В этом году 17 февраля мы отмечаем 205 лет со дня кончины монахини-затворницы Досифеи.
Почитание подвижницы продолжает распространяться не только в столице; многочисленные паломники с благоговением и любовью горячо молятся пока еще не канонизированной подвижнице и по вере своей многие получают помощь по ее святым молитвам. Сестры и прихожане нашей обители ожидают прославления во святых старицы Досифеи, перенесения честных мощей ее в родной монастырь.
Четверть века, с 1785 по 1810 годы, прожила затворница в тесной своей келлии: «то были две низкие сводчатый комнаты с окнами во двор»[1]. Из них 12 лет полного затвора, по сути это было заточение. После смерти императрицы Екатерины II, последовавшей 6/19 ноября 1796 года, условия ее содержания по высочайшему указу были изменены. Но монахиня Досифея, приобретшая к тому времени духовный опыт, не изменила привычный образ жизни, избрав добровольный затвор. Однако, прослышав о ее подвижническом житии, толпы народа собирались у ее келлии. Матушка выслушивала просьбы и давала советы через окошко. И только в исключительных случаях, как это описано в житии преподобного Моисея Оптинского, прозорливая старица открывала свой затвор.
Последние 2-3 года затворница, по-видимому, изнемогала от болезни, почти никого не принимала, готовясь предстать пред Господом. О болезнях старицы следует сказать особо. В детстве она получила тяжелую травму позвоночника, постепенно вырос горб, образовался перекос в правую сторону[2], и матушка страдала от сильных болей.
За эти 25 лет в Ивановской обители сменилось три игумении. Первые годы заточения новопостриженную монахиню Досифею поддерживала, утешала и наставляла опытная любвеобильная игумения Елисавета (Дмитриева). С 1800 по 1806 годы монастырем управляла игумения Мария, ее сменила игумения Елпидифора.
Духовником сестер первоначально был назначен иеромонах Богоявленского монастыря Серапион (+ 1793), а после его смерти сестры избрали иеромонаха Чудова монастыря Макария. Вполне вероятно, что именно эти отцы принимали исповедь затворницы и направляли ее в духовной жизни. Из рассказов современников, известно, что митрополит Платон (Левшин) нередко сам лично посещал затворницу.
Старице, наделенной многими духовными дарами, прозорливостью, рассуждением, было многое открыто, душа ее всецело устремлена была к Богу. Известен был ей и день ее кончины, случившейся 4/17 февраля 1810 года.
Через два года, в1812 монастырь был разорен французами. Келлия затворницы пришла в забвение. А в 60-х годах, когда началось строительство нового монастыря, все монастырские старые постройки были разобраны. Никаких следов ее пребывания в обители не сохранилось. Известно по плану XVIIIвека только то место, где рядом со святыми вратами с надвратным Казанским храмом находилась келья подвижницы.
Несмотря на годы забвений, память о ней сохранилась до наших дней. Пришло время, появились ее почитатели. Постепенно открылась и ее роль в становлении старчества в знаменитой Оптиной пустыни. А сама она продолжает оставаться таинственной затворницей, примером смирения и терпения.
В этот день по обычаю в монастыре после Божественной Литургии совершается панихида, и сестры едут поклониться ее мощам в Новоспасский монастырь.
[1] Е. Поселянин. «Русская церковь и русские подвижники 18-го века». С.-П.1905. С. 315.
[2] 5 сентября 1996 г. захоронение инокини Досифеи было вскрыто. Процедурой извлечения останков руководил археолог, доктор исторических наук А.К.Станюкович. Приведем его заключение об останках: «Исследованные костные останки принадлежали грацильной женщине, относившейся к среднеевропейскому расовому типу большой европеоидной расы, умершей в возрасте около 60-67 лет. На скелете женщины обнаружены следы тяжелой механической травмы позвоночника, имевшей место в детском возрасте, с образованием S-образного изгиба грудного и поясничного его отделов и выпячиванием левой половины спины в виде горба (т.н. кифосколиотическая деформация). Наличие гипоплазии эмали передних зубов, свидетельствующее о стрессе или тяжелом заболевании в раннем детском возрасте, возможно, является маркером данной травмы позвоночника. Генетически обусловленная длина тела женщины могла находиться в интервале от 155 до 162 см (в среднем около 157,5 см). Но учитывая деформацию позвоночника, в действительности длина тела была 137-142 см. В результате руки и ноги (их длина 67,5 см и соответственно 78,7 см) казались непропорционально длинными. Признаков, исключающих принадлежность исследованного скелета инокине Досифее, в миру княгине Августе Таракановой (1745 или 1746 — 1810), не обнаружено. Изображение инокини Досифеи, хранящееся в Новоспасском монастыре, было написано с натуры, поскольку отражает черты физического увечья, имеющегося на ее скелете».