Принятие монашеского и иноческого пострига, отречение от мирской жизни и принятие аскетических обетов сестрами монастыря является значимым событием для всей обители.
8 апреля в завершении вечерней службы в Соборе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи архиепископом Истринским Арсением был совершен постриг трех сестер обители в малую схиму и одной сестры – в иночество. У храмовой иконы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна сестры вытянули жребий с именами: Тавифа, Марионилла, Капитолина и Дуклида.
Иноческий постриг – это начало пути. Обеты еще не даются, но это уже подготовка к тому, что будет принят монашеский постриг и все силы души будут употреблены на совершенствование, на заботу о своем спасении.
Послушница Ольга Казакова приняла иноческий постриг. С 2004 по 2010 год трудилась по уборке в выходные дни в соборе Иоанно-Предтеченского женского монастыря по благословению игумении Афанасии и духовного наставника архимандрита Иеронима. Старалась ездить в паломничества по святым местам России, Абхазии. В 2006 году трудилась в Горненском монастыре на Святой Земле. Имея твердое намерение посвятить свою жизнь Богу, 14 июня 2010 г. подала прошение настоятельнице Иоанно-Предтеченского женского монастыря г. Москвы Игумении Афанасии с просьбой принять ее в число сестёр обители. 30 марта 2011 года одета в хитон. Ее основные послушания: церковница, алтарница, просфорница. Перед иконой святого Иоанна Предтечи Ольга вытянула записку с именем святой Дуклиды, царевны Готфской. Ее память 26 марта / 8 апреля.
Праведная Дуклида Готская (IV-V в.), царевна (память 26 марта/8 апреля) — дочь св. царицы Гаафы. После мученической кончины матери и брата она хранила мощи святых готских мучеников. Во время царствования Валентиниана II (364-375) и Феодосия Великого (393-395) она пришла в Кизик и передала часть мощей на освящение храма. Кончина праведной Дуклиды была мирной.
Смысл монашеского пострига заключается в том, что человек возобновляет обеты, которые он нарушил после крещения, и дополнительно дает обеты нестяжания, безбрачия и послушания, то есть те, которые не для всякого христианина обязательны, но он добровольно берет на себя такие обязанности, чтобы сугубо служить Господу.
Все моменты пострига глубоко символичны. По толкованию святых отцов, новопостригаемая уподобляется и евангельской овце, потерявшейся, а потом найденной добрым пастырем (см. Лк. 15, 4–6), и человеку, израненому при дороге жестокими разбойниками (см. Лк. 10, 30–37), и меньшему сыну, расточившему все свое имение с блудницами, а затем возвратившемуся с покаянием к своему милосердному отцу (см. Лк. 15, 11–32). Она посвящает себя Господу, как живую словесную жертву. Однако самым важным и решающим моментом является, конечно, принесение постригаемой монашеских обетов. Согласно чину пострига, владыка задает ей, смиренно стоящей пред алтарем с распущенными волосами в одном хитоне, несколько решающих вопросов: по своей ли воле приступает она ко Господу? Согласна ли отречься от мира по заповеди Господней? Пребудет ли в монастыре и постничестве даже до последнего издыхания? Сохранит ли себя в девстве, целомудрии и благоговении даже до смерти? Сохранит ли до смерти послушание к настоятельнице и ко всем во Христе сестрам? Пребудет ли до смерти в нестяжании и вольной Христа ради нищете? Претерпит ли всякую скорбь и тесноту монашеского жития, Царствия ради Небесного? На все эти вопросы постригаемая, скорее сердцем, нежели устами, отвечает: «Ей, Богу содействующу, честный отче», – и таким образом дает монашеские обеты. Постригаемая, давая такой ответ сознает, что исполнить все обещанное можно только с помощью Божией.«Когда [человек] произнесет такие обеты пред Богом и людьми, – пишет святитель Симеон Фессалоникийский, – …он принимает второе крещение, очищается от грехов и является сыном света, и Господь наш радуется о нем со Своими ангелами, закалая для него тельца упитанного, который есть тело и кровь Его».
После этого, в знак своего твердого произволения, постригаемая трижды собственноручно поднимает и подает владыке ножницы, бросаемые им вниз с лежащего на аналое святого Евангелия, а затем совершается крестообразное пострижение ее власов во имя Святой Троицы. По толкованию святых отцов, через это она приносит Господу, как жертву, как бы часть своего тела, так как посвящает Христу всю себя, отвергая все излишнее и мирское. Именно в этот момент постригаемой дается новое имя – в ознаменование того, что она оставляет свою прежнюю жизнь и начинает совершенно новую жизнь, всецело посвящая себя Богу.
После пострижения власов следует облечение в монашеские одежды. По объяснению отцов Церкви, черное монашеское облачение является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве. Великий подвижник и духовный писатель XIX столетия святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что красивая, яркая одежда не подходит для плачущих о своей умершей душе; им подходит одежда черная, в которую люди облекаются в знак своей глубокой печали.
В конце чина пострига все сестры монастыря поздравляя новопостриженных, поочередно троекратно лобызались с ними, вопрошая их новые имена и желая им «спасаться о Господе».
После этого монахини, не разоблачаясь, проведут несколько дней в храме, присутствуя на всех богослужениях, пребывая в молитве и исполняя свое монашеское молитвенное правило.
Инокиня Амвросия (Кабилова) много лет с самого открытия монастыря с высоким профессионализмом управляет праздничным монастырским хором. В начале 1990-х годов Настя Кабилова по благословению своего духовника протоиерея Сергия Романова пришла в общину еще неоткрытого монастыря. По благословению старца Николая Гурьянова она перешла в Никольский монастырь села Новое Владимирской области, где и приняла иноческий постриг с именем преподобного Амвросия, старца Оптинского. Инокиня Амвросия не только профессиональный музыкант и опытный уставщик, она также начитанна в отеческих писаниях и опытно прошла многие монастырские послушания. Сестры с любовью относятся к ней и прислушиваются к ее советам. После молебна Иоанну Предтече мать Амвросия вытянула жребий с именем мученицы Мариониллы. Имя это в переводе с латыни означает «морская волна». Пострадала святая Марионилла в царствование Диоклитиана в 313 году. Святой Иулиан жестоко пострадал за веру Христову и своим мужеством обратил ко Христу Келсия, сына своего мучителя игемона Маркиана, и жену его, Мариониллу. Воскресив умершего язычника, святой обратил и его. Обращенные приняли Крещение от пресвитера Антония. Язычник в Крещении назван Анастасием. После темничного заключения все приняли мученический венец, будучи усечены мечом. С ними мученически погибли 20 воинов и 7 отроков.
Инокиня Романа (Исаева) пришла в общину еще неоткрытого монастыря в середине 1990 годов по благословению старца Николая Гурьянова и своего духовника протоиерея Сергия Романова. Она музыкант высокого уровня, грамотный уставщик. С самого начала устроения монастыря она стала по благословению матушки игумении вторым будничным регентом. Каждый день, утром и вечером, пребывая в храме, молилась на службах. Написала акафист преподобной Елисавете Чудотворице и службу блаженной Марфе Московской Христа ради юродивой. Ей же принадлежит составление службы святому праведному Алексию Мечеву. Имея сострадание к бедным и обездоленным людям, а также к заключенным, она без устали помогает им. Дважды совершала она паломничество на Святую землю и, несомненно, это преобразило ее духовную жизнь и неслучайно она вытянула жребий с именем святой праведной Тавифы. В переводе Тавифа означает «серна».
Святая праведная Тавифа (I), женщина добродетельная и милосердная, принадлежала к христианской общине в Иоппии. Случилось так, что она, тяжело заболев, умерла. В то время недалеко от Иоппии, в Лидде, проповедовал святой апостол Петр. К нему были посланы гонцы с убедительной просьбой о помощи. Когда апостол пришел в Иоппию, праведная Тавифа была уже мертва. Преклонив колена, первоверховный апостол сотворил горячую молитву ко Господу. Затем подошел к одру и воззвал: «Тавифа, встань!» Она поднялась совершенно здоровой (Деян. 9, 36). Это чудо, естественно, заставило многих уверовать в Господа.
Третья из новопостриженных в мантию сестер инокиня Василия (Сухарева) пришла по благословению своего духовника протоиерея Сергия Романова в общину, приписанную в то время к храму св. равноап. Князя Владимира в Старых Садех. Надежда Сухарева в миру закончила училище по пошиву мужской верхней одежды. Много лет проработала швеей на производстве. В общине и в открывшемся монастыре несла послушание швеи церковных и священнических облачений. Много лет заведовала ризницей монастыря. С особой любовью она относится к соблюдению монастырского устава. 13 января 2008 года приняла иноческий постриг с именем Василия в честь святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Перед иконой святого Иоанна Предтечи мать Василия вытащила конвертик с именем Капитолины (с латинского означает «рожденная на Капитолийском холме»).
Мученица св. Капитолина Каппадокийская, происходившая из богатого и знатного рода, все свое имущество раздала нищим, а рабов отпустила на свободу. Как христианка, она была схвачена и заключена в темницу. За отказ принести жертву идолам святая была усечена мечом.