«Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися; воспряни убо, да пощадит тебя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.»
Кондак, глас 6. Великий канон св. Андрея Критского.
Начался Великий пост. Время усиленной духовной борьбы над своими грехами, время воздержания, покаянной, коленопреклоненной молитвы.
Накануне, после Чина прощения, когда все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, целуют крест и лобызаются друг с другом в рамена (плечи), когда все насельницы монастыря, начиная с настоятельницы и заканчивая последней пришедшей сестрой-трудницей, взаимно испрашивают прощения, иерей Георгий, старший священник обители, в проповеди заметил, что пост — это не просто период, когда мы не едим каких-то определённых продуктов.
Пост — это время покаяния, молитвы и воздержания, причём не только воздержания в еде. Это особое состояние души, в определённой степени — духовный подвиг.
«Наш дом — это наша душа и наше тело. А хозяином должен быть разум. Когда мы начинаем немного воздерживаться, поститься, часто становимся раздраженными и понимаем, что жизнь наша начинает зависеть не то, что от кусочка сыра — даже от кусочка хлеба. Святые отцы говорят, что наша душа тесно связана с телом. Каждый из нас немощен. В своей немощи мы с вами должны обретать силу, для этого, конечно же, нужно призывать на помощь Бога. Потому что, желая изменить себя в положительную сторону, если человек полагается только на свои силы – Господь от него отходит. Человек в своей немощи сам не может даже хорошие духовные планы реализовать. Поэтому, во всем полагаемся на Господа и ополчаемся против себя, своих слабостей, страстей. И против даже той же немощи, корень которой бывает смертный грех – леность. Наш разум призван быть контролером нашей души и управлять телом. Во время чтения Великого Канона, мы с вами поем «Господи сил с нами буди» — если ты сам на себя полагаешься: «сам смогу, сам сделаю» — Господь отойдет».
Наряду с ограничением в пище следует воздержаться от некоторых других удовольствий, от просмотра каких-то зрелищ, развлекательных телепередач.
Воздержание в пище — лишь часть духовной работы, без остальных составляющих она не имеет смысла. В пост следует чаще бывать в церкви: читаются особенные великопостные службы, а в молитвенных текстах раскрывается смысл поста.
С понедельника по четверг первой седмицы поста читается Покаянный канон преподобного Андрея Критского, заставляющий отложить житейское попечение и пробудиться от греховного сна. И неизменно, из года в год, в эти вечера церкви заполняются молящимся народом – единодушное усердие многих увеличит силу каждого и всех.
В понедельник первой седмицы Великого поста Великий канон св. Андрея Критского приехал читать епископ Феофилакт Дмитровский, викарий Святейшего Патриарха Кирилла.
В январе 2012 года он приезжал в обитель для освящения Казанского предела главного храма монастыря — собора Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
С 1991 года – был настоятелем возвращенного Русской Церкви и требующего восстановления Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры.
В 2002 году архимандрит Феофилакт (Моисеев) был хиротонисан и назначен епископом Брянским и Севским.
Решением Священного Синода от 28 декабря 2011 года владыка Феофилакт назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии.