Иерей Георгий Первушин. Интервью интернет-изданию «Татьянин День».

В Иоанно-Предтеченском монастыре меня поразила глубокая тишина…

Святой Иоанн Предтеча в пустыне. Икона. Греция. Середина XV в.

Святой Иоанн Предтеча в пустыне. Икона. Греция. Середина XV в.

Иоанн Предтеча относится к святым, события жизни которых Церковь празднует несколько раз в году: Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение Главы, первое второе и третье Обретение главы. Главный Престол нашего монастыря освящен в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Сегодня нам трудно представить себе всю полноту подвига Иоанна Предтечи и тот совершенно потрясающий труд, который он проделал за краткое время своей проповеди. Его голос, этот «глас вопиющего в пустыне», был настолько сильным, мощным, и сам пророк был такой удивительной личностью, что ему удалось подготовить души и сердца людей к восприятию учения Христова. Мы можем смело говорить, что его внешний вид, образ жизни и слова проповеди потрясли всю Иудею.

Иоанн Креститель был свидетелем одного их самых важных событий в истории человечества — явления новозаветной Троицы.

Он подготовил будущих апостолов, ведь многие из его учеников впоследствии пошли за Христом, то есть пророк положил в их сердцах основание для восприятия учения Христа.

Усекновение Главы Иоанна Предтечи – это такая победная «точка», завершение жизни, которая целиком была отдана Богу и приготовления людей ко встрече с Его Сыном, Иисусом Христом.

И даже когда пророк перешел в Вечность, даже после смерти своей он продолжает свое дело. Спустившись в адово узилище, он снова идет впереди Христа и возвещает бывшим там благую весть о том, что скоро придет Спаситель и освободит всех. Мы ведь знаем, что до распятия Христова все – и достойные, и недостойные, и праведные, и неправедные, и те, кто служил Богу и жил в чистоте, и те, чья жизнь была наполнена грехом – пребывали в аду вместе и не могли быть с Богом.

В наш Иоанно-Предтеченский монастырь в Праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи приходит множество народа. Главный монастырский собор всегда бывает заполнен, а литургию возглавляет архиерей или сам Патриарх.

В народе Иоанна Предтечу вообще очень почитают, и в любой праздник, посвященный ему, собор будет заполнен. Например, 7 июля мы праздновали Рождество Иоанна Предтечи. Это был будний день, и все равно в монастырь приехало помолиться множество людей и было более 300 причастников. Для храма, который расположен в деловом центре столицы, это довольно много.

Я учусь в Московской духовной академии и готовлю диссертацию по истории Иоанно-Предтеченского монастыря. Исторических фактов о том, как праздновался день Усекновения Главы Иоанна Предтечи или другие праздники, к сожалению, не сохранилось. Монастырь много раз горел, бывало, что выгорал дотла три раза за одно столетие. Последний такой пожар случился в 1812 году, когда горела вся Москва. В основном информация утрачена, даже неизвестно, кто и когда устроил монастырь. А вообще, первое свидетельство относится к 1415 году.

Вообще говоря, информация по истории московских монастырей сохранилась «неравномерно»: каким-то обителям «повезло» больше, так что в архивах сейчас есть десятки тысяч документов, а по дореволюционной истории других документы можно буквально пересчитать по пальцам. Наш монастырь находится где-то в серединке: мне удалось насчитать порядка десяти тысяч архивных документов.

Изучать историю Иоанно-Предтеченского монастыря интересно: любопытен сам факт существования женского монашества. Как здесь жили монахини, как спасались, молились – это же очень интересно! Ведь есть плоды их подвига – наши святые: блаженная Марфа Московская, священномученик Алексий Скворцов. Сегодня стоит вопрос о канонизации инокини Досифеи. Раз есть плоды, значит, было и основание, и узнать этот опыт, научиться, перенять его – это очень важно и нужно.

Мы живем в период новейшей истории, и если ее не зафиксировать, она утрачивается, ведь все забывается, стирается из памяти. Конечно, есть монастырская канцелярия, архив, благодаря которым фиксируются факты. Но ведь факты надо как-то связать воедино, а это уже прерогатива исторической науки. К тому же, есть еще человеческие отношения, впечатления, переживания… Факты фактами, но и эту душевную сторону жизни хочется как-то сохранить, поделиться ею. Если говорить о диссертации, то сказать что-то не только относительно фактов и данных, но и написать что-то от души, хотя бы в приложениях.

Я служу в Иоанно-Предтеченском монастыре с 2003 года. Когда меня сюда назначили, в указе было написано: «Направляется для временного служения». До этого я служил в Никольском храме на Рогожском кладбище. Там тоже было место временного служения, и я подумал, что, наверное, и в монастыре прослужу немного, может быть, как на Рогожке – около года, а потом определится место постоянного служения. Изначально я пришел в монастырь с этими мыслями, и вот мое «временное служение» продолжается уже восемь лет.

Помню, узнав о назначении сюда, очень расстроился: храм на Рогожке находился вдали от больших дорог, место было очень спокойное, храм древний, внутри — удивительная тишина, а тут меня перевели в самый центр Москвы, на Китай-город! Я думал: «Ну все, пропал!». И по поводу перевода серьезно переживал.

Монастырь до реставрации

Монастырь до реставрации


Тогда монастырь и храм пребывали в великом запустении. Был сделан главный купол и на него водружен крест, а внутри не было сделано практически ничего. Раньше на территории монастыря был архив, и поэтому весь храм был перегорожен бревнами, лесами, внутри были устроены стеллажи высотой до самого неба.

Помню, входишь в дверь – и проходишь извилистой узкой дорожкой между стеллажами. Темно, только где-то вдалеке горит тускленькая маленькая лампочка ватт на 40. Идешь почти наощупь, переступаешь через поперечные балки и приходишь в маленький придел, освященный в честь иконы Божией Матери «Казанская» (это правый придел монастырского собора).

А дверь, через которую входили в собор, была устроена в окне одного из алтарей, так что входящие проходили не просто через алтарь, но по самому месту, на котором раньше стоял Престол. Вот как враг человеческого рода надругался над храмом! Проходили все, в том числе женщины, которым нельзя заходить в алтарь… И ведь шел человек – и даже не знал, где он идет, что там было…

Иерей Георгий Первушин

Иерей Георгий Первушин


Я думал, что не доживу до того времени, когда он будет восстановлен. Но был неправ. Реставрация, слава Богу, шла очень интенсивно: сейчас у нас в соборе восстановлены все три придела, сделан иконостас…

Помню, когда служил в монастыре самую первую службу, меня поразила тишина: она оказалась гораздо глубже, чем на Рогожке, хотя там храм никогда не закрывался. Вокруг монастыря кипит центр города, но входишь – и попадаешь в совершенно другой мир.

Эту глубокую тишину отмечают все, кто бывает и служит в монастыре, так что это какой-то объективный показатель, а не лично мое восприятие. Святейший Патриарх Кирилл приехал в монастырь через неделю после своего назначения, и тоже отметил эту тишину.

Как это объяснить, не знаю. В подвале были застенки НКВД, людей мучили, убивали. Одна женщина принесла кастет, который нашла тут в конце 60-х годов, когда убиралась. Видимо, это было орудие пыток, кто знает, возможно, на нем была кровь мучеников…

Так что, может быть, нынешняя тишина – плод молитвенных трудов тех, кто тут жил и пребывал в заточении. Меня лично она поражает до сих пор.

Сегодня в монастыре живут инокини, есть община прихожан-мирян. Приходит молиться, исповедуется и причащается внук монастырского священника священномученика Алексия Скворцова. Он подарил монастырю крест с украшениями и еще несколько предметов, которые принадлежали его деду.

Конечно, о монастыре и встречах, которые тут происходят, можно многое вспомнить. К примеру, два дня назад захожу в монастырские ворота и вижу: стоит мужчина в возрасте и в изумлении смотрит наверх, на купол собора. Мимо я пройти просто не мог, подошел и говорю: «Нравится?» — «Да не то слово! Я тут когда-то был, много лет тому назад… И вот теперь что вижу». Зачем он тут был и что видел тога, не сказал, а теперь монастырь и отреставрированный собор его просто потрясли.

Думаю, самое главное, что можно вспомнить в преддверии Праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи – то, какой пример дал нам пророк. Он был живым призывом к покаянию, а ведь с покаяния начинается изменение человеческой жизни. Человек осознает себя грешным, раскаивается, и у него появляется духовная основа, чтобы сделать шаг по направлению к Царству Небесному.

И в Праздник хотелось бы пожелать всем услышать пророка, вопиющего: «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное!». И чтобы люди в желании изменить себя, чтобы приблизиться к Богу, почаще прибегали к самому надежному и испытанному средству – к исповеди.

Татьянин день

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.