1 ноября (19 октября по старому стилю) 1879 года торжественным освящением нового монастырского собора вновь была открыта древняя женская обитель в центре Москвы.
В сентябрьские дни 1812 года монастырь подвергся разорению оккупантами и был опустошён пожаром, однако часть ризницы – всё наиболее ценное – 1 сентября 1812 года удалось вывезти на подводах в Вологду, а 2 сентября в Москву вступила «Великая» армия Наполеона. Начались «законные» грабежи и пожары. Как одну из наиболее пострадавших, в 1813 году Ивановскую обитель решено было упразднить. Уцелевший от пожара древний монастырский собор был обращён в приходскую церковь. Игумения Елпидифора и насельницы монастыря были расселены по женским обителям Москвы.
Восстановленный монастырь лишь по своему месту и посвящению святому Иоанну Предтече был связан с древней Ивановской обителью. Подвижническая жизнь и молитвы монахинь прежнего монастыря стали связующим звеном на пути к восстановлению обители.
Новый облик монастыря, созданный гением Михаила Быковского, его целостность и архитектурное единство наилучшим образом выражали его новую суть. По благословению святителя Филарета Московского в обители был принят новый общежительный устав (Общежительный монастырь, общежитие, киновия – это монастырь, живущий по общему для всех насельников уставу. Братия или сестричество киновии имеют общую трапезу, общее и обязательное для всех богослужение, общие послушания и собственность. Во главе стоит игумен, избираемый насельниками). Делание молитвы соединялось в новой обители с делом просвещения и благотворения. По замыслу святителя при монастыре учреждались женское духовное училище и больница для монахинь московских обителей.
Прп. Пимен Угрешский |
Иоанно-Предтеченский монастырь стал первой женской обителью в Москве с общежительным уставом, и потому находился в ведении благочинного общежительных монастырей преподобного Пимена Угрешского. Все прочие московские женские обители были особножитными (Особножительный или особножитный, своекоштный монастырь – это монастырь, в котором братия или сестры живут каждый по своему уставу. В особножитных монастырях нет общих обязательных богослужений, послушаний и трапезы. Насельникам разрешается иметь частную собственность. Однако такого рода обители не выражают в полноте сути монастырской жизни и монашеских обетов). Первыми насельницами возрождённого монастыря стали сестры Аносиной пустыни. «Женской Оптиной» именовался этот монастырь, где развивалось старчество. Благодатная традиция духовного окормления закладывалась в фундамент для созидания возобновлённого Ивановского монастыря.
1 ноября (19 октября по старому стилю) 2009 года исполняется 130 лет со дня возрождения Иоанно-Предтеченской обители, как общежительного монастыря с миссионерским и социальным служением. В сей день в монастыре молитвенно вспоминаются все, кто был причастен к восстановлению обители: Елизавета Алексеевна Макарова-Зубачёва, богатая вдова, завещавшая своё немалое состояние на возрождение монастыря, и её невестка, строительница обители, почётная гражданка Мария Александровна Мазурина, отдавшая все свои силы и средства на воплощение этого завещания; монахиня Зачатьевского монастыря Алевтина, подавшая добрый совет о возобновлении обители, и святитель Филарет (Дроздов), положивший закладной камень в основание нового собора 3 сентября 1860 года и заложивший духовные основы нового монашеского общежития; Император Александр II Освободитель, Высочайшим волеизъявлением утвердивший проект восстановления монастыря, и архитектор Михаил Дормидонтович Быковский, создавший уникальный монастырский ансамбль; святитель Иннокентий Московский, продолживший заботу об обители и преподобный Пимен Угрешский, последние 2 года жизни, отдавший устроению Ивановского общежительного монастыря; митрополит Московский Макарий (Булгаков), освятивший новый монастырский собор и первая настоятельница обители игумения Рафаила (Ровинская), которой предстояли нелёгкие заботы в новой обители. На нашем сайте будут опубликованы материалы, освещающие события тех лет и ярко отражающие роль каждого из всех вышеназванных лиц в воссоздании Иоанно-Предтеченского женского монастыря. В первую очередь предлагаем воспоминания настоятельницы Московского Страстного женского монастыря игумении Евгении (Озеровой), побывавшей 19 октября 1879 года на монастырском празднике освящения собора, который стал событием и для всего города.
СТРАНИЦЫ ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННОГО ДНЕВНИКА ИГУМЕНИИ ЕВГЕНИИ (ОЗЕРОВОЙ).
«20 октября 1879 г.
Опять духовное торжество и пир. Наконец, открыт Ивановский общежительный монастырь. История его известна. Основанный при царе Иоанне Грозном, или даже матерью его, он вмещал сонм подвижниц, посещали его Цари и великие мира сего. Потом, в позднейшие времена, был местом ссылки подсудимым. В нем в заточении пребывала княжна Тараканова – дочь императрицы Елизаветы Петровны от тайного, но законного брака с Разумовским. В нем была заключена известная злодейка Салтыкова. В нем подвизалась блаженная юродивая Марфа, которая похоронена в храме. В 1812 году [монастырь] разорен и упразднен. Ныне возобновлен и снова открыт для славословия Божия и подвига иноческого. Да утвердит и сохранит Господь обитель навсегда.
Освящал главный храм сам Митрополит. Певчие чудовские. Народу множество, власти города, генерал-губернатор князь Долгоруков, обер-полицмейстер Козлов, генерал Слезкин- начальник тайной полиции; оба Викария, хотя не были в служении, но присутствовали на пиру, все игумении, исключая Воскресенскую м.Сергию. Храм великолепный. В новейшем вкусе. Обстановка, расположение зданий – на иностранный манер. Освящение храма и Литургия шли обычным порядком. Все было соблюдено как следует. Новая игумения [м.Рафаила, бывшая Аносинская] сохраняя свой монашеский смиренный вид, была очень мила, приветлива ко всем. […]
В воскресенье, 21 октября, викарии Амвросий и Алексий святят приделы храма – один за ранней, другой за поздней обедней.»