Монахиня Ефросиния (Татьяна Дмитриевна Лупанова) (1877 — 1967)

Иерей Владимир Жаворонков, справа монахиня Ивановского монастыря Ефросиния (Лупанова)

Иерей Владимир Жаворонков, справа монахиня Ивановского монастыря Ефросиния (Лупанова)


Монахиня Ефросиния — в миру Татьяна Дмитриевна Лупанова — родилась в крестьянской семье в 1877 году в селе Вражское Пензенской губернии.

В возрасте 23 лет Татьяна поступила в Ивановский монастырь в Москве.

Тридцать лет подвизалась в монастыре. Вместе с сестрами Татьяна претерпела притеснения и тяготы, выпавшие на долю насельниц монастыря после революции. Монастырь был официально закрыт в 1918 году. Но жизнь в его стенах продолжалась еще девять лет. Совершались службы в Соборе и Елисаветинской церкви. Сестры шили белье и военное обмундирование для красной армии, ухаживали за детьми- сиротами в Доме ребенка.

14 мая 1931 года, за неделю до ареста, сестры были официально лишены избирательных прав.В ночь с 19 на 20 мая 1931 года насельниц — в количестве 31 человек — по доносу арестовали. В ходе следствия монахини содержались в Бутырской ОГПУ тюрьме. Монахини обвинялись в антисоветской агитации и агитации против коллективизации.

Следствие продолжалось более месяца. 28 июня 1931 года постановлением Тройки при ПП ОГПУ МО все монахини были осуждены по статье 58/10 и 11 УК заключения в Исправтрудлагерь сроком от 3 до 5 лет с заменой высылкой через ПП ОГПУ в Казахстан на тот же срок.

Татьяна Лупанова была осуждена на 5 лет ИТЛ за «антисоветскую агитацию населения против коллективизации с/х, призывание крестьян протестовать против закрытия церквей и не подчиняться местной и Советской власти». Реабилитирована монахиня Ефросиния посмертно, 28 февраля 1990 года.

По окончании срока Татьяна вернулась к отцу Илариону во Владимирский храм села Виноградово на Долгом пруде. Помогала ему в алтаре. Послушание свое несла тридцать лет.

Добрым словом поминают монахиню Ефросинию все знавшие ее прихожане. Была она маленького роста. Все делала с улыбкой, была приветлива. От нее словно свет исходил. Если приходилось делать кому-нибудь замечание — тихим голосом, спокойно.

Ныне здравствующая и отметившая в прошлом году 80-летие монахиня Марфа помнит, как «она меня мягко укоряла, когда после «Отче наш» забыли вынести свечу: «Ну что, трудно было поставить свечечку?»
Заботлива была, детей любила: и накормит, и угостит, приласкает, во время причастия поближе к солее подведет.

Ее парализовало у могилки отца Илариона. Пролежала весь пост. Ухаживала за ней женщина из Сергиева Посада.

Незадолго до смерти монахиня Ефросиния как-то утром поинтересовалась: «Я — живая?»

Ее успокоили: «Живая, матушка, живая.»

«Я проснулась сегодня и не понимаю: где я? Здесь или уже ТАМ?»

Умерла монахиня Ефросиния в Великую субботу 29 апреля 1967 года, в возрасте 90 лет. Похоронена на Старо-марковском кладбище.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.