11/24 сентября — День памяти историографа обители

Священник Василий Руднев (Архимандрит Тихон, настоятель Московского Данилова монастыря)1

Краткая биография

Священник Василий Руднев (Архимандрит Тихон)

Священник Василий Руднев (Архимандрит Тихон)

Василий Федорович Руднев (в монашестве Тихон) родился в 1834 году2 в подмосковном селе Кончинине в семье бедного сельского пономаря. «Лишившись в молодых летах отца, а вскоре и матери, он остался круглым сиротою. Но при помощи Божией и добрых людей он благополучно возрос и получил среднее духовное образование», — писали «Московские церковные ведомости» за 1904 год. Василий Руднев окончил Спасо-Вифанскую семинарию, основатель которой митрополит Платон (Левшин; 1737–1812) ставил целью воспитать ученое и культурное духовенство. В аттестате говорилось, что Руднев обучался «при способностях очень хороших и прилежании весьма ревностном наукам».

Сразу по окончании семинарии, в июле 1856 года, студент Василий Руднев был произведен Высокопреосвященным митрополитом Московским и Коломенским Филаретом в диаконы и определен служить в церкви святых Космы и Дамиана в Старой Кузнецкой слободе.

О диаконском служении Василия Руднева знавший его протоиерей П.С. Шумов говорил: «Он старался не сокращать, а расширять диаконские обязанности свои. На первых же порах он взял на себя труд за каждой литургией вместо причастного стиха прочитывать житие дневного святого, а дома в свободное время занимался обучением детей. Но любимым его занятием было духовное чтение. На последние, очень скудные средства свои он начал собирать библиотеку, которая, увеличиваясь, под конец жизни достигла больших размеров. …Тихий и миролюбивый, спокойный и всегда одинаковый, он скоро сделался любимцем прихожан, из которых одни вступали с ним в духовное родство, другие приглашали в домашние учителя для детей своих, и у всех он был другом семейства, постоянным посетителем и собеседником. Прихожане высоко ценили его душевные качества, благородство души его, и щедро помогали ему при его весьма скудных средствах. Наконец, по их просьбе он посвящается в их приход во священники».

2 августа 1868 года о. Василий Руднев был рукоположен в священники Космодамианской церкви Высокопреосвященным Иоанникием, митрополитом Московским.

Значительную роль в жизни Космодамианского храма играл его церковный староста текстильный фабрикант Д.И. Хлудов (1822–1886), который тратил все свое состояние на церковные нужды. Большой каменный дом на Ордынке Д.И. Хлудов по совету о. Василия Руднева подарил Епархиальному ведомству. После перестройки в здании разместилось женское Мариинское Епархиальное училище. О. Василий Руднев был назначен членом Совета этого училища, а также открытого при нем училища иконописания.

В 1873 году в возрасте 39 лет о. Василий Руднев по резолюции Высокопреосвященного митрополита Иннокентия был переведен на место настоятеля Троицкой церкви на Шаболовке.

Как и в церкви Космодамианской, о. Василий Руднев нашел помощника в лице старосты Троицкого храма. Им стал в 1869 году А.А. Глушков, владелец фабрики по производству шерстяной материи и шерстяных платков. При содействии А.А. Глушкова о. Василию Рудневу удалось обновить внешний вид храма и его внутреннее убранство храма. Озаботился о. Василий и материальным положением священнослужителей: с 1886 года в клировых ведомостях Троице-Шаболовской церкви вместо записей «содержание скудное» или «удовлетворительное» значится «содержание их достаточное». По совету о. Василия А.А. Глушков купил дома причта для церкви, чтобы члены причта пользовались ими бесплатно. В 1881 году о. Василием Рудневым была заведена при церкви библиотека. К 1888 году в ней было 286 книг духовно-нравственного содержания. Книгами могли пользоваться все прихожане, в том числе рабочие фабрик.

В начале 1880-х годов о. Василий Руднев вместе с А.А. Глушковым решили построить новый Троицкий храм на месте старого. О. Василий попросил стать автором проекта Н.В. Никитина (1828–1913), председателя Московского архитектурного общества и действительного члена Московского Археологического общества. 12 февраля 1884 года проект храма был готов, а 12 ноября Московская духовная консистория дала разрешение приступить к строительным работам. Для о. Василия Руднева начиналась десятилетняя строительная эпопея, которая потребовала от него огромных личных усилий. «Один Бог только знает, сколько в десять лет строения его он перенес скорбей и разных неприятностей и, быть может, провел бессонных ночей. Всё лежало на нем. Строители-участники и жертвователи один за другим сходили с земного поприща своего, и под конец чуть не один он из начинателей остался ко времени освящения его» (протоиерей П.С. Шумов).

Храм был освящен 21 сентября 1895 года Высокопреосвященнейшим митрополитом Сергием, который по окончании чина возложил на о. Василия Руднева золотой крест с бриллиантами, поднесенный от лица прихожан в благодарность за многолетнюю службу и усердные труды по сооружению храма. А через два года последовал указ Его Императорского Величества: «Московская консистория дает Вам знать, что по ходатайству Московского Епархиального начальства за отлично-усердное служение церкви Божьей, Вы, священник Руднев, в 6 день мая с.г. Святейшим Синодом награждены саном протоиерея. Мая 15 дня 1897 года».

18 июля 1901 года протоиерей Василий Руднев был назначен настоятелем Московского Данилова монастыря, а 18 августа пострижен в монашество Преосвященным Трифоном, епископом Дмитровским, в храме Московского Богоявленского монастыря с наречением имени Тихона в честь святителя Воронежского3. 19 августа Высокопреосвященнейший митрополит Владимир в Троицком соборе Данилова монастыря возвел его в сан архимандрита.

О служении архимандрита Тихона в Свято-Даниловом монастыре протоиерей П.С. Шумов сказал так: «Три года только прослужил он здесь. Не много времени. Но сколько им сделано здесь в этот короткий срок! Им отпразднованы два юбилея в честь св. князя Даниила, главным образом его трудами устроена больница для монашествующих с церковию, устроено великолепное здание школы, все храмы возобновлены, приведены в порядок, служба совершается неспешно, пение стройное; введено каждый праздник проповедание слова Божия. Все это от того, что настоятель во все вникал сам, за всем следил, неопустительно посещал все службы, часто служил сам даже в дни будничные, а в среду торжественно, чем привлекал многих богомольцев».

Два юбилея, о которых говорил протоиерей П.С. Шумов, отмечались в 1903 году. 4 марта было торжественно отпраздновано 600-летие блаженной кончины святого основателя монастыря. «Московские церковные ведомости» сообщали: «Богослужение совершал настоятель монастыря о. архимандрит Тихон с четырьмя иеромонахами, при стройном пении монастырского хора. Масса богомольцев переполняла собор… Богомольцам раздавались жизнеописания Святого и отпечатанные в память этого знаменательного юбилея листы с изображением Св. князя и различных событий из его жизни и виды Данилова монастыря».

30 августа 1902 года Данилов монастырь торжественно отпраздновал 250-летие обретения мощей св. Даниила. Посвященное празднику слово архимандрита Тихона было опубликовано в «Московских церковных ведомостях» за 1902 год4.

Архимандрит Тихон умер в субботу 11 сентября 1904 года после непродолжительной болезни. По словам протоиерея П.С. Шумова, в последнее время настоятель Данилова монастыря «перенес скорби, даже клеветы злых людей».

15 сентября Троицкая церковь монастыря, где находился гроб с телом почившего, была заполнена массой богомольцев. Отпевание совершал Высокопреосвященный митрополит Московский Владимир. Усопший был похоронен у южной стены Алексеевского придела Троицкого храма.

В некрологе, опубликованном в «Московских церковных ведомостях» за 1904 год, об архимандрите Тихоне говорилось как об «одном из выдающихся по своей деятельности представителей высшаго московского духовенства» и в числе прочего сообщалось, что «более 20 лет почивший состоял казначеем и членом совета Миссионерского общества; около 20 лет он был членом совета, а в последнее время товарищем председателя братства св. Марии Магдалины; он был почетным членом братства св. Серия и других благотворительных учреждений».

Сочинения о. Василия Руднева

Большое место в жизни о. Василия Руднева занимало написание статей, очерков и книг преимущественно исторического содержания. Как сообщает протоиерей П.С. Шумов, трудясь для прихода, для храма, о. Василий «не забывал любимого занятия своего, литературной деятельности своей. Всегда можно было его застать за этим занятием. Много им было перечитано книг, много приготовлено материалов…»

Известно, что еще будучи семинаристом Василий Руднев интересовался историей русского раскола, изучал полемические работы, посвященные этому вопросу. В дальнейшем, в 1872 году Московская духовная консистория привлекла о. Василия к оценке раскольничьих книг и рукописей, изъятых из одной раскольничьей молельни.

В период дьяконского служения в церкви святых Космы и Дамиана о. Василий «стал заниматься составлением статей духовного содержания, которые и начал помещать в только что начатом тогда духовном журнале — «Душеполезном чтении». Редкая книжка этого журнала не была украшена его трудом. Издатель с радостию помещал его произведения как живые и увлекательные по слогу и содержанию своему» (протоиерей П.С. Шумов).

В 1865 году о. Василий Руднев был избран действительным членом Общества любителей духовного просвещения, которое оценило его активное участие в духовных изданиях. Это общество стремилось противодействовать распространению в Российской империи атеистических идей и настроений.

Ко времени служения о. Василия в церкви святых Космы и Дамиана относится издание написанных им очерков «Московская Космодамианская, что в Старой Кузнецкой, церковь. Описание церкви и прихода» и «Святые бессеребренники и чудотворцы Косма и Дамиан». А в период своего настоятельства в Троице-Шаболовском храме о. Василий не только руководит сооружением новой церкви на месте старой, но и подробно описывает в своих сочинениях все этапы строительных работ. В 1885 году выходит в свет очерк «Закладка храма во имя Св. Живоначальныя Троицы, на Шаболовке, в Москве», а спустя десять лет, когда храм был построен и освящен, появляются очерки «Новопостроенный храм во имя Святыя Живоначальныя Троицы» (М., 1895) и «Освящение новопостроенного храма во имя Святыя Живоначальныя Троицы на Шаболовке в Москве 21 сентября 1895 года» (М., 1896).

Довольно известными стали сочинения о. Василия Руднева, посвященные Николо-Пешношскому монастырю и его знаменитым насельникам. По мнению протоиерея П.С. Шумова, «к этому монастырю особенно влекло его, так как во младенчестве по молитвам одного подвижника, по отслужении панихиды на могиле его, он получил избавление от тяжкой болезни своей». В 1893 году, к пятисотлетней годовщине памяти основателя монастыря преподобного Мефодия выходит «Историческое описание мужского общежительного монастыря Святого Чудотворца Николы, что на Пешноше», а в 1895 году напечатаны очерки «Святитель Варсонофий, Казанский чудотворец как настоятель Николаевского Пешношского монастыря» и «Архимандрит Мефодий. Настоятель Николаевского Пешношского монастыря (Биографический очерк)».

Московский Иоанно-Предтеченский монастырь

Московский Иоанно-Предтеченский монастырь

Особое значение в разносторонних исследованиях о. Василия имел Московский Иоанно-Предтеченский монастырь, в котором в 1850-х годах жили родственники священника. В 1879 году о. Василий подготовил и издал брошюру «Обновление Московского Ивановского монастыря», посвященную восстановлению обители после ее разорения французами в начале XIX века. Несколько позднее увидели свет его очерки о подвижницах обители — «Подвижница Московского Ивановского женского монастыря инокиня Досифея (Княжна Тараканова)» (М., 1888) и «Блаженная схимонахиня Марфа, подвижница Московского Ивановского монастыря (М., 1889); обе брошюры неоднократно переиздавались в наши дни.

Иван Добровольский


1 При подготовке текста были использованы следующие материалы: Московские церковные ведомости. 1904. № 39. С. 442–445; Прибавления к Церковным ведомостям. 1901. 8 сентября. № 36. С. 1306–1307; Послужные списки монастырей Московской епархии (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Д. 1581. Л. 165–169); Василенко А. Архимандрит Данилова монастыря // Российский писатель (rospisatel.ru). Иоанно-Предтеченский монастырь выражает благодарность наместнику Свято-Данилова монастыря архимандриту Алексию (Поликарпову) и сотрудникам монастырского музея за содействие в сборе биографических сведений об архимандрите Тихоне (Рудневе).

2 Точная дата рождения неизвестна. 1834 год дан из расчета, что на момент составления послужного списка архимандрита Тихона (Руднева) в 1901 году ему было 67 лет.

3 О. Василий Руднев был женат (супругу звали Анна Васильевна) и имел семеро детей; овдовел в 1880 году.

4 Перепечатано в журнале: Даниловский благовестник. 1994. Вып. 6. С. 101–103.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.