19 января Святая Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа (Святое Богоявление). Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился». Спаситель принял Крещение в водах реки Иордан, к берегам которой две тысячи лет назад стекалась «вся страна Иудейская». Народ стремился увидеть пустынника, крестившего, как говорил святой апостол Павел, «крещением покаяния». Люди исповедовали ему свои грехи и сходили в Иордан, чтобы символически смыть их с себя. Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам дал на вечные времена наивысший пример смирения.
В честь святого Иоанна Крестителя, который завершил историю Церкви Ветхозаветной и открыл эпоху Нового Завета, по всему миру стали возводиться храмы, создаваться монастыри. Особенно много их было воздвигнуто на Русской Земле. Один из них находится в самом сердце России – в Москве, недалеко от Кремля, и первое упоминание о нем относится к 1415 году. Это Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь. Накануне праздника Крещения Господня мы встретились с настоятельницей обители игуменией Афанасией (Грошевой). Наша беседа началась с вопроса о святынях монастыря, связанных с именем Иоанна Предтечи, о котором Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя».
– Матушка, после того, как Вас назначили настоятельницей обители, монастырю сразу же была возвращена уникальная икона святого Иоанна Предтечи, перед которой молились русские цари. Чудотворный образ с медным обручем, бережно хранившийся весь советский период в московской церкви святых апостолов Петра и Павла на Яузе, вернулся домой. И это произошло как раз в то время, когда Вы из ухоженного Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального монастыря, известного устоявшимся прочным укладом монашеской жизни, попали в разруху московской обители? Что для Вас это значило тогда?
– Значило очень много – и тогда, и сейчас. Но если все-таки говорить о том времени, то помню, как двенадцать лет назад, в день празднования памяти преподобного Серафима Саровского, я выехала из Эстонии и на следующий день, 16 января 2002 года, прибыла в Москву. А здесь первое, что увидела в главном соборе монастыря – Иоанно-Предтеченском, – это сплошные деревянные стеллажи в несколько этажей. Мне сказали, что до недавних пор тут находилось хранилище архива Московской области, оставившее такое «наследие», которое надо разбирать и вывозить.
Восстановление обители пошло быстро. Быстро установился у меня и хороший контакт с сестрами общины, подвизавшимися здесь с 1992 года. Практически все они в прежние годы приезжали в Пюхтицы. Все любили обитель, где чувствовались и молитвенная сосредоточенность, и неиссякаемая любовь к ближнему. Поэтому когда я им говорила: «В Пюхтицах было так!», сестры с готовностью отвечали: «И мы будем так делать!» Свет Пюхтицкой обители освещает нашу монастырскую жизнь по сей день…
А главные святыни монастыря – икона святого Иоанна Предтечи с медным обручем и образ преподобной Елисаветы Чудотворицы, святой игумении, жившей в Константинополе в V веке, нам передали как раз 18 января 2002 года после всенощной под праздник Крещения Господня. Совершая в тот вечер малый крестный ход от храма на Яузе к своему монастырю, мы испытывали не только чувство радости, но и необыкновенный прилив сил: теперь зримый образ нашего Небесного покровителя будет с нами! Позже сестры мне говорили, что эти два события – приезд настоятельницы и совпавшее с ним возвращение в обитель святынь – они восприняли как некое знамение, посчитали это промыслительным: Господь таким видимым образом благословляет монастырь на восстановление. Разруха никого не пугала, минут отчаяния или уныния у нас не было. Да и некогда было унывать, потому что каждый день совершались службы – утром и вечером, и все сестры участвовали в них. Каждый день нужно было что-то делать для того, чтобы одна из древнейших обителей российской столицы обрела благолепие.
– Чудотворный образ святого Иоанна Предтечи, где великий пророк изображен в полный рост во всю высоту иконы, находится теперь на своем историческом месте в соборе. А в часовне, куда едут со всей Москвы, чтобы помолиться святому, попросить его помощи в исцелении недугов душевных и физических, там какая икона?
– В часовне находится точная копия древней иконы, написанная в 2003 году. Она тоже с частицей мощей святого Иоанна Крестителя. К киоту на металлической цепочке присоединен медный обруч с надписью: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас». Этот обруч стал известен со второй половины XIX века. Возможно, он был сделан во свидетельство чудесного исцеления. Люди надевают его на голову с верой и молитвой ко святому, и уже в наши дни было немало случаев исцеления. О некоторых из них мы написали в небольшой книжечке «Святые покровители Иоанно-Предтеченской обители». Только хочу вас поправить: москвичей, конечно, много здесь бывает. Но целыми автобусами едут к нам богомольцы из разных регионов России, из Беларуси и Украины! Из Прибалтики тоже много верующих приезжало. Были и паломники из Дальнего зарубежья.
– Матушка Афанасия, помогает ли в буднях повседневной жизни, в решении насущных задач монастыря его небесный покровитель – святой Иоанн Предтеча?
– Я как настоятельница чувствую помощь святого пророка прежде всего в том, какая атмосфера царит в обители – спокойная, мирная. Сестры беспрекословно выполняют все, что от них требуется. За все это время не могу вспомнить каких-либо трений.
А в решении насущных задач, связанных с восстановлением монастыря, случаев скорой помощи нашего небесного покровителя было много. Один из них мы часто вспоминаем со строительницей и бессменной казначеей обители монахиней Анувией (Виноградовой). Тогда она была инокиней Николаей. Подходит как-то мать Николая ко мне вечером и спрашивает: «Матушка, сколько у Вас есть денег?» – «Триста или четыреста рублей», – отвечаю ей. Она в задумчивости произносит: «А у меня две или три тысячи. И что делать? Завтра рабочим, установившим крест на куполе собора, нужно заплатить пятьдесят пять тысяч рублей». Затем добавляет: «Давайте, матушка, усердно помолимся!» Мы и молились – каждая в своей келье. Наступило утро. И вот после литургии обращается ко мне незнакомая скромно одетая женщина со словами: «Мы с мужем увидели, что вы установили крест на соборе, и решили пожертвовать вам деньги». Протягивает мне конверт. В нем было ровно пятьдесят пять тысяч рублей…
– До 1917 года в обители подвизались более 300 насельниц. Сколько сегодня сестер в монастыре?
– Сегодня у нас двадцать пять насельниц. Молодых совсем мало. Молодежь шла в монастыри в удивительное для нашей многострадальной Церкви время – в начале 90-х годов прошлого века, когда началось стремительное возрождение святынь. Сейчас такого притока нет, и новые сестры приходят к нам чаще всего в пенсионном возрасте. Видя их горячее желание послужить Богу, устремленность к монашеской жизни, мы стараемся их духовно просвещать. При монастыре были созданы трехгодичные курсы дополнительного образования для монашествующих. Сестры раз в неделю занимаются по четырем предметам. В этом году мы начали изучать Священное Писание Нового Завета, Историю Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей, церковнославянский язык и историю искусств – византийского и древнерусского. Занятия проводят специалисты высокого уровня как из богословских учебных учреждений, так и из светских вузов. Кроме того, наш монастырь занимается организацией этих курсов в других ставропигиальных женских обителях. Не может не радовать, что их настоятельницы понимают, насколько это важное и перспективное направление современной монашеской жизни.
– В монастыре идут масштабные реставрационные работы. А на церковной земле в селе Остров Ленинского района Московской области построен двухэтажный Старческий дом (богадельня) Как вы отважились на это строительство, если постоянных спонсоров, как я слышала, у вас нет?
– Думаю, это тема отдельного разговора. Потому что хочется подробно рассказать и о том, как мы нашли спонсоров на этот дорогостоящий проект. И об инициаторе и вдохновителе строительства – духовнике нашей обители протоиерее Сергие Романове, настоятеле храма святого князя Владимира в Старых Садех. И о живущей в богадельне монахине Марии (Тамилиной): ей 7 января, в праздник Рождества Христова, исполнилось 90 лет, и мать Анувия ездила ее поздравлять от имени всех наших сестер. Но лучше вам самим там побывать, увидеть все своими глазами, поговорить с обитательницами Старческого дома, две из которых по приезду туда ходить не могли и прогнозы были неутешительные, однако спустя время они стали ходить самостоятельно! Затем можем продолжить нашу беседу об актуальности социального служении Церкви и о том, какое направление выбрал наш монастырь.
– И последний вопрос, матушка: что, на Ваш взгляд, мешает развитию древней и вновь молодой обители, полноценному существованию монашеской жизни на этом святом месте?
– На сегодняшний день такой серьезной проблемой – «тормозом» является то обстоятельство, что пока еще не вся монастырская территория возвращена обители. В следующем – 2015 году – мы будем отмечать 600-летие своего монастыря и 15-летие возрождения в ней монашеской жизни. Многое предстоит сделать к юбилею. Ожидается приезд больших групп паломников из России и зарубежных стран. Для всех желающих познакомиться с обителью будут проводиться тематические экскурсии «История, святые покровители и святыни Иоанно-Предтеченского монастыря». И нам хочется показать гостям одну из древнейших московских обителей во всей ее красе. А это станет возможным, если к этому времени монастырские здания будут освобождены. Мы усердно молимся Господу, Божией Матери, святому Иоанну Предтече и другим небесным покровителям, чтобы это произошло как можно скорее, и у нас было бы время многое привести в порядок.
[yfgallery iduser=»ioannpredtecha-site» show=»album» showtitle=»1″ idalbum=»465359″ psize=»S» asize=»XL» limit=»100″ sort=»published»]
С игуменией Афанасией (Грошевой) беседовала Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков
Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви