Преподобная Елизавета чудотворица, игумения Константинопольская

Икона преподобной Елизаветы Чудотворицы. Конец XIX века. Собор Иоанно-Предтеченского монастыря

Икона преподобной Елизаветы Чудотворицы. Конец XIX века. Собор Иоанно-Предтеченского монастыря

1.»Многие дочери сотворили силу, многие приобрели бо­гатство»1 , – говорит мудрейший Соломон, пророчески возве­щая то, что не только мужчины, но и женщины в различные времена просияли красотою всяческих добродетелей, стали сопричастны дарам Божественного Духа и необыкновенным образом сотворили удивительные чудеса и знамения по всей вселенной. Ибо Писание представляет, как десятки тысяч и бесчисленное множество женщин и в законе, и по благодати2 превратили женскую немощь в мужественную волю, при помощи воздержания и многотрудного подвижничества до­блестно отразили силою Вышнего древнего обманщика пра­матери Евы и общего врага и супостата рода человеческого и увенчались блистательными знаками победы.

2. Одна из них и достохвальная и прославленная чудесами Елизавета: родиной ее был столичный город Гераклея Фра­кийская3, а родителями – не некие неизвестные и незнатные люди, но благородные, прославленные богатством и выдаю­щиеся по добродетели (Евномиан – имя отца, бывшего тогда дисипатом4, матери же – Евфимия). Живя согласно значе­нию своих имен5, боголюбиво и богоугодно, и постоянно упражняясь в законе Господнем, они были всем известны и всеми превозносимы. Ибо обитая близ упомянутого города, в местечке, называвшемся раньше Фракокрина, а ныне Авидины, они были, как праведный Иов, набожны и непороч­ны6 и, подражая гостеприимству патриарха Авраама7, щед­ро предоставляли нуждающимся все необходимое. Поэтому получают они, как и тот, по обетованию, плод чрева8, до­стойный их собственной красоты и благотворительности, а то, как это случилось, изъяснит наш рассказ. Ведь хотя по­сле их свадьбы прошло уже шестнадцать лет, они остава­лись бездетны и, лишенные потомства, естественно, скорбе­ли, страдали и усиленно умоляли Бога, Взирающего на серд­ца, разрешить их печаль о бездетности и даровать им дитя, которое наследует их род и богатство. Исполняющий же же­лания боящихся Его9 Господь благосклонно внял их молит­ве и не презрел моления о том, что Ему было благоугодно.

3. И действительно, по существовавшему в этом месте ста­ринному обычаю жители окрестных деревень собирались каждый год на память добропобедной мученицы Гликерии10 и праздновали ее вместе с горожанами в течение целой неде­ли (а совершается она 13 мая). Торжествовали со всеми и чудесные родители преподобной. И совершая моления и все нощные славословия, они обходили святые храмы этого го­рода, в которых покоились честные мощи сорока святых жен и дьякона Аммуна11, и многих других (о них, равно как и о великолепии и замечательных зданиях этих знаменитых церквей, пространнее повествует житие великого во иерар­хах Парфения12). Почитая их и одаривая по достоинству, все сообща праздновали и веселились, нося повсюду с собою и отсеченную за Христа приснопочитаемую главу мученицы. Взглянув на нее во время совершения божественного тайноводчества13 тогдашним архиереем этого города Львом в бо­жественном храме Богоматери под названием Фисаврос14, выше упомянутый отец преподобной Евномиан увидел, что она то весела, как-будто улыбаясь, а то сумрачна. Сочтя это явным знаком своего упования на мученицу, он колебался душой между радостью и печалью. И когда, наконец, закон­чилась праздничная служба, множество народа сотворило усердную молитву в церкви Богородицы, которую местные жители называют Катахилской, и около девятого часа вер­нулось в святой храм мученицы Гликерии15. А после вечер­ни один Евномиан вместе со своей супругой Евфимией, ког­да все остальные ушли, оставался в этом месте, горячо моля победоносную мученицу разрешить их узы бесплодия и да­ровать им паче чаяния дитя. И вот, продолжив свое моление вплоть до полуночи, они чуть прилегли на пол и уснули. Тог­да – о неизреченные и страшные Божии тайны! — предстает во сне этому мужу сладчайшая, как и ее имя16, мученица и говорит ему: «Что ты утруждаешь меня, человече, и просишь у меня того, что может дать тебе только Бог? Однако если ты истинно пообещаешь мне стяжать сердце сокрушенное и дух смиренный и никогда не превозноситься над ближними, то даст тебе вскоре с моей помощью Великодаровитый Господь чадо женского пола, и ты назовешь ее Елизаветой, ибо она окажется подобна матери Предтечи и Крестителя Иоанна». Когда же тот [т.е. Евномиан] клятвенно пообещал с охотой это исполнить, святая, запечатлев его крестным знамением, удалилась от него. И проснувшись, муж тотчас поведал об этом видении своей жене, а та сказала, что и сама увидела сходное. Так же и боголюбивейший архиепископ, почтенный провидческим даром, увещевал и вразумлял обоих супругов в согласии с мученицей Христовой. И после праздника, на три дня приняв их в гости и благословив, отпустил с миром домой.

4. И тотчас же жена его зачала во чреве17 и по прошествии девяти месяцев родила дитя женского пола18 по истинному предсказанию мученицы. А по истечении сорокадневного срока19 Евномиан, взяв дитя вместе с матерью, привел их в город. Достигнув храма славной мученицы и оказавшись перед честным ее образом, стоявшим с правой стороны, бро­сился он ниц на землю, благодаря ее с радостью в сердце и со слезами. Затем же, взглянув на образ и произнеся долж­ные благодарения, увидел странное и необычайное зрели­ще. Ведь изображение ее заблистало паче солнца, и слегка пошевелив губами, она сказала: «Пора тебе, Евномиан, ис­полнить свои обещания Богу». Это вызвало в нем страх, тре­пет20 и величайшее потрясение; и придя к преподобнейше-му архиепископу и поприветствовав его по обычаю, они по­просили дать чаду печать Христову. Он сам и крестил ее, огласив, и назвал Елизаветой, как предрекла мученица. Усерд­но помолившись за них, он сказал младенцу: «Милостив да будет ко мне, чадо, благодаря тебе Господь, даруя мне остав­ление грехов». Итак, они тотчас возвратились с радостью вос­вояси. Дитя же преуспевало в возрасте21 и красоте. И когда ей исполнилось три года, отец отдал ее для обучения Священно­му Писанию, в чем она явила великую искусность и навык, так что и жития святых, лишь услышав, могла сразу переска­зать. Едва достигла она двенадцатого года, как мать ее ушла из жизни; и когда отец хотел выдать ее замуж, даже и слышать об этом не хотела отроковица, желая скорее стать невестой бессмертного Жениха Христа. Когда же промчались после этого еще три года, то и отец ее Евномиан с радостью отошел ко Господу, а блаженная, оставшись в одиночестве, тотчас обратила свои взоры к Отцу сирот – Богу. И возжелав уеди­ненной и нестяжательной жизни, то золото и серебро, кото­рое скопили для нее родители, и остальное состояние, доста­точно большое, раздала она нищим и через руки нуждающих­ся вверила его Богу, а рабов и рабынь удостоила свободы.

5. Сама же она бесповоротно устремилась в столицу22 и, до­стигнув священной обители святого великомученика Георгия, которая называется Малый Холм23, где настоятельницей была ее тетка по отцу, удалилась там от мира, облеклась в ангельский образ и всей душою отдалась иноческим подвигам. И преуспев вскорости во всяком виде добродетели, стала она исполнена всех даров Духа, ибо долгими постами поработила и усмирила свое тело24, часто проводя без пищи, как великий Моисей и Илия Фесвитянин, целых сорок дней и никогда не прикасаясь к мас­лу, но питаясь одним лишь живым и небесным хлебом. Обиль­но украшенная возвышающим смирением25 и духовно взирая на божественную красоту сердечными очами, она не хотела вообще поднимать глаз к небу, так что три года или более, склонившись к земле, никогда не смотрела в небесную высь. Считала она лучшим богатством и всячески приветствовала нестяжание, ходя всегда в одном хитоне и нося одежду нетле­ния, сотканную ею свыше посредством бесстрастия, и, горя огнем божественной любви, легко переносила она зимнюю стужу, держала ноги необутыми, как прекрасные и бегущие к почести вышнего звания26. Никогда не позволяла она поливать тело горячей водой, но каждый раз омывала его, согласно псал­мопевцу, вечно текущими потоками слез и очищала от всякой грязи, сохранив его чистым и сделав душу богоподобной.

6. А через два года после ее поступления в монастырь насто­ятельница обители, тетка [Елизаветы] по отцу, преставилась из этой жизни, назначив своей преемницей преподобную, ко­торую великий Геннадий27, стоявший тогда у архиерейского кормила, по обычаю благословил и поставил в игуменьи мо­настыря. И такой показала она себя в Божьих делах и подви­гах, и достигла такой высокой вершины добродетели и совер­шенства, что приобрела и величайшую силу чудотворения: и неизлечимые болезни исцеляла, а бесов изгоняла призывани­ем Христа, и божественного озарения и откровения свыше удостаивалась, и провидчески предсказывала будущее. Пред­видя таким образом, по божественному откровению, и надви­гающийся на город из-за Божьего гнева страшный пожар28, она провозвестила это державшему в то время скипетр ро-мейского царства благочестивому Льву29 и то же самое и по­добное этому – Даниилу, столпнику в Анапле,30 – и если бы молитвы их обоих не достигли Бога, то почти весь город стал бы жертвой огня. С той поры этот христолюбивый царь и приобрел великую веру к преподобной и, должным образом ее почитая и благоволя [к ней], определил в дар ее обители, как бедной и стесненной во всем, одно из царских поместий в Гебдомоне31, носящее имя св. Вавилы32, где были развали­ны неких древних построек, не малых числом. Обитая в них с давних времен, ужасный змей губил многих проходивших вблизи, и сделал это место совершенно непроходимым для всех, от чего весь город был охвачен скорбью и отчаянием, не зная, где искать спасения от такого несчастья. Узнав об этом от кого-то, святая, движимая божественной ревностью, взяла оружие честного креста, пришла на это место; и, под­няв очи к небу и призвав помощь свыше, она окликнула зве­ря и заставила его выйти, хоть и против воли, из своего лого­ва. Запечатлев его крестным знамением, отчего его пасть наполнилась пеной, она схватила его за голову и, поправ но­гами, убила со словами: «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия»33, – сама огражденная честным кре­стом. И таким образом, она полностью освободила жителей города от его вреда. Приобретя благодаря этому словно твер­дую надежду и получив полное уверение в том, что и над духовным змием, как над этим вещественным, с помощью [Христа] одержит победу, она дерзновенно приступила к чудотворениям.

7. И когда слух о ней распространился по всему городу, один благородный и богатый муж, чья единственная дочь страда­ла кровотечением, который, напрасно потратив большую часть имения на врачей, нимало ее не излечил, поскольку болезнь оказалась сильнее их искусства, отчаявшись, нако нец, в том, что они ее спасут, берет свое дитя и бросается к ногам святой, со слезами восклицая: «Спаси, раба Божия, мою несчастную дочь, которую я доверяю Богу и твоим молит­вам и рукам, и возьми, если хочешь, все, что есть у меня». Она же [говорит] ему: «То, что в доме твоем, чадо, оставь себе, ибо нет мне в нем нужды, – если же ты непоколебимо веруешь и пообещаешь смиренномудрствовать по евангель­ским заповедям до конца и быть милостивым к нищим, то исцелится твоя дочь». А когда муж согласился незамедли­тельно это исполнить, то помазав с молитвой дитя святым маслом от великомученика Георгия34, она возвращает ей здо­ровье и отсылает, радостную и благодарную, вместе с отцом домой. Но и многих других женщин, подверженных той же самой болезни кровотечения и приходивших к ней с верой в душе, она подобным же образом исцеляла, останавливая по­средством молитвы течение крови. Вместе с ними и некий муж, слепой от рождения, приходит к ней, услышав о чуде­сах преподобной. И ведомый другими под руки, он сказал: «Помилуй меня, верная ученица Божия, и отверзи мне очи, дабы увидев благодаря тебе сладостный свет, я восславил Создателя всех». Преподобная человеколюбиво снисходит к его просьбам и, нимало не медля, молитвенно руки подняла к небу, и маслом от святого помазала его глаза, за семь дней заставив его стать весьма зорким и громогласно славить Бога. 8. Так, просияв лучами необычайных чудес и просветив приходящих с верою, святая увидела однажды, во время со­вершения в храме божественного тайноводчества, как засвер­кал кругом неизреченный свет, и Всесвятой Дух в виде бе­лейшего полотна сошел внутри алтаря после херувимской песни35 и окружил священника, стоявшего перед божествен­ным престолом. Исполнившись ужаса и изумления36, она не рассказала никому о виденном, пока не настало время ее пре­ставления к Богу. Уже приближаясь к нему, она возжелала, как сама сказала, повидать свою родину; и достигнув Герак-леи и поклонившись тамошних честным храмам святых, во­шла она и в так называемую Халкопратийскую церковь Бо­городицы. И когда она молилась там, явилась ей некая жен­щина, по виду из знатных и видных людей города, и друже­ски обняв и облобызав ее, сказала: «Добро пожаловать, о возлюбленная мать». Преподобная же [спрашивает] ее: «Гос­пожа моя, кто я такая, бедная чужестранка, что ты столь ра­достно обняла и поцеловала меня, которую никогда не виде­ла?» А та говорит в ответ: «Живя здесь, я знала тебя еще прежде, чем ты была зачата во чреве твоей матери37. И если хочешь, пойдем ко мне домой, и ты удостоверишься в этом». Когда же преподобная спросила: «А где, о госпожа моя, дом твой?», «Ты увидишь меня справа от храма святого священномученика Романа38«, – сказала та и с этими словами стала невидима. Испугавшись и задрожав от страха, преподобная осмотрела весь храм, ища явившуюся ей, и когда нигде ее не увидела, то спешно отправилась в прекрасную церковь свя-щенномученика Романа. И помолившись там и удивившись его красоте и величию, она оказалась с правой стороны; и выйдя из врат, увидев над ними образ и приглядевшись, ре­шила, что виденное ею в церкви Богородицы – призрак. Ког­да же она размышляла об этом, раздался голос от образа: «Та, кого ты сейчас видишь, и виденная тобою недавно в храме -это я. Но возвращайся быстрее в свой монастырь, ибо ты должна вскоре оставить землю и переселиться на небесную родину». Страх и трепет охватили при этом святую, и, упав в храмовом притворе и погрузившись в сон, она снова увиде­ла мученицу Христову, которая говорила ей: «Как я тебе и прежде сказала, возвратись в свой монастырь, потому что близко время твоего отшествия. Ибо еще двадцать четыре дня, и ты отойдешь в мире ко Господу после совершения в твоем монастыре ежегодного праздника преславного вели­комученика Георгия39«.

9. И действительно, встав от сна, преподобная, получившая от мученицы повеление отправиться, воздала ей подобающее благодарение и поклонение и удалилась из города. Взойдя на корабль, вернулась она в свою священную обитель 1 апреля и с той поры не прекращала всех сестер вразумлять, увещевать, учить и излагать все относящееся ко спасению. А по проше­ствию определенных до ее кончины дней, она сиятельно со­вершила светлый и всемирный праздник славного мученика Георгия. И когда она причастилась непорочных и животворя­щих тайн, тотчас лицо ее просияло, как солнце40. Тогда с ве­ликой радостью и воодушевлением простерла она ввысь руки и благодарственно воскликнула: «Ныне отпускаешь рабу Твою, Владыко, по слову добропобедной Твоей мученицы, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое41«. И охваченная сильной горячкой, она терпела от шестого часа вплоть до следующего дня, а около третьего часа почила в мире и предала дух свой в руки Божии, 24 апреля. Честные же ее останки, собравшись, все окрестные монастыри с псалмами и песнопениями многочестно погребли в храме мученика [т.е. вмч. Георгия]. Они, сохраняясь Божьей силой и благодатью целыми и невредимыми вплоть до сего дня, известны как лечебница для всех притекающих с верою, ибо всякий, кто без сомнения и с праведным намерением приблизится к ее гробнице и призовет ее богоданное имя, какою бы болезнью он ни был охвачен, тотчас по ее непосредственному заступничеству получает ответ­ ное исцеление от страданий.

10. Однако же достойно упомянуть словом и о чудесах, случившихся после преставления блаженной, и вкратце поведать о них на пользу слушающим. Некий муж с высохшей рукой, без пользы прибегавший ко всякому врачебному ис­кусству, притек к гробнице преподобной, ободряемый толь­ко верой в нее, и благодаря ей вскоре сподобился удивитель­ного исцеления. Ибо случилось, говоря по-евангельски, что он уверовал и его сухая рука стала здоровой, как и другая42, после помазания святым маслом. А другой человек, слепой, с тем же рвением и верою приблизился к раке преподобной и благодаря подобному помазанию святым маслом ушел, ясно видя и величая милость и силу чудотворицы. Иной же, одер­жимый нечистым духом и бесчинно им мучимый, припал к святой раке преподобной и тотчас освободился от губитель­ного беса, в здравом уме возвратившись домой и рассказы­вая всем о великих делах Божиих43. Таковы преподобной нашей чудотворицы Елизаветы чудеса, [а суть также] и дру­гие, много большие и удивительнейшие этих, однако из-за своего обилия они не перечислены в настоящей книге, но записаны в другом месте.

11. Таково житие [Преподобной], таковы деяния и дарова­ния, которыми ее и при жизни, и после преставления достой­но прославил Владыка всех. Ее предстательством и мы все, стремящиеся стяжать ее покровительство и заступничество, да сохранимся всегда превыше телесных, равно как и душев­ных страстей, неповрежденно избегнем соблазнов невиди­мых и умственных врагов и, мирно окончив настоящую жизнь, сподобимся вместе с ней небесного блаженства во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Настоящий перевод выполнен по изд.: Halkin F. Sainte Elisabeth d’Héraclée, abbesse a Constantinople // Analecta Bollandiana 91,1973. P. 249-264.


1 Ср. Притч. 31,29.

2 Т.е. в ветхозаветное и в новозаветное время.

3 Гераклея Фракийская (иначе Перинф) – крупный город в Восточной Фракии, на берегу Мраморного моря, столица провинции Европа.

4 Дисипат («дважды консул») – высокий византийский чиновничий сан.

5 Евномиан означает по-гречески доброзаконный, а Евфимия – доброславная.

6 Ср. Иов. 1,1.

7 Быт. 18,1-8.

8 Ср. Быт. 30,2; Лк. 1,42.

9 Пс. 144, 19.

10 Гликерия дева пострадала вместе с мч. Лаодикием ок. 177 г. в Гераклее(память 13/26 мая).

11 Аммун дьякон пострадал с 40 девами постницами в Гераклее в IV в.(память 1/14 сентября).

12 Т.е. свт. Парфения Лампсакийского (память 7/20 февраля; IV в.).

13 Т.е. литургии.

14Сокровище.

15 На отдание праздника св. Гликерии.

16  Гликерия по-гречески означает сладостная.

17  Ср. Ис. 7, 14 и др.

18  Т.е. рождение прп. Елизаветы произошло где-то в феврале.

19  Т.е. срока нечистоты роженицы.

20  Ср. Пс. 54,6.

21  Ср. Лк. 2, 52..

22  Т.е. Константинополь.

23  Монастырь святого Георгия Малый Холм не известен из другихисточников; Монах Харитон в своем житии прп. Елизаветы уточняет, что он находился рядом с цистерной св. Мокия.

24   IKop. 9,27.

25   Ср. Мф. 23,12.

26 Фил. 3, 14.

27 Свт. Геннадий – Патриарх Константинопольский (458-471); (память 31 августа/13 сентября).

28 Имеется в виду пожар 465 г.

29 Лев I византийский император (457-474).

30 Об этом пожаре упоминается и в житии прп. Даниила Столпника (|490г; память 11/24 декабря). Анапл – предместье Константинополя.

31  Гебдомон – юго-западный пригород Константинополя, где находился один из императорских дворцов.

32 По-видимому, имеется в виду сщмч. Вавила, еп. Антиохийский (f251 г. память 4/17 сентября).

33 Пс.90, 13.

34 Т.е. елеем из лампады перед храмовым образом монастыря.

35 Это явный анахронизм, так как Херувимская песнь была введена в константинопольское богослужение только ок. 574 г.

36 Ср.Деян. 3, 10.

37  Ср. Лук. 2, 21.

38   Вероятно, имеется в виду сщмч. Роман, дьякон Кесарийский (|303 г.; память 18 ноября/1 декабря).

39   Т.е. после 23 апреля.

40   Мф. 17,2.

41 Ср. Лк. 2,29-30.

42 Ср. Мф. 12, 13.

43 Ср. Деян. 2, 11.

Агиографический комментарий

Житие преподобной Елизаветы – одна из самых загадоч­ных страниц византийской агиографии. Упоминаемая в гре­ческих синаксарях1 под 24 апреля, святая лишена в них кон­кретных биографических черт. Отсюда произошла та неяс­ность в отношении времени и обстоятельств ее жизни, кото­рая господствовала до середины XX в. и отразилась во мно­гих трудах, в том числе и у свт. Димитрия Ростовского2.

Между тем, чудесным образом сохранилось полное житие преподобной3 – всего в одной флорентийской рукописи XIV в., Cod. Flor. gr. 50 (Conv. soppr. B.I. 1214), содержащей жиз­неописания святых жен. В нем указывается не только время жизни подвижницы, современницы императора Льва I (457-474) и патриарха Геннадия (458-471) и свидетельницы великого пожара 465 г., но и подробно описывается все ее тече­ние, от зачатия до кончины и посмертных чудес. Текст этот наполнен множеством географических и церковно-археоло-гических реалий, что свидетельствует о хорошем знакомст­ве его анонимного автора с местами в Перинфе и Констан­тинополе, связанными со св. Елизаветой.

Относительно времени составления этого жития сущест­вует несколько противоположных мнений – известен лишь четкий terminus ante quem – дата самой рукописи – XIV в. Первоиздатель, о. Франсуа Алькен4, считал, что житие напи­сано до 591 г., когда авары разрушили храм св. Гликерии в Гераклее, – однако, как известно, он был тут же восстанов­лен императором Маврикием. Ученый-византист А.П. Каждан5 необоснованно считал, что эпизод с убиением змея, своего рода женская параллель к чуду св. Георгия, и мог по­явиться не раньше XII-XIII вв. Между тем эта история упо­минается уже в константинопольском синаксаре X в. Иссле­довательница жития преподобной В. Каррас6 верно опреде­лила terminus post quem нашего памятника — 574 год, когда император Юстин II ввел в литургию Херувимскую песнь, упоминаемую в житии7. Но рассуждения исследовательни­цы о создании текста в IX-XI вв., основанные на раздельном местонахождении главы и тела св. Гликерии в VIII-IX вв., кажутся нам неубедительными. Важно отметить, что неко­торые географические реалии жития носят еще ранние на­звания: например, монастырь св. Георгия Малый Холм ста­новится в средневизантийскую эпоху Малым Римским, а в позднюю вообще посвящен Богородице. Поэтому мы склон­ны относить наш памятник к доиконоборческой эпохе (ко­нец VI – начало VIII вв.).

Столь же предположительно датируется и другое житие прп. Елизаветы, составленное монахом Харитоном8. На самом деле, это скорее похвальное слово, весь фактический мате­риал в котором заимствован из выше упомянутого аноним­ного жития. Аргументы Ренато Крискуоло, впервые опубли­ковавшего это житие, в пользу зависимости анонимного жи­тия от Харитона не убедительны. Единственное добавление — это оборванное (из-за утраты конца текста) упоминание об исцелении у мощей святой дочери префекта, заимствован­ное, по-видимому, из какого-то другого описания чудес по­движницы, о каковом упоминается и в конце анонимного жития.

Поклонение нетленным, по свидетельству жития, мощам святой Елизаветы, которые находились в ее обители, про­должалось в Константинополе до самого взятия его турками в 1453 г. О них, вместе с останками св. Фомаиды, упомина­ют русские паломники Стефан Новгородский в 1348-49 гг. и иеродиакон Зосима в 1419-22 гг.9 На родине святой, во Фра­кии, до самого XX в. почитался чудотворный источник пре­подобной в Фанари около Селимврии.

1 Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae / Ed. H. Delehaye // Acta Sanctorum, Nov., Propylaea. Bruxelles, 1902. Col. 625.

2 Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих- миней свт. Димитрия Ростовского. Кн. 8. М., 1906. С. 398-400. Приводимые здесь сведения об игуменстве прп. Елизаветы в монастыре свв. Косьмы и Дамиана недостоверны, так как преподобная жила за много десятилетий до основания этого монастыря при императоре Юстине I (518-527 гг.).

3 Bibliotheca hagiographica graeca. Bruxellex, 1957. № 2121.

4 Halkin F. Sainte Elisabeth d’Héraclée, abbesse à Constantinople // Analecta Bollandiana 91,1973. P. 249-264.

5 Kazhdan A. Hagiographical Notes. 16. A Female St. George // Byzantion 56, 1986. P. 169-170.

6Life of St. Elisabeth the Wonderworker / Transl. by V. Karras // Holy women of Byzantium / Ed. by A.-M. Talbot. Dumbarton Oaks, 1996. P. 117-135.

7Эту дату надо принимать с осторожностью, так как вполне вероятно, что Херувимская песнь несколько древнее.

8 Bibliotheca … № 2122 , 2122а; Criscuolo R. Vita di santa Elisabetta di Constantinopoli, la taumaturga, scritta dal monaco Caritone // Annali della facolta di lettere e filosofia dell’ Università di Napoli 14, 1972. P. 49-68.

9 Majeska G. Russian travelers to Constantinople in the fourteenth and fifteenth centuries. Wash. 1984. P. 40, 148, 188, 321-325.

НАСТАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ ЧУДОТВОРИЦЫ, ИГУМЕНИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ, ПРОТИВ ЛУКАВСТВА И ЗЛОСЛОВИЯ.

Преподобная Елизавета, настоятельница женской обители, сама строгая подвижница, долговременными опытами изу­чившая особенности женского сердца, явилась ревностной и опытной руководительницей в спасении вверенных ее по­печению сестер о Господе. Так, сестрам и другим женщинам она внушала особенно остерегаться лукавства и злоязычия как грехов, очень частых между женщинами. «Мы слабы и телом и умом, – говорила она, – и при этой слабости думаем быть сильными то хитростью, то злоязычием. Но хитрость наша, как неразлучная с ложью, делает нас прямо слугами сатаны. Он – отец лжи и отважно действует там, где любят ложь. А говорливость женская тем более грешна, что при недостатке рассудительности и при раздражительности серд­ца расточаем мы всего чаще пустоту, ложь, клевету, легко­мыслие, вредное для себя и других».

«Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло», – говорит Премудрый (Притч. 15; 28), (Гав­риила, епископа Имеретинского. Слова и речи)1.

1 Цит.по: Дьяченко Г., прот. Полный годичный круг кратких поучений, сост. на каждый день года. Т. 1;М., 1901. С.289.

См. также: Преосв. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Жития святых подвижниц Восточной Церкви. М., 1994. С. 224-225.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.