Насельница нашей обители приняла участие в круглом столе «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

24-25 июля 2019 года в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга проходил круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства». В нем приняла участие монахиня Феонилла (Харченко), насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря города Москвы, по окончании работы круглого стола она дала интервью порталу «Монастырский вестник»:

Очень хорошее напутствие дал участникам монашеского форума митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Суть его в том, что если вы сталкиваетесь с неразрешимыми проблемами в жизни монастыря или своей монашеской жизни, обращайтесь за советом к более опытным монахам, духовникам, игуменам и игумениям. Они выросли духовно при старцах и исповедниках, они стяжали и свой – уже многолетний – опыт, они с радостью и любовью поделятся им с вами.

Все доклады были по-своему интересны. Некоторые хотелось бы почитать в печатном виде. Особый отклик вызвал доклад-размышление игумена Петра (Мажетова) «О воспитании литургической культуры или о возрастании в познании Литургии как таинства Царства». Виден и глубокий опыт, и его осмысление. У отца Петра образный язык, емкие метафоры. Например, делая акцент на важности для монаха Литургии и келейной молитвы, отец Петр отмечает, что именно монах, как никто, может почувствовать близость Бога к человеку, и есть два момента, где эта встреча наиболее явна. Это Литургия: Бог приносит Себя в Жертву для человека. Это келья монаха, его келейная молитва: там уже монах приносит себя в жертву Богу.

Живой разговор второго дня поднял тему сочетания молитвы и послушания, молитвы и труда в жизни современного монастыря. Итоги дискуссии: монах не должен быть перегружен так, что на молитву у него нет ни времени, ни сил. Главное, всё-таки молитва, а потом труд, но никогда монах не должен быть празден. Умение чередовать молитву, труд, отдых приносит преуспеяние монаху. Молитва и послушание, как известно, два крыла у монаха. Возрождение и становление Иоанно-Предтеченской женской обители в самом центре Москвы, где я подвизаюсь, стало возможным в наши дни во многом благодаря Пюхтицкой традиции, Пюхтицкой схиигумении Варваре (Трофимовой) и, конечно, нашей матушке – игумении Афанасии (Грошевой), которая в январе 2002 года приехала из Пюхтицкого монастыря и за святое послушание возглавила обитель. Наши сестры всегда живо интересовались Пюхтицким монастырским укладом, и первые насельницы ездили туда по приглашению матушки Варвары. Да некоторые новоначальные сестры и сейчас находятся в Пюхтицком монастыре, насыщаются этим живым источником монашеской жизни.

Но для нас и пример жизни нашей матушки-игумении всегда был таким «живым, воплощенным уставом монастыря». Вспоминается ее наставление: «Монашеская жизнь – это постоянный труд». А матушка Варвара говорила: «Молитва – это труд, труд – это молитва». И еще: «Послушание выше правила». Она отмечала, что труд сам по себе является школой молитвы. Когда одна из сестер спросила отца Николая Гурьянова о монашеском правиле, он указал на монахинь Варвару и Георгию, будущих игумений, и сказал: «Вот живое монашеское правило», имея в виду, что они безропотно несли послушания и днем, и ночью. Приводя в пример пюхтицких монахинь, отец Николай Гурьянов говорил о монашеском правиле: «Бывает правило, которое вычитывают, а есть правило – послушание живое». Мне вспоминается такой рассказ. К матушке Варваре приехал молодой монах и пытался узнать у нее тайну монашеской жизни, которая немногим доступна, даже из числа монашествующих. Матушка посмотрела на него, как на малого ребенка, улыбнулась по-матерински с любовью и сказала: «Истинная духовная жизнь по-детски проста, доверчива и чиста…».

Еще одна важная тема была озвучена на форуме – это образование монашествующих. Она отчетливо прозвучала в докладе митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора «О формировании “богослужебного сознания” монашествующих». Приобщение к традиции идет через активное участие, например, в богослужении, но также и через ее изучение. Об этом же говорил и принявший участников круглого стола во время их паломнической поездки настоятель Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни архимандрит Николай (Парамонов). Батюшка поделился своим опытом уже почти 30-летнего духовного руководства братией. По его словам, все молодые послушники, которые не отказывались от учебы как послушания, прилежали к учебе, остались в монастыре, приняли постриг и сейчас со смирением служат в сане, преподают… Но есть примеры, когда те, кто отказывался от образования, даже если он много лет прожил в монастыре и вел подвижническую жизнь, спустя десятилетия, всё-таки ушли из него.

Источник https://monasterium.ru

Комментирование запрещено