Старческое служение и прижизненные свидетельства помощи монахини Досифеи

I.

Школа старчества

Благодатное старчество есть одно из высочайших достижений Церкви, это – ее цвет, венец духовных подвигов, плод непрестанной молитвы, безмолвия и Богосозерцания. Оно неразрывно связано с внутренним монашеским деланием, взыскующим спасения через исполнение евангельских заповедей и получение бесстрастия. Истинные старцы преизобилуют любовью к Богу и ко всем Его созданиям. Они отзываются на людские нужды и являются предстателями за них пред Богом как носители Духа. Опыт старчества непосредственно передается от старца к его ученику.

Монахиня Досифея, старица Ивановского монастыря (1746¬1810). Неизвестный художник Монахиня Досифея, старица Ивановского монастыря (1746¬1810). Неизвестный художник

От кого же восприняла старческий опыт невольная затворница Ивановской обители – монахиня Досифея, которую даже духоносные современники величали «старицей высокой жизни»?

Двенадцать лет, с 1785 по 1796 год, монахиня Досифея по приказанию императрицы Екатерины II содержалась в полной изоляции от внешнего мира в Московском Ивановом девичьем монастыре. К ней имели доступ только игумения, духовник и келейница. Таким образом, монахиня-узница не лишена была духовного руководства в лице духовника и игумении. Духовник ее был назначен самим митрополитом Платоном (Левшиным) и, несомненно, являлся опытным наставником. Игумения Елисавета (1779–1799) тоже почиталась как мудрая и любвеобильная старица и была любима сестрами за духовные дары1. Все дни узница-монахиня проводила в молитве, рукоделии, чтении духовных книг. И Господь так устроил, что для новоначальной затворницы открылись пути смиренного самоуглубления и бескрайние горизонты Богопознания. Много читая и изучая святых отцов, монахиня Досифея под руководством своих наставников опытно проходила путь монашеского делания, пустынножительствуя посреди городского шума. Господь вел Свою избранницу узким путем.

Тринадцать лет – с 1797 по 1810 – были уже годами ее старчества. В это время монахиня Досифея становится известна как затворница и высокодуховная старица. По свидетельству самовидцев, она стяжала дарования непрестанной молитвы, прозорливости и рассуждения. В то время постоянно у окон ее уединенной келии толпился народ, испрашивая кто молитв, кто совета, кто благословения. Храня себя от мира, обычно затворница преподавала духовные советы, чуть приоткрыв окошечко своей келии, но некоторых просителей иногда допускала и в келию.

У святых отцов дар рассуждения, присущий старчеству, считается наивеличайшим Божиим даром. Преподобный Петр Дамаскин в Слове 11 о рассуждении пишет: «Рассуждение знает время, потребности, устроение человека… намерение Божие, смысл каждого изречения Божия и многое другое». Поэтому у старцев, кроме физических очей, имеются еще и очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая. Прежде чем человек подумает, прежде чем возникает у него мысль, они видят ее духовными очами, видят даже причину возникновения такой мысли. От них ничто не сокрыто. Такое же дарование было присуще и старице Досифее, о чем оставлены воспоминания ее чад.

Известно также, что, даже живя в полном затворе, монахиня Досифея имела молитвенное общение с близкими ей по духу выдающимися старцами своего времени: затворником Новоспасского монастыря иеромонахом Филаретом (Пуляшкиным)2 и наместником монастыря иеромонахом Александром3, сподвижниками и учениками знаменитого молдавского старца Паисия (Величковского).

Именно преподобному Паисию, подвизавшемуся на Афоне, принадлежала заслуга возрождения потом в русских монастырях святоотеческих установлений о внутренней молитве, старческом руководстве, откровении помыслов, забытых к тому времени. Опыт старчества и умного делания, который когда-то принес из афонских обителей основатель русского монашества преподобный Антоний Печерский и который свято хранили преподобный Сергий и его ученики, к XVIII веку был почти полностью утрачен.

Но Господь не оставил Святую Русь и послал делателей духовной жатвы. Таковым стал покровитель строгого монашества – Московский митрополит Платон (Левшин).

Доверенное лицо императрицы Екатерины, придворный воспитатель наследника Российского престола, митрополит Платон был не только одним из самых просвещенных архиереев своего времени и непревзойденным оратором, которого современники называли «русским Златоустом», но и настоящим монахом, ходящим пред Господом. Ратуя о духовном просвещении служителей на ниве Господней, он высоко поставил Московскую Духовную академию и троекратно увеличил число ее учеников. Завел также и малые школы при монастырях на монастырские средства. Он с детства был почитателем игумена всея Руси – преподобного Сергия Радонежского и составил ему акафист. В течение всей своей жизни он усиленно заботился о благолепии и благосостоянии лавры. На служение Церкви выдвигал особо одаренных и благоговейных. Сонм его учеников-иерархов и священнослужителей, отмеченных добродетелями, очень велик.

Всей душой преданный строгому монашеству, он устроил и благоукрасил много обителей и воскресил в них дух древлеправославного иночества, призвав для этого учеников великого старца Паисия (Величковского).

Но также митрополит Платон оставался и духовным руководителем монахини Досифеи во все годы ее затвора. В начальный период он руководил ею через духовника (скорее всего, ученика преподобного Паисия) и игумению, а после 1796 года лично посещал затворницу, в большие праздники «езжал к ней с поздравлением»4. Нет никакого сомнения в том, что духовная жизнь монахини Досифеи протекала в русле возрожденного в то время старчества. Просвещенный и монахолюбивый митрополит Платон не только не оставил без духовного внимания «высокопоставленную» монастырскую затворницу, но и вел ее тем путем древнего подвижничества, который стремился возродить во всем российском монашестве. Пустынножительство, безмолвие, умная молитва, чтение святых отцов, откровение помыслов, крестоношение болезней, воздержания и полного отречения от мира – вот та лествица духовного возрастания, которую монахиня Досифея решительно преодолевала с Божией помощью и под неусыпным руководством своих духовных отцов – митрополита Платона, монастырского духовника и Новоспасских старцев Филарета и Александра. Примечательно, что похоронить себя она завещала в Новоспасском монастыре, недалеко от кельи иеромонаха Филарета, ученика преподобного Паисия (Величковского).

II.

Участие в судьбе преподобного Моисея Оптинского

В житии монахини Досифеи описаны два ярчайших примера ее старческого служения. На их основе мы можем утверждать, что перед нами – старица, восприявшая передовые идеи современного ей старчества, связанные с именем преподобного Паисия (Величковского). Более того, именно таинственной Ивановской затворнице принадлежит важная роль в последующем расцвете старчества в Оптине. Ведь ей Господь судил стать связующим звеном между благодатными старцами Новоспасского монастыря и будущим настоятелем Оптиной пустыни преподобным Моисеем (Путиловым).

Преподобный Моисей Оптинский Преподобный Моисей Оптинский

Преподобный Моисей (1782–1862), в чьей судьбе встреча с затворницей Досифеей оказалась решающей, является наиболее авторитетным свидетелем ее святости. Живя в Москве с 1800 года, он (тогда еще Тимофей) познакомился с «благочестивою старицею Московского Ивановского девичьего монастыря Досифеею»5 и в эти годы «не раз бывал у нее»6. От этой духовно-мудрой старицы Тимофей и его брат Иона получили наставления, укрепившие их встать на путь монашеских подвигов. По отъезде из Москвы они писали ей и получили в ответ письмо. Старица же, видя в юношах стремление к духовной жизни, направила их в Новоспасский монастырь к наместнику иеромонаху Александру и его духовному другу иеромонаху Филарету.

При таком окружении в братьях окончательно созрело желание монашеской жизни, особенно после того, как в Саров удалился их зять. В 1804 году, когда Тимофею было 22 года, он приписался с отцом своим к московскому купеческому обществу и, взяв на три года паспорт, отправился с братом Ионой в Саров. Зная, что отец не дал бы на то своего согласия, они написали ему, что от хозяев отошли за невозможностью жить у них и что есть у них на примете другой Хозяин, Которому они дали слово поступить в услужение. Но уже из Сарова написали они откровенно отцу о своем намерении. Иван Григорьевич разгневался и приказал детям немедленно вернуться домой, но они не показывались ему на глаза два с половиной года. За это время Путилов разболелся, и, когда Тимофей приехал к нему мириться, хотя и не сразу, но решился отпустить сына. Через год, после долгих уговоров, отпустил и Иону7.

В 1805 году братья написали письмо затворнице Досифее и получили на него ответ. Сохранился текст письма старицы, датированный 29 октября 1805 года. Письмо преисполнено высокой богословской мудрости, изобилует изречениями из Евангелия и святых отцов. Видно, что писал человек, помазанный Духом Святым, и писал, руководясь горячей евангельской любовью к жаждущим спасения. Удивительно, с какой духовно-поэтической образностью и изяществом слога старица передает в своем послании монашеские истины.

Собственный подвижнический опыт помогал старице Досифее ясно прозревать волю Божию в отношении других людей. Так, несмотря на то, что родители братьев Путиловых настроены были против поступления в монастырь своих детей, старица духовной властью, ясно провидя дальнейшую их судьбу, благословляет совсем еще юных Тимофея и Иону на монашеский путь. При этом она убеждает их не страшиться возмущения родных по плоти, ибо для монаха «Отец и Мать иже на небеси»8, и противопоставляет жизнь для Бога в монастыре прельщению и ослеплению мира; монастырь же видит как тихое пристанище. О вражде мира на дух пишет образно: «Не дайте волку похитить вас из стада Христова и растерзать среди ослепленных прелестьми мира»9.

Мы имеем возможность познакомиться с мыслями самой подвижницы о старчестве и о роли безмолвия для стяжания Святого Духа. В своем письме мать Досифея описывает некоего неизвестного старца: «хотя безмолвна, но внутрь сердца снабденна и Богом благословенна»10 – от которого братья получили указание поступить в Саровскую пустынь, в то время сияющую подвижниками. Опытно сама идя путем затвора и безмолвия, старица Досифея видит, что и сей старец – сияющий евангельскими подвигами сокровенный «избранник от Христа Спасителя нашего, человек потаенного сердца в неистлении молчаливого духа и слова его внутрь». Подбадривая братьев неуклонно следовать избранному монашескому пути, мать Досифея напоминает, что «на путь правый указует идущим не скитающийся в мирской прелести, ищущий спокойствия телесного, переходя из града в другой, но напутствуемый чрез Христа старец…»11.

Наставница укрепляет новоначальных послушников в терпении, предупреждая: «Вы же… приняв несение креста Спасителя нашего… страшитесь сбросить его с себя, угождая побуждениям плоти, в коей часто бывает и враг владыкою…»12.

Согласно учению святых отцов, старица обращает внимание на самое существенное в духовной брани: очищение и хранение совести. Испытывать ежеминутно совесть, смотря в нее как в зеркало, стремиться сохранять ее в чистоте – верный и правый путь ко спасению, опытно пройденный всеми подвижниками.

Старица указывает также, что в монастырской жизни важно «превозмогать трудности послушания для тела к облегчению и спасению духа»13. Проходя послушание, не следует сетовать и унывать, но за все благодарить Бога. Видя подобное духовное устроение в братьях, затворница одобряет их поведение.

Имя Божие мать Досифея произносит с благоговением, но без многословия. Сила ее слов основана на собственном опыте евангельского жития и потому, сказанные со властью, слова ее проникают до глубины души, наставления запечатлеваются в памяти и служат руководством к действию.

О себе же старица пишет в конце письма весьма кратко, но исчерпывающе: «Я же при молитве как духовно, так и телесно здрава»14.

Мать Досифея не оставляла юных послушников духовным руководством до конца своей жизни.

Как и провидела старица, братья Путиловы впоследствии сделались известными в истории монашества подвижниками и настоятелями монастырей: Тимофей с именем Моисея – архимандритом Оптиной пустыни, а Иона – с именем Исаии II игуменом Саровской пустыни. Преподобный Моисей, почти сорок лет управлявший Оптиной пустыней, приложил все усилия для процветания в ней старчества.

Благодарный своей наставнице, он всю жизнь хранил о ней добрую память, а письмо, которое старец показывал только близким по духу людям как святыню, сохранилось и до сих пор. Узнав о возрождении Ивановской обители, преподобный Моисей в письме к строительнице монастыря Марии Александровне Мазуриной в 1859 году выразил радость о возобновлении дорогой его сердцу обители, поскольку «жившая в прежнем монастыре духовно мудрая затворница Досифея», указала ему путь «жизни монашеского звания».

III.

За несколько дней до преставления старицы

Духовная опытность, сила молитвы и прозорливость затворницы Досифеи проявились и при ее встрече с помещицей Н.И. Курманалеевой в январе 1810 года, произошедшей за несколько дней до кончины старицы. Несколько минут беседы с подвижницей исцелили от безысходной тоски безутешную до того вдову. Более того, ей открылась дальнейшая ее жизнь, предсказанная старицей: «Ты будешь всю жизнь воспитывать сирот».

В воспоминаниях об этой встрече тоже содержатся свидетельства о благоговейном отношении монахини Досифеи к служению старчества. Так, стоило вдове лишь упоминуть имя старца Филарета, как матушка поспешно встала и сотворила земной поклон говорившей о нем. И это будучи тяжело больной!

Ее наставления вдове звучат с участием и властью:

– Нужно тебе иметь духовника для правильной жизни и спасения душевного!

Узнав, что есть такой старец высокой духовной жизни, благословляет:

– Держись сего старца! Он – великий угодник Божий! Блюди и исполняй его слово, открывай ему совесть, и Бог тебя спасет15.

Ответ, как мы видим, краток, но какой верный путь ко спасению указывает старица! Опытные старцы обычно так и поступали. Несколько слов, сказанных с силой и благодатью, всегда побуждали людей сразу менять свой образ жизни на более спасительный.

Это благословение госпожа Курманалеева всегда старалась исполнять. Известно, что она, будучи особенно близка к иеромонаху Филарету, в 1812 году, по время нашествия французов, укрыла старца в своем имении в Вологодской губернии.

Последние годы жизни, приуготовляя себя к вечности, старица Досифея проводила в непрестанной молитве и никого не принимала. Нарушила свой строгий затвор старица из милосердия к плачущей вдове, целый день простоявшей на морозе у дверей ее келии. Благодаря описанию этой последней встречи нам стало известно о том, что матушка Досифея знала день и час своей кончины.

IV.

Отзывы современников

Таинственная Ивановская затворница Досифея в Москве была известна и почитаема. Однако в литературе мало находим описаний ее внешности и характера. Причин несколько: одна из них та, что старица не показывалась большинству посетителей на глаза, отвечая на их просьбы через чуть приоткрытое окошко.

«Великой подвижницей» считал ее старец Филарет, многократно упоминаемый здесь. Он сам направил госпожу Н.И. Курманалееву вторично в Ивановский монастырь, чтобы та непременно встретилась с почитаемой им старицей. Таким образом, духовное утешение, наставление и предсказание о своей будущей жизни страдалица вдова получила именно от монахини Досифеи. Зная историю ее жизни, старец Филарет произносит в память царственной затворницы ставшие крылатыми слова: «Много, много перенесла она в жизни. И ее терпение да послужит нам добрым примером!»

«Духовно-мудрой старицей» называет ее преподобный Моисей Оптинский в своем письме к строительнице Ивановского монастыря Марии Александровне Мазуриной. «Затворница святой жизни, прозорливая» – таково общественное мнение о ней современников.

БЛАГОДАТНАЯ ПОМОЩЬ СТАРИЦЫ ДОСИФЕИ

В наше время судьбы некоторых людей позволяют утверждать, что таинственная затворница и ныне прикровенно продолжает свое духовное руководство, ведет по жизни, приводит к вере, направляет на монашеский путь. Так, например, удивляют совпадения в обстоятельствах жизни некоторых насельниц и трудниц Иоанно-Предтеченского монастыря, а также прихожан соседнего с монастырем храма святого князя Владимира. Оказалось, что еще в советское время они жили или работали на территории Новоспасского монастыря, где, как известно, похоронена старица Досифея. По словам одной из них, матушка Досифея «протянула ниточку» между местом своего подвига и упокоения. Уже многие заметили, что старица Досифея покровительствует и ходатайствует ко Господу о поминающих ее.

Почитание старицы Досифеи в последнее время возрастает. И это несмотря на то, что на месте ее подвигов в Ивановском монастыре не сохранилось ничего материального, что бы напоминало о ней. После перестройки монастыря утрачены сведения даже о месте, где находились ее келии. И, тем не менее, таинственная подвижница часто напоминает о себе, словно выходя из многолетнего затвора забвения. Насельницы монастыря, прихожане близлежащих храмов, Новоспасского монастыря свидетельствуют о благодатной помощи по молитвам монахини Досифеи.

В 2010 году, при посещении Иоанно-Предтеченского монастыря Святейшим Патриархом Кириллом, сестры рассказали о подвижницах монастыря, в том числе и о затворнице Досифее. Попросили у Святейшего благословения подать документы в комиссию по канонизации. Святейший Патриарх удивился: «Разве она еще не прославлена как местночтимая?»

И действительно, существует множество свидетельств о благодатной помощи старицы Досифеи в наши дни. Вот только некоторые из них.

***

«Раньше я поминала монахиню Досифею о упокоении, а как узнала, что ее готовят к прославлению и можно обращаться к ней в молитвах, начала ей молиться. В декабре стала я заболевать, чувствую, что идет воспаление, а впереди предстоит большая работа: значит, болеть мне сейчас нельзя. Вспомнила, что теперь можно просить монахиню Досифею, и от сердца помолилась ей: «Святая монахиня Досифея, моли Господа Бога о мне…» Помолилась, прося ее не дать мне разболеться, – и по ее молитвам так и не заболела…

Родственник нашей Марии Макаровны Геннадий, ему под семьдесят, получил обширнейший инфаркт, а вскоре у него начался отек легкого. Несколько дней он провел в реанимации. Многие, услышав про такой диагноз, говорили, что он не жилец. Мы с Марией Макаровной по договоренности стали молиться матушке Досифее: «Преподобная мати Досифея, помоги!» К удивлению врачей больной поправился! Недавно выписали из больницы. После этого он прожил еще около года.

Теперь я постоянно обращаюсь к матушке Досифее, и она, даже в мелочах, помогает. Она стала близкой мне святой. Не было случая, чтобы не услышала. Помогает всегда! По вере. Благодарю Господа Бога, что Он дал нам таких заступников.

Вот недавно приехала я к нотариусу оформлять покупку дома. Со мной были 80-летняя хозяйка дома и мой 9-летний внук Петя. Заняли мы очередь, перед нами 28 человек. Сидим, ждем. С 9-ти до 10-ти прошло только четыре человека. С 10 до 11 – еще пять человек. Устали мои спутники ждать. Жалко мне их. Вышли с внуком на улицу. «Петя, – говорю, – давай просить Господа и святых помочь нам. И стали мы молиться и просить матушку Досифею: «Преподобная мати Досифея, помоги нам! Господи, упокой душу усопшия монахини Досифеи и святыми ея молитвами помози нам!» И что вы думаете? С 11 до 12-ти прошло 14 человек! Еще несколько человек выбыли из очереди. Так что мы вошли в кабинет за пять минут до обеденного перерыва, и нам все (!) бумаги оформили до перерыва на обед! Рассказываю об этом знакомым юристам – удивляются: как это возможно? Только с помощью Божией! Да, матушка Досифея – скорая помощница!» (Андреева Татьяна Тимофеевна)

***

При раскопках под часовней инокини Досифеи в 1996 году на одну из сотрудниц, спустившуюся в открытую могилу, обвалилась каменная глыба, придавив ей ноги. Но каким-то образом Т.В. не получила никаких травм и ушибов и даже продолжила обследование места захоронения инокини Досифеи.

Пасхалова Татьяна Владимировна, трудница Новоспасского монастыря)

***

В 1996–1997 годах у С.С., трудницы Новоспасского монастыря, начались сильные боли в ногах, от боли она не спала по ночам, с трудом ходила. «В те годы проводились реставрационные работы в усыпальнице Романовых и одновременно раскопки в часовне над могилой инокини Досифеи. Мощи ее тогда временно были поставлены в часовне. Перед Великим постом одна из сотрудниц предложила мне помолиться у мощей. Я тогда еще не знала толком об этой старице. Но в надежде на ее помощь согласилась. По благословению владыки, мы с Т.В. каждый четверг стали читать 17-ю кафизму у мощей на протяжении всего поста. Боли в ногах стали уменьшаться и постепенно совсем прошли. Сейчас вспоминаю, и не верится, что были такие сильные боли».

(Светлана Сергеевна, трудница

Новоспасского монастыря)

***

В воскресный день 13 сентября 2010 года в Иоанно-Предтеченский монастырь приехал Алексей, знакомый одной из инокинь. Он привез яблоки на помин новопреставленного своего друга Сергия. Вскоре зашел разговор о Новоспасском монастыре, и одна из сестер спросила, знает ли он про нашу затворницу Досифею, похороненную там. Алексей очень обрадовался, как-то взбодрился весь и рассказал следующее.

– Однажды я проезжал мимо Новоспасского монастыря, и меня вдруг туда потянуло. Я подумал: «Надо зайти!» Вхожу, вижу – все построились, будто происходит что-то чрезвычайное. И действительно – там было обретение мощей монахини Досифеи! Запомнился ее гроб голубовато-зеленоватого цвета. Все благоговейно прикладывались, и я тоже. В то время я еще не знал, кто она, но не сомневался, что обретали святые мощи. Благодать ощущалась всеми.

Спустя год у Алексея, как следствие диабета, началась гангрена. Удалили пальцы на правой стопе. Решался вопрос о дальнейшем отнятии стопы. За несколько дней до консилиума Алексей позвонил в Ивановский монастырь с просьбой особо помолиться матушке Досифее. Он очень надеялся, что она поможет ему.

– Нет ли у вас в монастыре частички покрова с ее мощей или хотя бы ее портрета? – с надеждой спросил он. Какова же была его радость, когда в тот же день инокиня Амвросия, навещавшая больного, привезла ему открытку с изображением монахини Досифеи. Но еще больше удивилась сама мать Амвросия: «Я даже и не знала, что Алексей Вячеславович просил, просто мне захотелось подарить ему портрет матушки Досифеи!» Когда же состоялся консилиум, то, осмотрев больного, врачи констатировали, что пошел процесс восстановления. Стопу решено было оставить.

(Алексей)

***

«В августе 2009 года я шла в монастырь святого Иоанна Крестителя от метро Китай-город. Поднимаясь в горку с небольшим уклоном, задыхалась, идти было тяжело. В монастыре остановилась возле стенда с жизнеописанием монахини Досифеи и с сердечным вниманием, очень просила ее об исцелении. На обратном пути я уже не помнила, что плохо себя чувствовала. Впоследствии обращалась к монахине Досифее с просьбой об исцелении при болезни легких – и помощь приходила сразу. Слава Богу!»

(Галкина Елена)

***

«Мои взрослые дочери, обычно такие дружные, случайно поссорились и почти полгода не разговаривали друг с другом. Причина ссоры несерьезная: кто-то из них несправедливо обвинил другую, и вот – обида, непонимание. И та и другая считали себя обиженной и на мои уговоры отказывались сделать первый шаг к примирению. Я молилась каждый день об их примирении. Просила об этом и матушку Досифею. Открытку с ее портретом обычно ношу с собой вместе иконочками. И вот, поехав на день рождения к внуку, где обычно собирались все родные, я взмолилась: «Матушка Досифея, помоги, примири…». И молитва моя была услышана! Слово за слово – дочки мои снова стали разговаривать друг с другом. Благодарю матушку Досифею, свечку ставлю ей на канун.

Как-то ночью у меня начался один из тех сильных приступ боли, какие раньше часто случались после операции. Испугалась: неужели опять в больницу? А утром необходимо быть на клиросе. Но помолилась и приложила портрет матушки Досифеи на больное место. Постепенно боль утихла. Наутро я смогла регентовать».

(Л. В. Могилевская)

***

«На прошлом месте моей работы в фирме мне не заплатили зарплату, и девять месяцев я не могла ее получить. Молилась многим святым, но результат был лишь после обращения к старице Досифее. Одна из сестер дала мне акафист монахине Досифее. Это было в пятницу 17 сентября. Я его по дороге прочитала. Очень просила ее помолиться обо мне ко Господу, чтобы миновать суда. Ведь как христианке мне не подобает судиться. Просила еще, чтобы матушка Досифея вразумила моих начальниц, смягчила их сердца, и чтобы мне не впасть ни в уныние, ни в ропот, а принять эту ситуацию как от руки Божией.

Уже были готовы документы для иска в суд, но так не хотелось начинать тяжбу. Я молилась, чтобы эта поездка оказалась решающей и последней. И в воскресенье, 19 сентября, состоялась моя поездка в фирму вместе с адвокатом. Ожидая враждебного отношения, я настраивалась на неприятный разговор. Но неожиданно главный бухгалтер встретила меня так приветливо, будто уже ждала, чтобы расплатиться. Даже повела разговор, как будто я еще и виновата, что не приехала раньше. Тон вежливый, улыбается. Вот нечаянная радость! Хоть и не полностью выдали зарплату, но я не собираюсь просить остаток. Господь мне дал, сколько мне надо. Я очень обрадовалась, что Господь избавил меня от суда и совесть моя чиста. Произошло чудо! И произошло явно заступничеством старицы Досифеи. Она услышала мои молитвы и так скоро помогла! Я уверена, что все святые, которым я молилась раньше, помогали, но, когда Господь хочет прославить нового Своего угодника, то через него являет особую благодать и помощь. Дивен Бог во святых Своих!»

(Ольга, 29 сентября 2010 года)

***

В тот день, когда в Иоанно-Предтеченском монастыре состоялся юбилейный вечер памяти монахин Досифеи, к помощнице благочинной инокине Софронии подошла незнакомая женщина и представилась. Это была экскурсовод Татьяна Михайловна, которая рассказала следующее.

В конце 1990-х годов она бывала в Новоспасском монастыре и удивлялась, с каким благоговением ее духовник поклонялся мощам матушки Досифеи. Она же, еще не зная ничего о затворнице, следовала примеру батюшки. Года три назад ее уволили с работы. Это было настоящее горе! От отчаяния она не знала даже, куда пойти. И вдруг вспомнилась монахиня Досифея. Татьяна Михайловна пришла в храм-усыпальницу и полчаса пробыла там, молясь и прося помощи. Вышла из храма уже другим человеком – так радостно было на душе. А через несколько дней нашлась и новая работа. И вот на днях, готовясь к экскурсии в Иоанно-Предтеченский монастырь, Т.М. села конспектировать историю монастыря и брошюры о святых его покровителях. Когда дошла до сведений о дне преставления монахини Досифеи, то поразилась – это был именно тот день, 17 февраля…

(Татьяна Михайловна)

***

«У меня были большие неприятности с моим супругом, когда он ушел из семьи в январе 2009 года. Угроза висела над моими сыновьями, мною и над нашим имуществом. Я была в полном отчаянии от обид и его угроз. Летом я попала с экскурсией в Новоспасский монастырь и посетила усыпальницу Романовых. Там я услышала об инокине Досифее, поклонилась ее гробнице и удивилась, почему она еще не святая, ибо почувствовала ее незримое присутствие. Осенью впервые посетила обитель Иоанна Предтечи, где подвизалась инокиня Досифея. Увидела, что там ее чтут, купила книжечку о ней.

17 февраля 2010 года вдруг произошло облегчение: улучшилось настроение, дела пошли на лад. А мужу моему пришло такое вразумление, что он обратился к Богу и просит теперь прощения! Посмотрела в книжечку об инокине Досифее и увидела, что все это произошло в день ее памяти, да еще на 200-летие. Слава Богу!»

(Е.А.Родионова, 21.02.2010)

***

«Трудно проследить все случаи благодатной помощи матушки Досифеи и рассказать о них. Но вся моя жизнь прошла вокруг нее. И не только моя, но и жизнь моих предков протекала в окрестностях между Таганкой, Новоспасским и Андрониковым монастырями. Прабабушка владела домом на Каменщиках. Отец родился рядом, на Новоселенской улице (сейчас ее не существует), потом жил на Марксистской (прежде там были огороды Новоспасского монастыря) Все гнездились в этой местности. И сейчас наша семья живет на Пролетарской. Все мое послевоенное детство (40-50-е годы) прошло вблизи Новоспасского монастыря. Место то было притягательно для нас, детей; это был особый мир. Помню, что было ощущение защищенности, мы чувствовали себя счастливыми, несмотря на тяжелые бытовые условия.

Про матушку Досифею я слышала в школе на уроках истории. Нас даже водили в монастырь на экскурсию. Помню также, что в 50-х годах в маленькой часовне на месте захоронения монахини Досифеи стоял бачок для отходов.

В детстве я относилась к ней только как к исторической личности. Когда же узнала о ее монашеском подвиге, стала молиться ей. В глазах так и стоит дорогая с детства картина: ледяная горка и рядом – часовенка. Матушка Досифея – одна из самых близких и любимых моих святых.

Ее заступничество, защиту и покровительство я ощущаю постоянно. В настоящее время могу указать на конкретный факт: два моих взрослых сына после различных поворотов судьбы, поисков и скитаний, наконец, нашли работу, и, знаете, где? – рядом с Новоспасским. Несколько лет с болью в сердце я молилась, чтобы устроилась их жизнь. В том, как она устроилась на сегодняшний день, вижу великую милость Божию. Уверена, что по молитвам святых, в числе которых и старица Досифея, Господь даровал им работу, семью.

(М. М. Агафонова)

***

В конце Успенского поста 2009 года, оправившись после инсульта, Анна пришла как-то раз на службу в Иоанно-Предтеченский монастырь и высказала свое желание приходить иногда помогать выполнять легкую работу, «чтобы не сидеть, скучая, дома». Мать Анувия, казначея монастыря сразу же предложила ей стать трудницей. Анна согласилась. Спустя несколько месяцев мы узнали, что Анна – прихожанка Новоспасского. Конечно, стали расспрашивать ее о нашей старице Досифее. Анна рассказала:

«Более пяти лет мы с дочкой ходим в Новоспасский монастырь на службу, но мало что слышали о монахине Досифее. Храм-усыпальница закрыт всю неделю16, а в праздники мы ходим на позднюю литургию, так что не приходилось поклониться ее мощам. В монастыре о ней особо не рассказывают, но всегда поминают на заупокойных ектениях.

Вскоре после того, как я поступила на послушание в Ивановский монастырь, Господь мне явно показал, что именно матушка Досифея привела меня на место своих подвигов. Однажды во время литургии в Новоспасском рядом со мной встала какая-то монахиня очень маленького роста. Стояла рядом и молилась. А потом накрыла меня своей мантией и скрылась. Спрашивала я об этом загадочном явлении у своего духовника, батюшка подтвердил, что этому видению можно доверять.

Ее портрет стоит у меня дома в святом углу вместе с иконами. Конечно, теперь я всегда ей молюсь, она – моя наставница. Обращаюсь к ней с такими словами: «Святая угодница Божия Досифея…» – так на сердце сразу легло и по-другому никак. Иногда специально, чтобы поклониться ее мощам, в праздники прихожу на раннюю литургию. В молитвах прошу у нее помощи и получаю ее. Однажды, когда случилось сильное искушение, пришла в отчаяние. От всей души воскликнула: «Мати Досифея, помоги!» – и она помогла.

По ее молитвам и батюшкиному благословению исполнилось мое заветное желание, казавшееся несбыточным, – я поступила в число сестер Иоанно-Предтеченского монастыря».

(Анна)

***

«В том, что я вот уже четвертый год тружусь в обители, «виноваты» фамилии родных моей мамы. Бабушка моя, Александра Тихоновна Романова вышла замуж за моего дедушку Тараканова Иакова Савельевича. Жили они в Серпухове в собственном доме. Дом этот сохранился до сего дня. В их семье было семеро детей.

Впервые я приехала в Предтеченский монастырь к святому обручу в 2003 году. Захожу в часовню, покупаю свечи. В это время входит матушка игумения с гостями, и я слышу, как она рассказывает им, что монастырь этот опекали и посещали первые цари Романовы. И дальше говорит о затворнице Досифее, княжне Таракановой. Я удивилась: «Надо же, а у меня дедушка и бабушка Романовы и Таракановы. Мы-то простые люди, но какое совпадение!»

Девушка за прилавком сообщила об этом матушке. Матушка тоже удивилась и благословила провести меня в храм, рассказать о монастыре. Спросила, есть ли у меня семья и не собираюсь ли я сама в монастырь. В то время я жила вдвоем со старенькой моей мамой, поэтому пришлось отказаться от давно зревшего в душе стремления к монашеской жизни. Да и родные мои восстали. Но желание приходить и помогать по мере своих сил в святое и сразу полюбившееся место осталось. Стала приходить на послушание на кухню. Спустя год-два увидела объявление, что монастырю требуются работники. Сообщила своей бывшей сотруднице, потерявшей работу: «Иди в Предтеченский, там так хорошо!» Не сразу послушалась, но все-таки пришла она трудницей в монастырь, ну а потом уж и я сюда перешла. Трудно, конечно, и ноги болят, но, сколько Бог даст, поработаю еще. Господа благодарю; как Он, любящий нас Господь, все устроил! В течение дня часто в молитвах обращаюсь к матушке Досифее. Помогает она».

(Валентина, трудница)

***

«Мы живем в ее монастыре, под ее постоянным покровительством, и она слышит наши молитвы и явным образом и очень скоро помогает в наших ежедневных монастырских искушениях.

Как-то одна из сестер начала разговор, который мне не полезно было поддерживать, но обидеть ее я не хотела. Как быть? Мой взгляд случайно упал на маленький портрет монахини Досифеи, стоявший рядом на столе. Без особой надежды на помощь, скорее от бессилия что-либо изменить, я молча помолилась ей. И в ту же секунду моя собеседница, вспомнив нечто важное, прервав наш разговор, с поспешностью удалилась. Все случилось в одно мгновение. Для меня это было настоящее чудо!

Говорят, что мать Досифея помогает в терпении. На послушании у нас есть сестра, которая постоянно просит, чтобы ей помогали. И получается, что не помогаешь, а вместо нее выполняешь ее работу. Иногда чувствую, что сорвусь и выскажу ей, что думаю. А зачем? Тогда потеряю мирное устроение, и еще хуже будет. И вот, когда повторилась такая ситуация, я взмолилась: «Преподобная мати Досифея, помоги мне, сил нет терпеть!» И тут же зашла к нам другая сестра, что-то мимолетно сказала, и у меня снова появились силы терпеть.

(инокиня Софрония)

***

«Эта история не совсем о чуде, а в большей степени о таинственных и удивительных путях Промысла Божия.

С некоторого времени во время домашней молитвы к избранным святым мне стали приходить на ум незнакомые имена – святой блаженной Марфы, святой Елисаветы и третье имя, которое я никак не могла разобрать. Тогда я просто стала добавлять молитвенное прошение и «той неизвестной святой». Так прошло несколько месяцев, и я недоумевала, почему они появились?

Иногда я бываю на богослужении в любимом мною храме святителя Николая в Кленниках. Как-то после службы меня потянуло зайти в Иоанно-Предтеченский монастырь, который находится недалеко. Святой Иоанн Предтеча очень почитается в нашей семье. По дороге я встретила знакомую инокиню Роману (ныне монахиня Тавифа), как раз из этого монастыря. Она любезно предложила мне показать монастырь и святыни, находящиеся в нем. Каково же было мое удивление, когда я встретила здесь и блаженную Марфу, и святую Елисавету Чудотворицу, и узнала таинственную историю монахини Досифеи. Инокиня Р. Пригласила меня в трапезную. Во время нашего чаепития неожиданно в трапезную зашла казначея и строительница монастыря монахиня Анувия. Представляя меня, инокиня Романа говорит: «Вот у нас тут реставратор в гостях, а ведь мы давно хотели устроить мастерскую!» Мать Анувия спросила только, есть ли у меня опыт, и сразу благословила. Конечно, я была потрясена! Со стороны моего духовника не было возражений, и вскоре мы приступили к работе.

Со временем, когда я потеряла сначала одну, потом другую работу, я осознала, что это была не просто чреда совпадений. Господь, предвидя мою будущую нужду, устроил все таким чудесным образом.

История инокини Досифеи глубоко тронула мое сердце. Как можно не сопереживать невинной узнице, находящейся в почти одиночном заточении? И я почувствовала и уважение к ее подвигу, и преклонение пред смирением старицы.

Как-то мы испытывали нужду в денежных средствах для нашей мастерской. И, поскольку мы только что говорили об инокине Досифее, я предложила молитвенно к ней обратиться и попросить денег. Через полтора часа нам позвонили – приходите, деньги есть!

С радостью и любовью поминаю теперь в молитве святую блаженную Марфу, преподобную Елисавету Чудотворицу и инокиню Досифею».

(Валерия)

***

12 декабря 2010 года. Воскресный день. В соборе во время чтения акафиста ко мне подошла женщина и обратилась с вопросом:

— Можно Вам рассказать о монахине Досифее?

Мы подошли к стенду, и я услышала:

– Меня зовут Вера Дараган.

– Как? – не поверив, переспросила я.

– Вера Дараган! Да-да, Дараган – моя девичья фамилия. В детстве меня дразнили: «Таракан!» Можно, сначала я Вам расскажу о моем папе?

– Конечно!

– От папы у нас сохранилось в семье старинное Евангелие. Именное. Времен императрицы Елизаветы Петровны (там везде написано императрица Е.П.). Папа всегда его читал, очень ценил и хранил его. У папы родственники были очень богатые. Его отец, дедушка Петр, жил в Волгограде. Занимал ответственный пост: снабжал город продовольствием. Однажды, после 1945 года, когда он ехал на правительственной машине, его застрелили. Дедушку похоронили с почестями, а бабушке потихоньку передали, что их дом хотят сжечь. Бабушка Надя всем своим детям (их было четверо) вшила в пальто деньги, и они скорее сбежали из дома, уехали к родным. Спустя какое-то время бабушка вернулась в родные места: дом сожгли! Но Евангелие чудом сохранилось.

Папа познакомился с моей мамой через дядю. Мама была няней у дядиных детей. Родные отца возражали против неравного брака, но папа все равно женился на маме. Понятно, что мама не любит рассказывать о родных отца. Поэтому можно только предполагать о какой-то дальней родственной связи с Дараганами и Разумовскими.

Матушку Досифею я почитаю особо. Она мне очень близка. Я несколько раз обращалась за помощью к милейшей матушке, и как дивна была ее помощь! Тогда я для себя решила: напишу ее портрет!

– Можете рассказать какой-нибудь конкретный случай ее помощи?

– Да, это было настоящее чудо! Моя взрослая дочь Екатерина учится в ветеринарном институте, живет отдельно от нас. Во время летней сессии звонит мне как-то в 2 часа ночи, рыдает:

– Я ничего не знаю, а завтра экзамен!

– Дочка, ты хотя бы один билет выучи, – успокаиваю ее.

Конечно, после этого звонка не сплю, молюсь, прошу помощи. Всегда в трудных случаях сердечно прошу матушку Досифею, вот и теперь со слезами обращаюсь к ней… К своему удивлению, Катя всю сессию сдала на «отлично».

(Вера Вячеславовна Васильченко)

***

«О матушке Досифее я впервые узнала во время экскурсии по Иоанно-Предтеченскому монастырю 3 июля 2012 года. Матушка Тавифа, которая вела экскурсию, рассказала, что монахиня Досифея помогает в несении жизненного креста, то есть в отношении к нему. Для меня тогда это было очень актуально, и я сразу же помолилась старице, но потом забыла обо всем.

Надо сказать, что два с половиной года назад у меня умерла мама. Все хозяйство легло на меня, к тому же отношения с папой пришлось выстраивать заново. Процесс этот очень медленный и тяжелый, и я часто впадала в уныние, плакала и думала, что ничего у меня не получится. Особенно тяжело было из-за отношений с отцом.

Через короткое время после этой экскурсии я заметила, что сохраняю необычное спокойствие, даже если папа чем-то раздражен. Разные мелочные ситуации, которые раньше вызывали у меня страх, теперь совсем не беспокоили. Если что-то не получалось, я старалась придумать другой выход, молилась или откладывала на время. Все мое отношение к жизни в целом стало мирное, появилась надежда на волю Божию, спокойствие, исчезла паника. И тут я вспомнила, как молилась матушке Досифее, и поняла, что обязательно должна засвидетельствовать об этом чуде, чуде изменения жизни, изменения отношения к жизни, потому что это совсем не так легко, как может казаться».

(Анастасия Гришина, студентка ПСТГУ.

25.07.12)

В житии старицы Досифеи описан случай исцеления вдовы от мучительной тоски и отчаяния. Когда обращаются к матушке Досифее люди, находящиеся в горе, страдающие от одиночества, тяжело переживающие трагическую смерть своих близких, то также, как когда-то вдова Н.И. Курманалеева, получают утешение. И все они, как правило, сердцем чувствуют молитвенную помощь святой старицы. Приводим несколько подобных примеров.

«С тех пор, как пришла в монастырь, постоянно обращаюсь к монахине Досифее в молитвах. Смерть мужа в 2006 году я не смогла пережить, постоянно плакала, унывала. Обращалась к врачам, поставили диагноз – депрессия. Лежала в больнице. Больше года продолжалось такое мучительное, болезненное состояние. В 2007 году подошел ко мне как-то наш отец Николай: «Так, Лера, хватит плакать! Иди в монастырь на послушание и трудись там». И вот я в монастыре. А здесь всегда меня матушка Досифея утешает после моих молитв. Постепенно вышла из депрессии».

(Валерия, трудница)

***

Лидия родилась в 1940 году в Рязанской области. Отец ее погиб на фронте. Мама умерла, когда ей было 7 лет.

«Детство сиротское. Не пересказать всех скорбей и трудностей. С Божией помощью выросла, окончила медицинское училище, вышла замуж. В семье родилось двое детей, но семья распалась. Когда дети выросли и создали свои семьи, вторично вышла замуж, брак – венчаный. Но недолго продлилась счастливая жизнь. Муж внезапно умер. Я очень тосковала,– рассказывает Лидия,– начались сильные шумы в голове, так что плохо слышала, не могла уснуть. Начала ездить по монастырям и святым местам. И в Дивеево была, и в Троице-Сергиевой лавре, но помощи не ощущала. Помню, что приезжала и в Иоанно-Предтеченский монастырь, надевала святой обруч. Изредка стала сюда приезжать. Когда прочитала книгу о монахине Досифее, прониклась ее подвигом. Долго плакала, потом вырезала ее изображение и повесила к иконам. Стала часто обращаться к ней в молитвах – и на сердце сразу становилось теплее, тоска отступала.

Но вот начались проблемы, связанные с квартирой. Казалось, невозможно было решить их, не обидев родных. Положилась на волю Божию, а заодно попросила матушку Досифею помочь мне. И по ее молитвам неожиданно все разрешилось наилучшим образом, не нарушив мира в семье.

Теперь постоянно обращаюсь в молитвах к матушке Досифее, особенно когда одолевает тоска. Как-то помолилась матушке в своем одиночестве – и в тот же день утешилась знакомством с удивительной женщиной, внучкой святителя Луки Войно-Ясенецкого. Матушка Досифея стала как бы моей заступницей, которая сопровождает меня в жизни, постоянно помогает. Благодарю Бога!»

(Лидия)

***

«В юности я часто страдала от одиночества. Унывала. Помню, когда увидела в Третьяковке картину Флавицкого, подумала, что я почти так же несчастна, как эта прекрасная узница. Пропадаю! Очень полюбила этот образ. И вот, несколько лет назад, когда стала приходить после работы помогать в Ивановский монастырь, узнала, что картина эта – вымысел и что настоящая княжна Тараканова стала святой старицей. Очень обрадовалась, теперь молюсь ей. Матушка Досифея мне очень близка, всегда утешает и помогает. И сейчас, бывает, если найдет печаль, к ней обращаюсь, и она слышит».

(Вера)

Архиерейская служба в день памяти монахини Досифеи

17 февраля 2011 года. Четверг Сплошной седмицы. 201 год со дня преставления старицы Досифеи. Иоанно-Предтеченский монастырь.

Накануне, во второй половине дня, позвонил секретарь владыки Феогноста с неожиданным известием, что завтра утром владыка будет служить у нас литургию. Срочно началась подготовка: ковры – в храм, цветы – владыке, спешили накрыть столы, помыть полы. Праздничный хор вызвали к 7 утра.

Архиепископ Феогност совершает панихиду Архиепископ Феогност совершает панихиду

Литургия прошла на одном дыхании. На заупокойной ектении диакон величественно возгласил прошение о упокоении приснопоминаемой инокини Досифеи. По окончании литургии торжественно пропели ей литию.

После чая в нижней трапезной владыка Феогност остался побеседовать с сестрами и разрешил задавать ему вопросы. Отвечая на один из них, владыка рассказал, что вчера он служил в Покровском монастыре, а заодно решил послужить и у нас. При этом он не знал, что сегодня память нашей подвижницы Досифеи. Это Господь так устроил, что в знаменательный для монастыря день совершилась архиерейская служба. «Хорошо, когда не мы, а нами управляет Господь», – заключил Владыка.

В 1810 году инокиню Досифею отпевали несколько архиереев. Через два года монастырь был разорен французами, келья ее утрачена, и память о ее жизни в древнем монастыре сохранилась только в воспоминаниях. В наше время сестры в этот день всегда стремились поехать в Новоспасский монастырь поклониться ее мощам, а потому в нашей обители обычно служили поскору, чтобы успеть к панихиде. Сегодня же впервые на месте подвигов затворницы была совершена торжественная архиерейская служба,– словно святая старица открыла свой затвор ради всех любящих ее.

+

СОВРЕМЕННЫЕ СВИДЕЛЬСТВА ПОЧИТАНИЯ МОНАХИНИ ДОСИФЕИ-ЗАТВОРНИЦЫ

Мощи старицы Досифеи долгое время были почти недоступны для поклонения, поскольку находятся в храме-усыпальнице преподобного Романа Сладкопевца, открытого до недавнего времени лишь два раза в неделю. По свидетельству братии Новоспасского монастыря, многие прихожане старались прийти на раннюю службу в храм-усыпальницу, чтобы иметь возможность поклониться мощам почитаемой старицы. Специально к ней приезжают из разных районов Москвы и со всей России. На месте подвигов затворницы в Иоанно-Предтеченском монастыре по субботам служат ей панихиду.

Старица Досифея утаенно несла свой подвиг в затворе, и сейчас ее благодатная помощь открывается прикровенно, так что не сразу это можно заметить. Почитатели же свидетельствуют о ее постоянном и верном заступничестве, помощи в трудных обстоятельствах и бедах.

Когда в 1996 году обрели мощи монахини Досифеи для дальнейшего их захоронения в храме-усыпальнице преподобного Романа Сладкопевца, сестры Ивановской обители удостоились помолиться и приложиться к честным останкам почитаемой старицы. По их воспоминаниям, это было прикосновение к святыни. Все чувствовали особую значимость события и молитвенного общения с небесной покровительницей монастыря.

Монахиня София, первая насельница:

С первых дней жизни на территории монастыря (в 1992 г.) уже было ощущение какой-то благодатной ограды, хотя кругом стояла грязь, шла работа аварийной службы теплосети, которая работала круглосуточно, из асфальта сочился мазут, во дворе находилась пожарная машина, экскаватор, газосварочные аппараты, металлические трубы. Рабочие в грязных спецовках… и соответствующий лексикон. Все равно ощущение некой ограды и святого места чувствовалось с первых часов. Начала молиться в часовне. Рабочие увидели: «О, бабка грехи замаливает!» Но постепенно и они стали проявлять интерес и помогать в восстановлении монастыря. Некоторые даже воцерковились. Святые покровители этого места стали как бы о себе заявлять. Один из преподавателей МВД принес исторические очерки по истории монастыря. Оттуда мы стали узнавать имена наших святых покровителей и первых игумений. В 1995 году освящали Елисаветинский храм, и тогда про преподобную Елисавету Чудотворицу ничего не знали. Не знали даже, в честь какой Елисаветы храм. Мы храм называли «храм трех Елисавет».

Имена бывших насельниц узнали от матушки Киры (Поздняевой). Появлялись люди, которые рассказывали о последних монахинях. Как только нам становились известны имена насельниц, начинали их поминать. Возникало чувство радости, духовного взыграния: как будто небеса ликовали, что сомкнулось время над страшной пропастью последних времен. На утреннем правиле вслух читали весь монастырский помянник и вскоре почти наизусть знали его.

Внешне в то время монастырь был похож на каменный мешок, наполненный нечистотами. Светлана Васильевна Козлова, первый директор Свято-Владимирской гимназии, каждый день читала акафист святому Иоанну Предтече, обходила крестным ходом вокруг монастыря.

О монахине же Досифее приходили только отрывочные сведения, узнавали о ней постепенно. Ходили в ее часовню молиться, потом прикладывались к ее косточкам. Они лежали в гробике. Было видно, что у нее искривлен позвоночник, нескольких косточек не хватало. Прикладывались прямо к открытым косточкам…

Мать Досифея своим подвигом из невольницы превратилась в подвижницу. Она, как светоч, над всеми парила. Это для нас святой пример, как икона. Такой пример всех вдохновлял! Помогал в тяжелых испытаниях. С первых лет изображение монахини Досифеи размножили, вставили в рамочки, и до сих пор стоят в келиях первых сестер эти ее простенькие изображения…

***

Монахиня Кириакия:

Когда мы пришли в монастырь, то ничего не знали о его святых покровителях, молились только Иоанну Крестителю и старице Досифее. Не было двух мнений: всегда мы относились к ней именно как к святой. С матушкой мы чувствовали родственную связь, духовную близость. Раз она жила в нашем монастыре, мы считали ее нашей сестрой и наставницей. Ходили к ней на могилу, поклонялись ей как святой. А когда ее мощи обрели и мы прикладывались, то было ощущение такой благодати! Мы верили, что она обязательно своими мощами будет в нашем монастыре, мы не рассуждали – это была детская уверенность.

Во время службы, за несколько дней до юбилея, мне почему-то пришла мысль: как она жила за границей? До сорока лет она жила одиноко, в свете не блистала. Вера Григорьевна, ее тетка, в семье которой она воспитывалась, была, по отзывам графини Марии Андреевны Разумовской, очень благочестива. Господь готовил матушку к монашеской жизни. Ну а жизнь в затворе – это уже жизнь святая…

(Перед приходом в монастырь монахиня Кириакия длительное время работала в реставрационной мастерской на территории Новоспасского монастыря, в иночестве носила имя Досифеи).

***

Монахиня Марионилла:

С 1995 года сестры ходили к часовне матери Досифеи, пели панихиду, старались поддерживать неугасимую лампаду, ухаживать за цветами. Сестра Маргарита, испросив благословение у батюшки (духовником общины Ивановских сестер был протоиерей Сергий Романов, настоятель храма князя Владимира), почти каждый день рано утром до правила пешком ходила в Новоспасский монастырь, зажигала лампаду в часовне. Сестра Ирина несколько раз ее подменяла. Продолжалось это в течение нескольких месяцев.

Когда начали копать под часовней, чтобы обрести мощи старицы Досифеи, сестры ждали, что вот-вот подвижница будет прославлена во святых, но, видно, тогда время еще не пришло. В те дни на лечение в Москву приехала монахиня Паисия из Рижской пустыни, страдающая от сильных головных болей. Узнав о старице Досифее, мать Паисия с сестрами отправилась в Новоспасский монастырь. Помолившись у часовни, мать Паисия спустилась в разрытую под часовней яму и приложилась к самой могилке. При этом она сразу почувствовала облегчение боли.

В скором времени обрели мощи святой старицы Досифеи, и в один из воскресных дней сестры посетили Новоспасский монастырь. По благословению благочинного, им разрешили пропеть литию и приложиться к ее обретенным мощам, которые лежали в гробике около северной стены в храме преподобного Романа Сладкопевца. Мощи были открыты. Нам разрешили пропеть только литию, потому что иеромонах, который сопровождал нас, спешил отдохнуть. Пропев литию, мы поклонились старице и приложились к ее открытым мощам. Кости были темно-воскового цвета. Они были выложены в скелет. Я на память об этом событии приложила к мощам головной платок, который с благоговением храню до сих пор.

После литии иеромонах рассказал, что антропологи дали заключение об истинности мощей. Форма костей грудной клетки и позвоночника изменены: по-видимому, монахиня Досифея страдала болезнью позвоночника.

Монахиню Досифею стараюсь всегда поминать, рассказываю при случае о ней другим. В день ее памяти, 4/17 февраля, мы обычно ходили на панихиду в храм преподобного Романа. Когда у нас появилась настоятельница, помню, все сестры вместе с матушкой Афанасией ходили в этот день поклониться нашей подвижнице инокине Досифее.

В чем ее подвиг? В том, что она смирилась. Ради блага отечества отказалась от привычной светской жизни. Отказалась от себя. Свое заточение обратила во спасение души. Стала молиться. Видимо, в ней было зерно духовности. В узах, без связи с внешним миром, многие не выдерживают психически, теряют разум, а она не только не потеряла, но и приобрела дары духовные: молитву, любовь, прозорливость… Потом к ней приходили за помощью.

В обители, где она подвизалась, постоянно ее поминают на проскомидии, в сестринских синодиках. Я всегда поминаю ее с теплым чувством. В юности я прочитала роман «Княжна Тараканова», где героиней была самозванка, поэтому имя ее было мне знакомо. И как же радостно было узнать, что настоящая принцесса Августа Тараканова была кроткая и смиренная, настоящая подвижница.

***

Маргарита (одна из первых насельниц, иконописец):

Вскоре после того, как мы стали посещать захоронение монахини Досифеи в Новоспасском монастыре, часовню-надгробие ее разобрали, а останки ее были извлечены из-под спуда, засвидетельствованы, изучены и перезахоронены в усыпальнице Романовых. Мы даже предполагаем, что эти события произошли отчасти не без влияния того, что мы попросили благословения на уход за часовней монахини Досифеи,– напомнили о ней.

***

Монахиня Тавифа:

Как и все наши сестры, я ожидаю прославления нашей затворницы Досифеи во святых. Каждый день мы молимся ей, и с годами углубляется невидимая постоянная связь с нашей святой покровительницей. Бывает, что святая подвижница особо являет свою помощь, или вдруг открываются некоторые стороны ее жизни.

Молитвенное мое почитание матушки Досифеи началось со знакомства с историей Ивановского монастыря в начале 90-х годов, когда нашей общине отдали красивейший храм Святого князя Владимира, а напротив высился обезображенный купол собора бывшего Ивановского монастыря.

В конце 90-х, в ходе подготовки к собору 2000 года, один из наших священников, ныне иеромонах Иов (Гумеров), получил в патриархии задание подготовить житие инокини Досифеи для подачи в комиссию по канонизации. В списках прославляемых на соборе святых ее имя значилось в в соборе Московских святых. Желая содействовать прославлению любимой мною подвижницы, по благословению духовника, я начала собирать сведения о ней и знакомиться с архивными документами монастыря в годы ее затвора.

В книге графини Марии Разумовской описывается атмосфера жизни семьи, где провела детские годы принцесса Августа. Наряду с внешним благополучием в жизни будущей угодницы Божией встречались испытания. Тяготы и скорби избранничества начались задолго до заточения княжны в монастырь. Тайна окружала ее. Само существование ее нужно было скрывать. Неопределенность, недомолвки неизбежно создавали напряженность, что не могло не сказаться на складе ее характера. Одиночество было ее уделом. Принцесса Августа была изначально исключена из общественной жизни, принуждена была жить за границей, как бы в изгнании, скрываясь под чужим именем.

И вот наступил переломный момент в ее жизни – невольный постриг в монашество и заточение в монастырь. Тогда стал ясен смысл ее предыдущей жизни – это была подготовка к житию затворницы…

Когда в молитвах обращаюсь к старице Досифее, душа умиротворяется. Преклоняюсь пред ее мудростию и величием. Вспоминаю, что мать Досифея – внучка Петра Великого, но, по особому избранию Божию, стала великой в своем смирении. Крест свой несла с царственным достоинством.

По характеру святости мать Досифея – не чудотворица, как наша преподобная Елисавета, она – старица, как, например, святой праведный Алексий Мечев. Незаметно, но властно ведет она по жизни, направляет, вразумляет, защищает, научает терпеть и благодарить. Прошу ее научить меня молиться и смиряться, не прилепляться к мирскому. Очень прошу рассудительности.

В юбилейный год нужно было составить службу нашей подвижнице. Образования богословского я не получила, и дара поэтического не дал Господь. Но за неимением профессионала, по послушанию, приступила к работе. Сейчас, после смерти своей наставницы, проверявшей каждое слово, я осталась одна и было особенно трудно работать над текстом. Просила саму старицу Досифею вразумить меня. И могу засвидетельствовать, что неожиданно находились подходящие формы и слова, складывались в единый текст. С удивлением теперь читаю службу: неужели это я составляла?

Живя в монастыре, сокрушаюсь о том, что обычно не выполняю иноческое правило. Днем – послушания, многолюдство, суета, вечером – засыпаю с молитвословом в руках. Заставляла себя, давала обещания, но ничего не получалось. Наконец, взмолилась нашей святой затворнице. И по молитвам матушки Досифеи Господь дал силы вставать до начала утренних молитв и исполнять келейное правило.

Проводя экскурсии, рассказываю паломникам о двух наших подвижницах – блаженной Марфе и старице Досифее, прославленных от Господа благодатными дарами. Старица Досифея особенно помогает в терпении скорбей.

Святая блаженная схимонахиня Марфа и старица Досифея-затворница невидимо участвуют в жизни монастыря, постоянно помогают просящим их заступления.

***

Инокиня Димитрия:

Меня сердечно тронуло ее житие. Я сочувствовала тому, как ей было трудно, сколько слез пролила она при столь неожиданной и резкой перемене в своей жизни. Мы пришли в монастырь добровольно, чтобы жить по воле Божией, но, как известно, только единицы из всех монашествующих имеют духовные дары, плоды духовных трудов. А она, будучи заточена против своей воли в монастырь, имела от Бога столько, сколько мы, посвятившие свою жизнь служению Господу, не имеем. Она, конечно, не была готова к монашеской жизни, да еще в строгом затворе. Много пришлось ей пережить и претерпеть… и только Господь зрел ее сердце… Господь дал ей силы не только терпеливо пережить этот период жизни, но и познать Себя, Он открыл ей Свои тайны. В молитве монахиня Досифея нашла утешение.

Над каждым человеком есть Промысл Божий; матушка Досифея приняла этот Промысл и смирилась перед волей Божией. И когда условия содержания ее в монастыре изменились, она не изменила своего образа жизни, добровольно оставаясь затворницей.

***

Инокиня Софрония:

Теперь всегда ставлю матушке Досифее свечку на канун. Я ей молилась сердечно, очень просила помочь болящей нашей сестре инокине Иларии подготовиться к юбилейному вечеру в память 200-летия матушки. Вечер прошел на радость всем, мать Илария успешно сделала свой доклад и после выступления, ко всеобщему удивлению, стала чувствовать себя значительно лучше. В самый день памятного вечера ко мне подошли две женщины с рассказами о благодатной помощи монахини Досифеи. Конечно, святая наша подвижница дает нам уверение в своем покровительстве и помощи.

***

Инокиня Иннокентия:

Как устроили в галерее стенд, посвященный инокине Досифее, обращаюсь к ней как святой. Когда потом прочитала о случаях ее благодатной помощи, стала просить ее и меня исцелить. В трудные минуты обращаюсь к ней. Отношусь к ней как к сильной духом, как к женщине, пережившей трудные обстоятельства и ставшей помощницей для москвичей. Она смогла жить в затворе, стала старицей, направила на путь монашества двух великих старцев.

***

Инокиня Ипатия:

Я ей всегда молюсь, чтобы она, как святая, помолилась за нас грешных. В храме служу, свечу ей ставлю. Молюсь, когда зажигаю ей лампаду. А свеча наша – это наша любовь, наше стремление к ней, наше почитание. Господь видит все дела, Господь и прославит ее.

***

Послушница Наталия:

Матушку Досифею нашу люблю и поминаю всегда. Особенно, когда долго не бываю в монастыре, когда подхожу к ее стенду при входе в собор, к канунному столику ее,– радостно и тепло становится на душе. Она, как и Матерь Божия, и другие святые, окутывает материнской любовью, берет в свои объятия. Помощь ее не всегда конкретная, но постоянно ощущаемая. Так и преподобный Сергий: по смирению своему он не явно помогает, но всегда соприсутствует (послушница Наталья несет послушание в скиту при храме преподобного Сергия). Когда мысли соприкасаются с ее именем – тепло на сердце. Также вот и родной человек,– даже если его не видишь, присутствие всегда чувствуешь. Помните современную притчу о двух младенцах, беседующих во утробе? Один спрашивает: «А где мама?» Другой отвечает: «Как? Ты не чувствуешь маму? Она же везде вокруг нас!» Также и матушка Досифея, она – родная, любит нас по-матерински.

***

Елена, трудница:

Узнала о ней, когда пришла работать в монастырь. Тогда о блаженной Марфе еще не было известно. Все почитали только монахиню Досифею затворницу. Мне показали ее портрет: удивительна схожесть с Петром Великим. Да ведь он же ее дед! Жалко, что многие люди в миру о ней не знают. Княжна Тараканова для большинства – персонаж романтический и в сознании связывается с самозванкой. И тут еще картина Флавицкого… Самозванка – это как клевета на светлый ее образ. Я ей молюсь всегда: «Святая мати Досифее, моли Бога о нас».

***

Е. Ф.:

Прочитав житие инокини Досифеи, я была потрясена. Когда ее, уже в зрелом возрасте, против воли заточили в монастырь, что с ней происходило! Каким это было для нее потрясением! Как она смогла пережить свое горе! Конечно, ей помогли ее наставники: неизвестный нам духовник ее, которого прислал митрополит Платон, и игумения Елисавета. Они единственные, кто имел доступ к ней, кто мог сказать ей слово утешения и наставить на путь духовной жизни. Велика их заслуга в том, что мать Досифея смирилась и покорилась воле Божией. И когда она покорилась, то начала возрождаться. На всю оставшуюся жизнь она похоронила себя в монастыре. И потом, когда приходили к ней за советом люди, отвечала им через окошечко.

…После того, как трагически погиб мой старший сын, в душе надолго образовалась пустота. Начала ходить в храм, молиться, но механически, поэтому состояние тоски не покидало. И только когда я встретила священника, всем сердцем своим разделившего мое горе, у меня снова появился смысл жизни. Поэтому думаю, что и матушка Досифея, находясь в одиночестве со своим горем, без духовной поддержки не смогла бы его пережить. Конечно, по милости Своей, Господь послал ей мудрых и любящих духовных руководителей.

Есть святые – малоизвестные, но, когда к ним прикоснешься, чувствуешь, что они близкие. У меня несколько таких святых, к которым я чувствую сердечную теплоту, и среди них – мать Досифея. Люблю ее за ее судьбу. Почитаю ее как святую угодницу.

***

Людмила, прихожанка Новоспасского монастыря:

Я давно почитаю Досифеюшку. Как, наверное, одна из старейших прихожанок, я была свидетельницей постепенного возрождения Новоспасского монастыря, восстановления усыпальницы Романовых, а также перенесения мощей инокини Досифеи из часовни в усыпальницу. Знала о ней с самого начала посещения мною монастыря. Здесь многие прихожане знают о ней и почитают ее, даже специально к ней на могилку приезжают из других районов Москвы. Почему я почитаю ее? Мне радостно бывать у нее. Это словами не объяснишь. Молитвенные обращения к ней, как и к другим святым, дают мне успокоение, помогают в разрешении трудных житейских ситуаций, укрепляют в вере, помогают преодолевать препятствия на пути к Господу.

***

Послушник Валентин, Лидия Николаевна и ее сотрудницы в пошивочной мастерской Новоспасского монастыря:

Некоторые из насельников и трудниц монастыря – убежденные почитатели старицы Досифеи, они постоянно обращаются к ней в молитвах, часто приходят поклониться ее мощам.

***

Фотина:

Восхищаюсь ее стойкостью и смирением. Она явила собой пример монашеской жизни и пользовалась уважением ныне прославленных в лике святых старцев и архипастырей. Очень радует, что монахиня Досифея может пополнить сонм святых подвижников. Она действительно помогает, как и другие святые. Она – святая, несомненно!

***

Максим, пономарь Новоспасского монастыря:

Инокиню Досифею почитают многие. Но мы пока еще не собирали отзывы прихожан о ее почитании или молитвенной помощи, поскольку заняты больше отзывами о великом князе Сергее Александровиче. Могу лишь сказать, что почитание ее возрастает. О ней знают даже паломники, приезжающие целыми автобусами из Белоруссии, Украины и городов России. Бывает даже и так, что нам приходится открывать усыпальницу в будние дни специально для них, раз уж они приехали поклониться могилам великого князя Сергия Александровича и инокини Досифеи.

***

Галина, прихожанка Новоспасского монастыря:

Я регулярно прихожу на службы в храм Романа Сладкопевца и обязательно прикладываюсь к могилке инокини Досифеи и с теплотой обращаюсь к ней. Она очень помогает обрести душевный покой, это я на себе испытала. Я к ней обращаюсь как к родному, близкому человеку, и она меня поддерживает. Как давно я знаю инокиню Досифею? Дайте вспомнить. Давно уже. Раньше я жила в Питере. Лет восемь как переехала в Москву и, кажется, сразу же избрала себе для моленья именно Новоспасский монастырь,– как-то так получилось. Потом я прочитала о ней, прихожане рассказывали, кто что знал, и я стала приходить к ней на могилку, обращаясь с молитвой. Для меня она как родной человек. Я уверена, что верующий всегда найдет свой храм и своего святого.

***

Татьяна, прихожанка Новоспасского монастыря:

Инокиню Досифею очень почитаю и обращаюсь к ней за дарованием мне терпения. Вот и сегодня просила именно терпения, чтобы святая укрепила меня и дала мне сил терпеть болящую маму!

***

Надежда, прихожанка Новоспасского монастыря:

Меня поразило ее житие, а ее пример помог мне сделать выбор в жизни. Чувствую ее помощь, часто обращаюсь к ней, считаю ее человеком, близким по духу, родственной душой. Часто бываю в Ивановском монастыре, но пока не решаюсь поступить туда.

***

Протоиерей Алексий Уминский, с юности почитающий Ивановскую затворницу, участвовал в создании серии фильмов «Тесные врата» о подвижниках веры, о прославленных и непрославленных святых, среди которых был и фильм «Княжна Тараканова». Фильмы выпущены студией «Неофит» при Даниловом монастыре по заказу телеканала «Культура» в 2002 году.

***

«В наш престольный праздник Усекновения главы святого Иоанна Предтечи 11 сентября 2011 года меня благословили рассказать историю монастыря перед праздничной трапезой для служащего у нас епископа Серафима.

Накануне праздника я беседовала с сестрой, советуясь, как мне построить свой рассказ, чтобы было кратко и интересно.

– Непременно расскажите о нашей матушке Досифее, – сказала сестра, – и попросите, чтобы Владыка помолился о ее прославлении.

– Не знаю, вряд ли получится, – ответила я, – история монастыря такая объемная, а меня всегда просят рассказывать очень коротко!

В самый день праздника после торжественной литургии все направились в нижнюю трапезную, устроенную под собором. Монастырский музей – тут же. Он занимает центральную часть подвала под алтарем. В музее собраны святыни, находки, стенды, иконы, фотографии. Перед началом трапезы Владыка Серафим благословил рассказать ему о монастыре, и мы вдвоем вошли в музей. Я еще не начала рассказ, а Владыка вдруг подошел к аналою с иконой монахини Досифеи, написанной к будущему ее прославлению:

– Чей это образ?

– Это наша затворница, монахиня Досифея! – и я с радостью рассказала историю ее жизни, добавляя при этом, что мы собираем материалы в комиссию по канонизации. Для нас это трудное дело, и мы просим его Преосвященство помолиться о том, чтобы совершилось прославление старицы Досифеи во святых. Мы давно обращаемся к ней как к святой, и она, наша молитвенница, помогает нам постоянно.

Владыка с пониманием отнесся к нашей проблеме, обещал помолиться. Я ликовала: «Это – настоящее чудо! Владыка, сам того не зная, выбрал самое для нас важное!»

Это явное свидетельство действия благодати. Получилось не по нашему плану, а Господь устроил все по Своей Всеблагой воле».

(Монахиня Кириакия)

1 Духовым отцом матушки игумении Елисеветы состоял иеромонах Макарий из Богоявленского монастыря.

2 Иеромонах Филарет (Пуляшкин; 1758 – 28.08.1842), в схиме Феодор, затворник Новоспасского монастыря.

3 Впоследствии архимандрит Арзамасского монастыря.

4 Инокиня Досифея (княжна Тараканова). Иоанно-Предтеченский женский монастырь. М., 2007. С. 13.

5 Житие схиархимандрита Моисея. Издание Введенской Оптиной пустыни. 1992. С.17.

6 Там же. С 17.

7 Там же. С. 17.

8 Инокиня Досифея (княжна Тараканова). Иоанно-Предтеченский женский монастырь. М.2007. С.15.

9 Там же. С 15.

10 Там же. С 15.

11 Там же. С 15.

12 Там же. С 15.

13 Там же. С 16.

14 Там же. С 16.

15 Инокиня Досифея (княжна Тараканова). Иоанно-Предтеченский женский монастырь. М.2007. С.18.

16 В последнее время вход в храм усыпальницу открыт ежедневно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.