Всего только три празднования Рождества установлено в нашей Церкви. Первое и главное — это Рождество Господа Иисуса Христа, второе — Божией Матери, и третье — святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Почему же из всех святых только у Иоанна празднуется рождество? Потому что Сам Спаситель назвал Своего Крестителя «большим из всех рожденных женами», то есть величайшим из людей. Иоанна Предтечу на иконах изображают, подобно Ангелам, крылатым. Его даже называют «Ангел пустыни», ибо он вел поистине ангельскую жизнь на земле, был первомонах. В Евангелии мы читаем пророческое предвозвестие об этом великом Пророке, что «многие о рождении его возрадуются» (Лк 1: 14).
Ни единое евангельское слово не пропадает туне. Уже две тысячи лет торжество рождения святого Предтечи собирает в храмах огромное множество православных. Так бывало всегда и в московском Иоанно-Предтеченском монастыре, так происходило здесь и 7 июля сего года, когда собор не вместил всех молящихся. Были заполнены и притворы, и выходы на двор обители. Многие, невзирая на летнюю страду, пришли целыми семьями, с детьми и престарелыми родителями.
Примечательно, что праздник совпал с памятью всех святых, в земле Российской просиявших. А на Руси для верующего сердца Иоанн Креститель, как и Никола Угодник, — по духу и почитанию святой, конечно же, русский. Ибо кто так призывает «широкую русскую душу» к покаянию, как не святой Господень Предтеча?..
Насельницы обители много потрудились, готовясь к торжественному богослужению. Храм сиял опрятностью и чистотой, аналойные иконы были убраны великолепными цветами, у древнего чудотворного образа не оставалось места для новых букетов, которые несли и несли почитатели. Все богомольцы пришли в нарядных одеяниях, настроенные на радость и светлую молитву. Большинство стремились приобщиться в этот день, и батюшкам пришлось исповедовать даже во время причастия.
На богослужении ощущалось поистине пасхальное воодушевление. Как отметит в своем слове старший священник монастырского храма отец Георгий Первушин, рождество Крестителя Господня — пожалуй, единственный праздник, в который проповедник покаяния дает нам возможность утешиться весельем. Песнопения службы в этот день даже начинаются словами: «Егоже рождество любовию празднуем веселящеся».
Ароматы ладана, белоснежных «крин» и роз, вдохновенное пение сестринского хора, торжественные возгласы священнослужителей, благоговейное чтение иеродиаконом Кронидом Святого Евангелия — все создавало ощущение возвышенного торжества. Ведь, согласно богослужению праздника, «подобает Иоанну благовоние, подобает Крестителю красота».
Сердца молящихся невольно вторили песнопениям, славящим его рождество: «Звезда звезд Предтеча, от неплодныя утробы на земли раждается днесь, Иоанн Боговожделенный, и Христову являет зарю».Сколько непостижимой духовной глубины вложили святые отцы в славословия святому Иоанну, рожденному «от Божественной благодати»! Он и «пророков главизна», и «Свету предсияющая звезда», и «глас Слова благознаменитый», и «упитанный ныне воздержания телец», и «горлица пустыннолюбная»…
В завершающей богослужение проповеди отец Георгий напомнил всем евангельский рассказ о таинственном рождестве святого Иоанна Крестителя, предзнаменованном в алтаре Храма первосвященнику Захарии. Батюшка направил наше внимание на то, что Пророк Иоанн был рожден по архангельскому пророчеству от неплодных родителей, тоже наделенных даром пророчества, и своим рождением он уже сотворил чудо — исцелил отца от «безгласия» и «оглохновения».
После богослужения насельницы, духовенство и гости монастыря спустились в трапезную, где для них было заботливо приготовлено и красиво сервировано праздничное угощение. Во время трапезы, священниками отцами Георгием и Владимиром, а также диаконом Кронидом вновь были произнесены слова восхвалений святому Иоанну Предтече. Говорили также об особом значении этого величайшего святого как главного покровителя обители, скорого заступника всех пребывающих в монастыре.
Елена Смирнова
Иоанно-Предтеченский монастырь
7 июля 2013 года