26 мая 2013 года. Неделя о расслабленном. Закончилась Божественная Литургия. После трапезы намечена традиционная поездка на бывший монастырский хутор, чтобы помолиться на могиле последней нашей игумении Епифании (+ 12.01.31), помянуть Ивановских сестер – исповедниц, которых в конце мая в 1931 году арестовали и отправили в ссылку, сроком на три и на пять лет. Нам известны судьбы только нескольких из тридцати сосланных сестер, тех, кто вернулся к своему духовному отцу, схиархимандриту Илариону. Это монахиня Евфросиния (Лупанова), инокиня Евдокия, девица Пелагия, инокиня Ирина.Все утро лил дождь, и сейчас небо затянуто дождевыми облаками. Не смущаемся этим, взяли большой зонт, чтобы отец иеродиакон Кронид мог беспрепятственно послужить панихиду.
В каждую такую поездку возникает чувство, что едем на встречу с родными, очень близкими и любимыми людьми. А ведь мы никогда их не видели, и почти ничего не знаем об их жизни. Но мы молимся за них, каждый день читаем древний помянник, а они, как мы верим, тоже молятся о нас … Из-за строительных работ на шоссе сначала оказались в храме Владимирской иконы Божией Матери села Виноградово. Это место особо дорого всем нам. В 40-60-е годы здесь жили и молились вернувшиеся из ссылки последние Ивановские сестры, а в 80-е годы сюда с разных концов Москвы приезжали на службу к духовному отцу будущие первые насельницы новой обители Иоанна Предтечи. Именно в эту церковь отец Иларион перенес с разоренного хуторского храма наиболее почитаемые иконы и настоятельствовал здесь более двадцати лет.
И ныне у южного выхода из храма покоятся отцы-настоятели: схиархимандрит Иларион, его родной брат прот. Петр и их верный ученик прот. Владимир Жаворонков. Последнего сегодня особо поминали по случаю его дня рождения. Когда мы вошли в храм, нынешний настоятель, прот. Владимир Головков заканчивал крестины. Благословив нас и узнав, что хотим послужить литию прежнему настоятелю, тотчас же вышел с кадилом и дал возглас, вместе пропели литию приснопоминаемому прот. Владимиру. Во время литии я вспомнила, как моя мама с признательностью говорила: «Какой добрый батюшка, отец Владимир!» И действительно, любовь, неизменная приветливость и внимание к людям, за которой – постоянная молитва и труды, преданность своим наставникам – старцам, — именно таким в памяти предстает светлый облик батюшки отца Владимира. У него в алтаре находился монастырский наш помянник, Все годы своего служения Батюшка поминал Ивановских сестер. После смерти последних из них, он всегда в родительские субботы служил на Старо-Марковском кладбище им панихиду, присматривал за могилами.
После литии, едем на хутор. Нас здесь уже ждут местные жители Маргарита и Олег. Они прибрали три сохранившиеся могилы на бывшем монастырском кладбище. Дождь давно закончился, зажигаем свечи и служим панихиду, поминаем сестер, захороненных здесь и претерпевших гонения. Свечи не гаснут, догорели до конца. Жалко, что панихида уже окончилась. Поклонились матушке игумении Епифании, схиигумену Кириллу и монахине Елисавете (Бородиной), чьи могилы Господь сохранил до сего дня.Кругом лес, тихо, перед самым нашим уходом даже проглянул тихий солнечный лучик. Место здесь заброшенное, в этом году бурей повалило несколько деревьев, травы разрослись, при входе на кладбище растут ландыши, на могильных холмиках – незабудки. Сами могилы находятся среди небольшого лесного уголка. Несколько шагов от дороги и вы оказываетесь рядом с могилами в лесу. Их уединенность напоминала о тех годах, когда священнослужители и сестры Ивановского монастыря буквально на этом месте скрывались от гонений, но в тоже время эта уединенность напоминала о некоем божественном спокойствии, которое Господь дарует им в вечности, а нам в этот момент молитвы, как будто и не было этих страшных лет. Слова панихиды «Покой, Господи, души усопших раб Твоих» вторили словам Евангелия от Матфея «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы».
Перед отъездом зашли на территорию храма. Храм прп. Сергия заново отстроен, но уже несколько лет стоит неосвященный. Слева сохранился старый монастырский бревенчатый домик, с прошлого года он еще более покосился, но все еще стоит и напоминает нам о прошлом. Когда-то монастырский хутор процветал. В летописи монастыря сохранилось описание освящения храма.
Ровно 120 лет назад, 16 июля 1893 г. состоялось торжественное освящение вновь сооруженного храма во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм был построен стараниями игумении Сергии, по проекту гражданского инженера Н.Султанова, на пожертвования нескольких лиц, главное из которых пожелало остаться неизвестным. Прежний храм был также деревянным, в русском стиле, со звонницей, отличался изяществом внутренней отделки; особенно был хорош иконостас с прекрасной резьбой, писанный сестрами Ивановского монастыря, равно как и вся живопись храма. Освящение, а после него Литургию, совершал епископ Дмитровский Александр (Светланов) соборно с архимандритом Троице-Сергиевой Лавры, издателем «Троицких листов» отцом Никоном (Рождественским), казначеем Лаврского скита отцом Иларием и священниками Ивановского монастыря.
Когда в начале 1927 года окончательно закрыли Ивановский монастырь, сестры вместе с игуменией Епифанией поселились здесь, и еще около пяти лет жизнь монастыря продолжалась. Но пришел и ей конец: 12 января 1931 года скончалась матушка игумения, а в мае последних сестер арестовали, храм закрыли, хуторское хозяйство национализировали…
Возрождение церковной жизни коснулось и этого места. В 1994 г. образовалась приходская община храма преподобного Сергия Радонежского. В 1997–1999 гг. построили храм-часовню в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Летом 2002 г. начались работы по восстановлению храма, но до сих пор так и не закончились. А место это святое.
Возвращаемся с чувством благодарности Господу, какое бывает, когда исполнишь Его благую волю.
Монахиня Тавифа (Исаева)