по веселым весенним ручейкам, стремительно бегущими вниз.

Переехав из центра города на окраину Москвы, я в дальнейшем часто привозила сюда своих школьных и институтских друзей, знакомых, детей, устраивая им импровизированные экскурсии по переулочкам Ивановской горки по местам моего детства, к которым я душевно и сердечно привязана до сих пор.

Много лет я ходила по храмам Ивановской горки, интересуясь их историей и архитектурой, потом наступило время паломничества, просьбы и молитвы о помощи, вслед за которым пришло время переосмысления и благодарности. Очень хорошо помню Ивановский монастырь во времена моих горестных молитв, отчетливо помню, как горячо молилась у икон известных и неизвестных мне святых в главном соборе Ивановского монастыря.

Тогда еще я не знала о старице Досифее, но всегда, увидев ее портрет в полуосвещенной части собора, подходила к нему, молилась и просила о помощи.

Во время обучения на курсах экскурсоводов в монастыре, многое стало чудесным образом открываться для меня. По новому стал восприниматься монастырь, появилось необыкновенное чувство любви к этому святому месту, где в течение многих веков звучала сердечная молитва монахинь, и которая продолжается в настоящее время.

Первый раз мы (экскурсоводы – волонтеры) с м. Тавифой и сестрами монастыря поехали в Новоспасский монастырь в день открытия музея в храме –усыпальнице представителей царского рода Романовых 1 декабря 2018 г. Когда я в первый раз подходила к гробнице м. Досифеи, у меня появилась мысль, что монахиня Досифея привела меня к себе, и что на курсы экскурсоводов я попала именно для этого. А когда приложилась к ее гробнице, в душе возникло чувство радости и умиления, и вспомнилось, что однажды мне уже довелось испытать подобное у мощей святых Дивеевских блаженных Пелагеи, Марии и Параскевы.

С радостью и благодарностью я приняла предложение м. Тавифы о дежурстве у гробницы м. Досифеи в Новоспасском монастыре 9 декабря 2018г.

С волнением и сердечным трепетом собиралась я на первое свое дежурство у гробницы м. Досифеи. Душа радовалась, когда я ехала в Новоспасский монастырь к ранней литургии. Под старинными низкими сводами храма-усыпальницы я увидела множество народа, нашла м. Тавифу и стала рядышком. После окончания службы мы подошли к надгробной плите м. Досифеи, и опять на душе была радость и счастье. Уходить из храма не хотелось и думалось о том, чтобы вернуться сюда как можно скорее. Всегда с нетерпением жду возможности поехать к м. Досифее, делюсь своими впечатлениями и появившимися знаниями о такой духоносной старице с друзьями и паломниками, пришедшими на экскурсию в монастырь.

07.02.2019. Светлана Духанова

3. Два месяца со старицей Досифеей

Я узнала о создании нашей группы дежурных у гробницы монахини Досифеи, будучи далеко за океаном, и примкнула к ней только 20-го декабря. До этого знакомство со старицей было скорее «теоретическим» — из литературных источников и того, что нам поведали насельницы Иоанновского монастыря. Когда же я переступила порог усыпальницы и приблизилась к гробнице матушки Досифеи — случилась настоящая встреча! Эффект присутствия был очевиден: как будто тебя окутывает благое «электричество», неземные тишина и покой, и всё это неизъяснимым образом связано с личностью старицы Досифеи. Не было задачи жестких часов дежурств. Кто сколько и когда может. Но желание приезжать ещё и ещё возникло сразу.

Усыпальница в храме Романа Сладкопевца — у меня отец Роман, давно его нет на земле, и вот я непосредственно молюсь его тезоименитому святому о нём. Великий князь Сергий Александрович давно мною особо сердечно почитаем – и тут его гробница! Чудесный список иконы «Феодоровской», молилась перед ней о благополучном разрешении непраздной подруги – слава Богу так и случилось! Гробницы рода Романовых — дали толчок углубиться в историю Родины.

Сам Новоспасский монастырь очень понравился (до той поры не бывала в нём) – и чудотворная икона «Всецарица», и древняя чудотворная икона Нерукотворного Образа Спасителя, и пояс святого праведного Иоанна Кронштадского, необыкновенные храмы и росписи, некрополь, службы со знаменитым хором, замечательный книжный магазин и церковные лавки, просторная трапезная. Всё стало добрым открытием. Захотелось узнать больше – прочла солидную книгу о монастыре с огромным интересом.

Дальше — больше! На нашем маленьком совещании-чаепитии 8-го января сестры высказали пожелание побольше узнать и собрать материал о времени и ближайшем окружении старицы Досифеи . Начались поиски информации об упоминаемых в её жизнеописании лицах. Это оказалось очень увлекательным и интересным занятием. Хоть и по крупицам, но что-то добавляется к историческому и духовному образу нашей старицы. Но, при этом, мы узнаём много для себя нового о той эпохе и её людях. История, приближаясь, воистину оживает для нас!

Лично для меня матушка Досифея стала настоящей утешительницей и помощницей: ушли в прошлое «страхования» и психологические ненужные застарелые преграды, как будто старые душевные рубцы изгладились, и стало легко и спокойно делать то, что раньше никак не получалось.

Кроме того: благодаря дорогой нашей старице, мы встретили единомышленников и соработников во Христе – друг друга! Вспоминая слова монахини Досифеи из письма к братьям Путиловым (будущим старцам Моисею Оптинскому и Исайе II-му Саровскому): «… прошу читать письмо моё вместе, дабы цепь дружества вашего была твёрже», надеемся и мы, что содружество наше окрепнет и принесёт благие плоды.

Духовно мудрая старица Досифея, великая подвижница терпения и благочестия, моли Бога о нас!

14.02.2019. Светлана Сергеева

4. В день преставления матушки Досифеи, к которому я впервые подхожу осознанно, хочется в знак благодарности к её молитвенному заступничеству и любящему вниманию сказать важные, особенные слова. И вливаясь в общее ожидание прославления старицы Досифеи в лике преподобных, чувствую необходимость повествовать о явленных ею благорасположении и участии в жизни автора.

26 ноября, в понедельник, 2018 г. за день до случившегося события мне как экскурсоводу-волонтёру Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря пришло приглашение провести экскурсию в следующем месяце. Я выбрала 9 декабря – канун празднования иконы Божией Матери «Знамение».

На следующий день, 27 ноября, во вторник, будучи вдохновлённой появившейся в моём расписании предстоящей экскурсией, я утром келейно решила помянуть в молитвах старицу Досифею. После чего приступила к насущным вопросам. В тот день я отправилась по делам в незнакомую для меня часть района Москвы. Подчеркну – я никогда в этом месте и его окрестностях не была, и, кроме интересовавшего меня учреждения с конкретным адресом, ничего более не знала. Выйдя на остановке общественного транспорта, я была удивлена увидеть доселе невиданную мной миниатюрную православную церковь изящного и в то же время необыкновенного архитектурного решения. Её внешняя непохожесть на других, а также мысль о том, смогу ли я специально приехать сюда вновь, привели к тому, что на обратном пути я решила посетить её.

Церковь оказалась Храмом Знамения Божией Матери в Перово! О существовании этого храма я не знала, как и не знала о месте его расположения и никогда его прежде не видела. Тем более до того момента не имела представления, кому он посвящён. Конечно, было ощущение радости и личного чуда – было тепло осознавать связь между выбранным накануне днём празднования иконы Божией Матери «Знамение» и сегодняшними событиями… Храм оказался удивительным – устремлённым ввысь, при этом совершенно камерным. Побывав в нём однажды, Вы его уже не забудете.

Я что-то спросила у сестры, ухаживающей за подсвечниками. После небольшого диалога она предложила мне взять брошюру о храме для более подробного ознакомления. Я засомневалась, нужна ли мне брошюра, ведь я уже всё посмотрела, но всё же прислушалась, ведь говорят, что всё, произнесённое в храме Божием, сказано неспроста и идёт нам на пользу. Я присела на скамью напротив алтаря и стала внимательно читать. Вдруг я дошла до небольшого упоминания: «В 1743 г. село было куплено в казну, а в 1744 г. пожаловано графу А.Г. Разумовскому. При нём подмосковное село превращается в миниатюрный Версаль, став местом развлечения двора императрицы. В связи с этим возникла легенда о том, что в Знаменском храме состоялось венчание Елизаветы Петровны с Алексием Разумовским».

Конечно, сказать, что я не ожидала ничего подобного, входя в храм, — это ничего не сказать! Моему духовному восторгу не было предела! Тут вспомнилось и утро с молитвой о матушке Досифее, и критика со стороны тех, кто не считает Ивановскую затворницу законной дочерью императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Григорьевича Разумовского… Сердце ликовало — сама старица Досифея «посетила» меня, словно бы рассказала мне о своих родителях. Изучая житие старицы Досифеи, сердцем я всё же верила и поэтому не сомневалась, что Елизавета Петровна и Алексей Григорьевич истинные родители Ивановской старицы. Произошедшая со мной история с храмом, где, по легенде они обвенчались, ободрила меня ещё больше – словно теперь я знаю наверняка, что предание правдиво.

А через два дня, 29 ноября, пришло извещение, что монастырь проводит работу по сбору материалов для канонизации старицы Досифеи, для чего было принято решение организовать дежурства у её гробницы, куда мы, выпускники-экскурсоводы, были приглашены.

Зачастую, когда мы идём к святым угодникам Божиим, мы идём просить, молить, излить душу… А, когда пришли, получили благодать по Милости Божией, по их святым молитвам, вдруг осознаём, что счастливы просто быть рядом с ними, явственно ощущать их любовь и заботу. Не из-за того, что мы это как-то заслужили, а просто потому что мы есть и мы сподобились придти. Также и обращаясь к старице Досифее – счастье человек уже ощущает от того, что Матушка была рядом и обратилась к нему: прикоснулась к сердцу, осветила помыслы. Даже, если человек, просто пришёл к ней… Ты только приди.

Ольга Корнилова

5. Это послушание стало одной из возможностей духовного преображения, углубления личных отношений с Богом.  Как будто появилось незримое участие и наставничество мудрой старицы, постепенно открывается путь духовной мудрости и рассуждения, по-новому расставляются приоритеты. И конечно, испытываешь радость, душевный подъем и благодарность за бесценный покров и защиту Свыше. Благодатная сила растворила всю душевную боль и прежние скорби.  

Оксана Алексеева

Комментирование запрещено