Миру – юроди, Богу – чада возлюбленная…
Святая блаженная Марфа, Христа ради юродивая, подвизалась в Ивановом девичьем монастыре в начале XVII века1. Монастырское предание сохранило скудные сведения о земной ее жизни.
Кто были ее родители, какого звания, чем занималась она в миру, рано ли вступила в монастырь – неизвестно. Мы знаем только, что раба Божия Дарья, так называлась она в миру, не любила ни мир, ни яже в мире. Она разорвала все связи с ним, обрекая себя на всегдашнее девство, отказавшись от своей воли, заключилась в стенах монастыря и по прошествии годов искуса произнесла пред алтарем Господним обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Одно это говорит уже о ней, что она была истинной христианкой, ревновала о спасении души своей, искала не земных наслаждений, а вечного блаженства. При постриге получила она имя Марфы и, возложив на рамена свои крест Христов, шла к небесному отечеству тернистым путем монашества. Борьба инока с внутренними врагами спасения, успехи жизни нравственной, добровольные страдания, совершаемые из любви к Богу, большей частью и остаются ведомы только Ему.
Какие именно подвиги монашеские совершала Марфа и сколько лет подвизалась она простою монахинею, мы не знаем; но по всему видно, что как невеста Христова, она пламенно любила Жениха своего, подражая таинственной невесте, которая говорит в книге Песнь Песней: Возлюбленный мой принадлежит мне, а я Ему.2 Ревность подвижницы, усердие и успехи ее в исполнении монашеских обетов были столь велики, что удостоена была она и великого ангельского образа, великой схимы. Схимничество есть высшее проявление любви ко Христу, оно — вершина монашеского подвига; немногие удостаиваются ее.
Но и на этом не остановилась ведомая промыслом Божиим подвижница. Она не удовольствовалась тем, что разорвала окончательно все связи с миром, умерла не только для наслаждений, но и для естественных потребностей плоти. Сердце Марфы разгоралось любовью ко Господу все более и более. Отказавшись из любви ко Христу от всех земных радостей, Марфа взяла на себя один из самых труднейших, изумляющих христианских подвигов; отказалась от обычного употребления человеческого разума – стала юродивою.
Представьте же, насколько был высок и труден ее подвиг. Сколько нужно было ей иметь смирения, чтобы казаться хуже всех, глупее всех! Сколько терпения, чтобы переносить неизбежные при такой жизни насмешки и презрение. Сколько мудрости, чтобы в странных, по-видимому, безумных действиях не дозволить чего-либо греховного, соблазнительного, какой-либо несправедливости, неуважения к другим, оскорбления. К этому внутреннему кресту добровольная страдалица, быть может, приложила и внешний, обычный всем Христа ради юродивым, как-то: ходить босиком, полуобнажать свое тело; вообще терпеть голод и жажду, стужу и зной. Изголовьем святой служил камень, тот самый, который положен был под главу ея и в гробницу.
Особенно любила блаженная Марфа Воробьевы горы, куда в летнее время уходила на целые ночи, а к утру всегда возвращалась в монастырь. Совершить путешествие в одну ночь из Ивановского монастыря на Воробьевы горы, простоять там ночь на молитве (конечно, не гулять же туда ходила блаженная), утром вернуться в монастырь и выстоять все службы – труд беспримерный!
Чтобы избежать мирской славы, святая подвижница под видом юродства хотела скрыть подвиги своей благочестивой жизни; но как ни скрывала, свет внутренних достоинств отражался в каждом ее слове и деле; ее скоро узнали и стали уважать не только жившие с ней инокини, но и при дворе царском.
В последние десять лет ее жизни, когда она стояла на высоте своих духовных подвигов, ее особенно почитала благочестивая супруга царя Михаила Феодоровича, Евдокия Лукьяновна3. Из всех московских монастырей царица особенно любила Ивановский. Она часто бывала в нем, хаживала туда и пешком одна, и с детьми, «с своими царскими чадами», раздавала там милостыню, служила молебны, панихиды. После опустошительного пожара в Москве 1628 года, при котором выгорели деревянные монастырские постройки и бедные монахини-погорелицы потеряли кров, по указу царицы выдано было им из казны пособие на постройку новых келий.
Царица Евдокия была супруга многочадная: в течение двенадцати лет у нее родилось девять детей. Существует предание, что царица при своих частых посещениях обители просила молитв блаженной старицы Марфы о благополучном разрешении от бремени. Так возник и несколько веков сохранялся потом в Москве обычай среди благочестивых жен в период плодоношения служить панихиды на гробе блаженной Марфы, прося ее помощи облегчить предстоящие болезни рождения младенца.
Почила блаженная схимонахиня Марфа 1/14 марта 1638 года, в самый день Ангела царицы. При дворе царском получено было известие об этом в тот же день. По высочайшему распоряжению гроб ее в землю не зарыт, а поставлен в главном монастырском храме прямо на полу, обложен кирпичом и украшен надгробием белого камня с надписью: «Лета 7146 (1638) марта в 1 день на память святыя преподобномученицы Евдокии преставися раба Божия Дария, во инокинях схимонахиня Марфа юродивая». Издревле на Руси, как и в Греции, так дозволялось хоронить только князей и архиереев. И вот такой чести удостоилась и юродивая старица Марфа.
Царская чета продолжала почитать почившую старицу; богатый покров на ее гробницу прислан из дворца по указу царя Михаила Феодоровича4. Продолжали помнить ее и дети царя. Царь Алексей Михайлович был девяти лет, когда скончалась блж. Марфа. Не раз бывал он в Ивановом монастыре вместе набожною своею материю. Там видел он юродивую Марфу и добрую память о ней сохранил на всю жизнь. В 1669 году по указу царя писано стенное письмо в церкви на стене у северных дверей над юродивою. В этом распоряжении царя нельзя не видеть его уважения к блж. Марфе.
Примеру царей подражал народ: молитвы на гробе ее возносились за нее и к ней. Предание о святой жизни ее благоговейно сохранялось в монастыре. Уважение к памяти ее с годами возрастало и впоследствии имя ее занесено в Святцы как святой и праведной5.
Двести двадцать два года мирно почивали останки блаженной Марфы в древнем храме Ивановского монастыря. Когда же в 1860 году нужно было разбирать старый храм, возник вопрос, как поступить с гробом и останками схимонахини Марфы. Опустить ли их в могилу, или на время перенести их куда-либо? Храмоздательница обратилась к преосвященнейшему митрополиту Филарету. Владыка сказал: «Более двухсот лет она почивает в храме. Кто же мы, чтобы лишать ее этой чести? Как почивает она теперь в старом храме, так нужно упокоить ее и в новом». Затем приказал сделать ящик наподобие гроба из нового леса, кирпич с одной стороны надгробия разобрать и, отслужив панихиду, без посторонних свидетелей, с особой осторожностью передвинуть гроб, если он еще цел, в ящик и потом на время стройки перенести в монастырскую часовню при святых вратах. Приказание исполнено и о последствиях донесено владыке6. Оказалось, что крышка гроба сгнила совершенно, боковые стороны обгнили, нижняя доска цела. Кости сохранились все в полном составе; голова лежала на камне; руки сложены прямо на груди; ниже пояса сохранилась и одежда, покрывающая кости. Кости все светло-желтого цвета. С пением «Святый Боже» останки блаженной Марфы перенесены были в часовню, где и оставались на все время постройки храма. В 1875 году они перенесены в построенный храм, с благоговением положены в белую мраморную гробницу, изящно отделанную резьбой и орнаментами, в трапезной части храма у левого столба. 7
Почитание блаженной продолжалось в новом монастыре, как и в древнем. Постоянно «при гробнице схимонахини Марфы» дежурила одна из сестер. Пение панихид на гробе ее не прекращалось в то время, когда он стоял в часовне, совершалось и в новом соборе. Как говорит один из описателей монастыря: «Молящихся много, и некоторые действительно получают помощь»8. Говорят, что по молитвам блаженной Марфы подаются исцеления страждущим от запоя и помощь заключенным в темнице.
Известно о двух явлениях ее наяву, из которых видно, как блаженная любит Ивановский монастырь, как заботится о нем. После 1812 года, когда монастырь, разоренный французами, был упразднен9, в сохранившихся келиях остались доживать свой век четыре старицы. Они грустили, вспоминая о прежнем монастырском пении, богослужении, монастырских порядках, и, чтобы себя утешить, приходили иногда в ночное время к окнам храма помолиться. И что же? Видели они то храм освященным, то некую схимницу, молящуюся с воздетыми руками среди храма. Они были убеждены, что молящаяся схимница есть Марфа, и что по молитвам ее рано или поздно монастырь будет возобновлен. Это рассказывали они и местному причту, и другим тогдашним жителям и посетителям монастыря.
Другой случай рассказала храмоздательница монастыря Мария Александровна Мазурина: «Как-то осенью 1878 года, часу в третьем дня сижу я одна, — так рассказывала госпожа Мазурина, — в своем доме (на Воронцовом поле) в зале против входной двери; направо от меня – комната, в которой на полу и стульях стояли новые иконы для иконостаса Ивановского монастыря. Вдруг слышу в комнате шорох; смотрю – какая-то монахиня, старушка лет шестидесяти, высокая ростом, худощавая, в черном платье, покрытая белым платком, поднимает с пола иконы и ставит их на диван и стулья. Я сначала испугалась, но потом пришла в себя и спросила ее:
— «Матушка, откуда ты?»
— «Я – Марфа из Ивановского монастыря», — ответила незнакомка. Больше спрашивать я не могла, сообразив, кто эта Марфа. Прошло минуты две, монахиня стала невидима; а иконы оказались все поднятыми с полу. Явлением этим дано мне вразумление – с благоговением обращаться с иконами, даже и неосвященными, и утешение: есть в монастыре праведница, которая заботится о нем и помогает мне в устройстве его», — так заключила свой рассказ Мария Александровна.
Блаженная Марфа была молитвенницей за первых царей Романовых и считалась покровительницей царской династии. День ее памяти совпадает с памятью убиенного императора Александра II.
В богоборческие времена начала ХХ века Ивановский монастырь, как и другие, был закрыт. В 1918 г. за монастырскими стенами на основной территории обители был размещен лагерь особого назначения. Собор Усекновения главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна вместе с домовой церковью прп. Елизаветы Чудотворицы продолжали действовать до конца 1926 – начала 1927 года. После закрытия собора и выселения более ста насельниц монастыря с игуменьей из обители община верующих обратилась в административный отдел МГИК с просьбой о перезахоронении мощей блаженной Марфы. В 1927 году получено разрешение вынести из собора гроб с останками схимонахини Марфы для погребения на Ваганьковском кладбище. Дальнейшая судьба мощей неизвестна; существует несколько догадок, питаемых надеждой, что святая покровительница монастыря сама все устроит.
В настоящее время почитание древней святой, в 2001 году прославленной в соборе Московских святых10, возрождается; и мы имеем многочисленные свидетельства того, что святая блаженная старица Марфа постоянно помогает вновь восстанавливающейся своей обители и скоро слышит молитвы всех, приходящих к ней с верою.
Святая блаженная мати Марфо, моли Бога о нас.
Поскольку блаженная Марфа прославлена как местночтимая (в соборе Московских святых), то в общецерковном календаре не отмечен день ее памяти – 1/14 марта. В 2008 году исполнилось 370 лет со дня ее преставления.
Яко человеческое мудрование не может разумети Божию мудрость, кто же поведает миру правду Божию, аще не юроди, от мира изшедшии, вся мирская презревшии и высшею премудростию одаренныя.
Тропарь, глас 1:
Взыскуя вышняго разума,/ нижний презрела еси,/ блаженною Христа ради наречеся,/ Марфо, старице богомудрая,/ сего ради велие дерзновение ко Господу стяжавшая,/ Его же моли спастися душам нашим.
Кондак гл. 8
Аще и житие твое неведомо миру, и мощи твоя от человек сокрыты,/ но духом близ есть всем чтущим тя,/ скоро слышиши и во всяких нуждах наших помогаеши;/ паче же Бога любити и вся терпети Его ради научаеши;/ темже вопием ти: Радуйся, блаженная Марфо, светом разума Божественнаго нас просвещающая.
1 Текст жития – краткий пересказ брошюры священника Василия Руднева «Блаженная схимонахиня Марфа, подвижница Московского Ивановского монастыря».
2 Песнь Песней, глава 2, стих 16
3 Царица Евдокия Лукьяновна происходила из рода дворян Стрешневых; став царицей, она сохранила простоту, скромность и любовь к богомолью. Сочеталась браком с царем Михаилом Феодоровичем 1628 года февраля 5 дня; скончалась в одном году с супругом 18 августа 1645 г. и погребена в Московском Вознесенском девичьем монастыре.
4 В Московском Архиве Оружейной Палаты сохранились подлинные документы о царских пожертвованиях на гроб старицы Марфы: столбец 148 года, № 18 и столбец 184 года, № 214.
5 В полном месяцеслове архимандрита Сергия (еп. Могилевского) под рубрикой «Русские святые, находящиеся в рукописных святцах, но не канонизированные», читаем: «Марфа святая, праведная юродивая преставися 1 марта, погребена в соборной церкви в Ивановском московском монастыре». Архимандрит Сергий. Полный месяцеслов Востока. М., 1876. Т. II, ч. 3, приложение, с. 65.
6 Переложение мощей совершено местным причтом в присутствии храмоздательницы М.А. Мазуриной и архитектора М.Д. Быковского. Рассказ подтвержден священником церкви св. Иоанна Воина на Якиманке, Сергеем Васильевичем Владиславлевым, непосредственным участником этого события, бывшим долгое время диаконом в Ивановском монастыре.
7 В подробной описи 1923 г. указывается точное место гробницы блаженной в новом соборе: «В трапезной части храма на столбах: на правом [икона] св. Филарета Милостивого и на левом пр. Марфы, обе живописные, на позолоч. фоне, мраморных с украшениями киотах. Перед образом пр. Марфы находится гробница из белого мрамора.
8 Брошюра неизвестного автора «Московский Ивановский монастырь». М., 1879. С.25.
9 Собор стал приходским храмом, уцелевшие строения отданы были под типографию.
10 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было установлено празднование Собора Московских святых в воскресенье пред 26 августа/8 сентября – днем Сретения владимирской иконы Божией Матери. Имя блаженной Марфы внесено в святцы для церковного почитания в Московской епархии.