Поездка на монастырский хутор в юбилейный год Сергиевского храма


13 июля от Иоанно-Предтеченской обители была совершена поездка на бывший монастырский хутор Чернецово. Событие было приурочено к 120-летию освящения Сергиевского храма на монастырском подворье и произошло за несколько дней до памяти преподобного Сергия Радонежского.

«Московские епархиальные ведомости» от 3 августа 1893 года донесли до нас сообщение о том, что «на хуторе Ивановского девичьего монастыря, в Московском уезде, в 6 верстах от станции Химки Николаевской железной дороги состоялось торжественное освящение вновь сооруженного храма». Церемония совершалась 16 июля, соборне: Дмитровским епископом Александром (Светлановым), архимандритом Троице-Сергиевой Лавры Никоном (Рождественским), казначеем лаврского скита отцом Иларием и священниками Ивановского монастыря ― отцами Павлом Лебедевым и Дмитрием Рождественским.

Настоятельствовала в то время игумения Сергия (Смирнова), и церковь посвятили ее небесному покровителю. Храм был возведен известным архитектором Н. Султановым из дерева, в русском стиле. Шатровый, с изящной звонницей, он и внутри был благолепно устроен, имел дубовый иконостас художественной резбы. В храме имелись частицы мощей святых Иоанна Крестителя и Сергия Радонежского. Над внутренним уборочьем и образами трудились сами сестры монастыря.

Юбилейная поездка началась в 12 часов, после литургии в честь Святых апостолов. Знаменательно, что это был день Ангела служившего в хуторском храме протоиерея Петра Скворцова (+ 1919) ― отца священномученика Алексия. Сестры и гости были размещены по трем машинам. Возглавляла поездку строительница и казначей обители монахиня Анувия. Для совершения панихиды сестер сопровождал иеродиакон Кронид. Прекрасная солнечная погода располагала к праздничному настрою и давала возможность спокойно молиться на открытом воздухе.

По установившейся традиции вначале посетили расположенное в нескольких километрах от Чернецова село Виноградово. Здесь в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери служил в 1935-1951 годах духовник Ивановских сестер ― схиархимандрит Иларион (Удодов; +1951), «подвижник Афона и Москвы». Именно ему выпала милость Божия хранить в годы Великой отечественной войны честную главу преподобного Сергия Радонежского.

В храме мы с благоговением приложились к иконам, когда-то принадлежавшим Сергиевской церкви и написанным сестрами Ивановской обители. Отец Иларион после закрытия хуторского храма перенес из него сюда весь иконостас и Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери. Взял он с собой и власы с главы преподобного Сергия, и частицы его мощей, а также святого Иоанна Предтечи. Перед этими иконами и святынями здесь молились сестры, которые вернулись из ссылки к отцу Илариону, посылавшему им посылки.

После посещения храма была отслужена заупокойная лития у могилок почитаемых старцев Владимирского храма: схиархимандрита Илариона, его брата протоиерея-исповедника Петра (+ 1968) и их духовного сына протоиерея Владимира Жаворонкова (+ 2004). Все эти добрые пастыри всемерно помогали сестрам Ивановского монастыря, оставшимся в живых: окормляли их, отпевали, провожали в последний путь.

 

Во время литии казалось, что проникновенным заупокойным молитвам таинственно ответствовали с небес молитвы о нас старцев и сестер, ушедших в вечность. Конечно, их исповедническим подвигом и святой заботой был вновь открыт Иоанно-Предтеченский монастырь, и как же нужно нам потрудиться над собой, чтобы быть достойными доверия этих подвижников и подвижниц.

После литии все благоговейно прикладывались к могильным крестам, просили о духовном укреплении. И еще долго никому не хотелось уходить с этого намоленного места. Ведь здесь все сохранилось, как при отце Иларионе: красивейшая церковь, ее внутреннее убранство с построенными лично старцем приделом во имя преподобного Сергия и хорами, алтарь, где он тайно от всех хранил его чудотворную главу; иконостас из хуторской Сергиевской церкви и святыни из нее. Все те же здесь старинные ворота кардегардии, кладенец с прохладной водицей, погреба, мост и пруды. В глубине церковного двора стоит дом причта: двухэтажный, в классическом стиле, увенчанный куполом с крестом. На втором этаже, «на Афоне», здесь жил в келье отец Иларион, потом к нему подселился его брат протоиерей Петр, а позже, на первом этаже проживал отец Владимир Жаворонков с семьей. Ныне настоятелем Владимирского храма является протоиерей Владимир Головков, их достойный преемник.


Наконец, помолившись и испив водицы из церковного колодца, тронулись в дальнейший путь, который оказался совсем коротким: московские новостройки сильно приблизились и к Виноградову, и к Чернецовскому хутору. По дороге купили на рынке цветы для посадки на могилках, и скоро показалась главка Сергиевского храма. Когда подъехали, оказалось, что здесь нас уже ожидали местные жители, пришедшие на панихиду.

Среди них Наталья Николаевна Рождественская и местный краевед раб Божий Олег. Наталья Николаевна — внучка священника Дмитрия Рождественского (+ 1911), служившего в Ивановском монастыре в 1873-1898 годах и присутствовавшего на освящении Сергиевской церкви. Она собирает архивные материалы о своей родословной и попутно помогает Ивановскому монастырю. Олег прекрасно знает историю края и тоже безвозмездно делится своими открытиями по истории «хутора-подворья».

Сразу идем на сестринское кладбище. За новыми офисными постройками не сразу углядишь деревянный настил тропинки, ведущей к калитке. Миновали заросли малинника, сплошь усыпанного ароматными ягодами, и сразу же попали в совсем другой мир. Москва, грохот эстакад, пыль и суета — все куда-то мигом исчезло. Мы оказались в лесу, в самой глуши. Задумчиво шелестит листва огромных старых деревьев, слышны птичьи посвисты, нежные обволакивают ароматы цветов и трав. И среди всего этого — место вечного упокоения праведниц. Могилки их почти вросли в землю, покрылись травой, земляникой, цветочками полевой кашки и колокольчиков. Оградкой и подписанными крестами обозначены лишь могилы последней настоятельницы монастыря игумении Епифании (+ 1931), схиигумена Кирилла (афонского сподвижника отца Илариона) и монахини Елисаветы (Бородиной). У них среди кустиков земляники цветут лилии, зеленеет очиток и вьюнки.

Вновь служим панихиду, вдумчиво и неспешно. Она здесь, в этой отрешенности от всего суетного, совсем неземная. Само это прикровенное место возносит души прямо к Престолу Божию, и, молясь «о всех, зде лежащих», на самом деле сознаёшь, что надо не столько молиться о них, сколько им, кротко претерпевшим все испытания, выпавшие на их долю…

Отец Кронид много раз сосредоточенно поминает игумению Епифанию, протоиерея Петра Скворцова с матушкой Ольгой и сродниками, схиархимандрита Илариона (Удодова), протоиерея Дмитрия Рождественского, схиигумена Кирилла и всех сестер поимённо. Во время поминания подвижников всегда глубоко чувствуешь реальность и хрупкость границ между жизнью и смертью и ответственность за собственное бытие.

Когда панихида закончилась, в оградки посадили купленные гвоздики и помянули усопших взятой из монастыря трапезой. Потом прошли к Сергиевскому храму. Он оказался в этот день заперт, поэтому тропарь Преподобному пропели на дворе перед входом. Всеми ощущалось особое воодушевление и чувство духовной наполненности от этой незабываемой поездки. Дополнительной радостью для насельниц Ивановского монастыря явилась новость, что наконец-то осенью этого года хуторской храм будет освящен и в нем вновь, через столько десятилетий, зазвучат молитвы. Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!

Елена Смирнова
Иоанно-Предтеченский монастырь

18 июля, память преп. Сергия Радонежского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.