Память Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна совершается 7 раз в году:7 января (по ст.ст.) / 20 января (по н. ст.)
Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
24 февраля / 9 марта
Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи.
25 мая / 7 июня
Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
24 июня / 7 июля
Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
29 августа / 11 сентября
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
5 / 18 сентября
Память пророка Захарии и праведной Елизаветы, родителей Иоанна Предтечи.
23 сентября / 6 октября
Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
12 / 25 октября
Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя (1799)
День Усекновения Предтечи есть праздник великий, хотя и не двунадесятый. Для живейшего участия верующих в страданиях и смерти Крестителя, как великого постника, праздник соединен с постом.
Церковь празднует троекратное обретение главы святого Иоанна Предтечи и Крестителя Христова.
Убийцы Предтечи не допустили положить главу его вместе с телом, боясь, чтобы страшный обличитель их, если глава его приложится к телу, не воскрес и не стал снова обличать их (См.:Мк.6, 14—16). Тело Предтечи погребено было учениками его в Севастии — городе Самарийском, а отсеченная глава его особо сокрыта была Иродиадою во дворце Ирода, в месте бесчестном. Зная об этом уничижении, благочестивая Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова (См.: Лк.8, 3), тайно ночью взяла оттуда главу Предтечи и, положив в сосуд, погребла на горе Елеонской, в поместье Ирода. Спустя много времени после того, некто Иннокентий, благочестивый подвижник, купил поместье Иродово и начал созидать церковь. Копая ров для основания, он обрел в земле глиняный сосуд и в нем главу Предтечи, которую узнал он по благодатным знамениям, бывшим от нее, и хранил ее у себя с великим благоговением. Это обретение было первое.
Пред смертью своей, желая сохранить главу Крестителя от поругания, которому она могла подвергнуться от неверующих в Иисуса Христа, Иннокентий укрыл ее в землю, в том месте, где обрел. Впоследствии, по смерти Иннокентия, и церковь, им устроенная, запустела и развалилась, и таким образом честная глава опять никому неизвестна стала.
Во дни Константина Великого, когда вера христианская воцарилась в мире и благочестивые христиане отовсюду стали ходить ко святым местам на поклонение, двое иноков, пришедшие в Иерусалим на поклонение Животворящему Кресту и Гробу Господню, по откровению и повелению самого Предтечи, явившегося им во сне, обрели на горе Елеонской и взяли честную главу его с собой. Возвращаясь с нею в жилище свое, они встретились на пути с одним бедным скудельником, жителем сирийского города Емесы, шедшим из своего отечества в иную страну, и пошли с ним вместе. Спутнику своему иноки дали понести вретище, в котором хранилась глава Крестителя. Скудельник не знал, что сокрыто во вретище, которое он нес. Ему явился святой Предтеча и повелел удалиться от спутников своих со вретищем, бывшим в руках его. Так Бог за неверие и леность отнял святыню у недостойных иноков, сначала не веривших явлению им во сне Предтечи, а потом не хотевших нести главу его! Удалясь от иноков, скудельник, по повелению Крестителя, пришел с главою его в свой дом; Бог благословил дом его обилием благ. Веруя, что виновник сих благ есть святой Иоанн Предтеча, скудельник с великим благоговением хранил честную главу его. Пред смертью своею он открыл о бывшей у него святыне и завещал сестре своей блюсти ее с особенным уважением и потом передать достойнейшему из христиан. Долгое время честная глава Крестителя хранима была преемственно среди благочестивых христиан. Впоследствии приобрел сие сокровище некто Евстафий, муж зараженный Ариевой ересью, не имевший страха Божия. Тогда Промыслу угодно было отнять святыню у недостойного и его же рукою сокрыть ее надолго в неведомой для православных пещере. Евстафий, избегая правосудия закона за зловерие свое, и принужденный оставить свое жилище и скрываться, притаил главу Предтечи в пещере, чтобы после тайно взять ее оттуда. Но выгнанный из жилища своего, он не мог уже после возвратиться и снова владеть неоцененной святыней. На месте пещеры, в коей скрывалось духовное сокровище, поселились благочестивые иноки и жили, не ведая, какое сокровище таится в их мирном пристанище благочестия.
Прошло много лет, глава Крестителя опять была забыта. Из пристанища иноков в пещере образовался впоследствии монастырь. Благочестивый архимандрит этой обители, Маркелл, который сам повествует о втором обретении главы Предтечевой, сподобился явления Крестителя и извещения от него о честной главе его, сокрытой в пещере монастыря, и она вторично обретена была в 452-е лето по Р.Х. и по повелению греческого царя Маркиана перенесена была из Емесы в Халкидон, а потом в Константинополь.
Во время гонения на святые иконы в VIII веке, глава Предтечи перенесена была из Константинополя в Команы — место ссылки и смерти Иоанна Златоуста — и там опять сокрылась и была неизвестна до восстановления православного иконопочитания. В царствование Михаила, в 857 году, честная глава Предтечи в третий раз обретена и вторично перенесена в Константинополь патриархом Игнатием.
В лике святых Предтеча первый после ангелов прославляется Церковью. По гласу ея, святой Иоанн есть исполнение пророчеств (См.: Лк.16, 16), конец Ветхого и начало Нового Завета, пророков предел и начало апостолов, и на главу Того, Которого прочие пророки только издалека предсказали и видели, возложил руку свою.