14 декабря 2014 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение собора Усекновения главы Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимая матушка игумения, высокие представители государственной власти, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую вас с воскресным днем!
Радуюсь, что Господь сподобил меня освятить этот благолепный храм после очень продолжительного периода восстановительных работ, в результате которых этот храм воссиял не просто первозданной красотой, а, думаю, такой красотой, которую он не имел даже и после его строительства. Моя большая благодарность Вам, матушка Афанасия, и всем тем, кто потрудился, включая благодетелей, внесших свои материальные средства в восстановление этого храма.
Сегодня торжество освящения нового храма соединилось с торжеством рукоположения нового архиерея. Все это переполняет сердце особым чувством Божественного присутствия, не очень зримого для нас, потому что если бы оно было очень зримо, то где тогда была бы наша свобода? Мы бы все делали то, что Бог нам велит. Но Он нам оставляет очень большое пространство для собственного принятия решений: верить или не верить, поступать или не поступать по Его словам. Поэтому, когда Господь силой Своей благодати касается наших сердец, мы должны воспринимать это как особый дар свыше. Если этот дар не приводит к немедленным действиям, то, накапливаясь в нашем сердце, в нашем сознании, он способен преобразовать жизнь человека, а самое главное — дать ему силы сопротивляться злу, дать силу разумения, понимания, способности различать духов, силу способности отличать добро от зла.
В сегодняшнем апостольском чтении (Еф. 6:10-17), в послании к Ефесянам мы слышали дивные слова апостола, который призывает нас облечься во всеоружие Божие. А для чего нам нужно облечься во всеоружие? Для чего нам нужна Божественная сила? Для того, чтобы мы могли противостоять козням диавольским. И дальше, объясняя свою мысль, апостол говорит: наша брань, то есть наша борьба не против крови и плоти, то есть не против людей, а против начальств, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (см. Еф. 6:11-12).
Церковь и христианин не должны бороться с людьми. Христианин и Церковь должны бороться с грехом. Но ведь грех входит в личную жизнь людей, и не только — грех может поражать общественные связи и отношения, может проникать и проникает и в политику, и в экономику, и в социальную жизнь. Почему? А потому что и одно, и другое, и третье творится людьми. И когда порой наши современники, недостаточно вчитавшиеся в Евангелие, связывают религиозность только со своей личной или, самое большее, семейной жизнью, они совершают величайшую ошибку. Потому что козни диавола работают не только на уровне нашего сознания и сердца — они работают на уровне наших отношений с другими. А эти отношения осуществляются не только в семье или в дружеском кругу, но и там, где мы трудимся, в общественной сфере, включая экономику, политику и многое другое.
Что же делать, чтобы противостоять этим козням диавольским? Облечься во всеоружие Божие. И далее апостол говорит, что это за оружие. Нам нужно препоясаться истиной. Какой потрясающий образ! Для чего человек препоясывается? Для того, чтобы одежда не спала, чтобы быть работоспособным, мобилизованным, сосредоточенным, целеустремленным. Это образ пояса, который сдерживает нашу плоть, который поддерживает нашу одежду. И этим поясом должна быть истина.
Следует препоясаться истиной, а далее — облечься в броню праведности. В то время, когда апостол писал, не было бронежилетов, а были латы, сделанные из металла. И он говорит об этой броне, используя образ воина, закованного в латы. Праведность ограждает человека так, как латы, как доспехи ограждают от удара меча.
А что же дальше? Нужно взять в руки щит. Во времена апостола стреляли из луков, и тогда люди защищались щитом. И апостол говорит: нужно взять щит веры, чтобы угасить горящие диавольские стрелы.
И нужно возложить шлем на главу, потому что самый страшный удар — по голове, он смертельный; в руку, в ногу ― можно пережить, а в голову — нет. Что же это за шлем? Это шлем спасения (см. Еф. 6:14-17).
Вот как нужно вооружиться, чтобы быть способным противостоять козням диавольским. Истиной следует препоясаться, ибо без истины вообще ничего не поймешь, запутаешься. Тебя начинают путать и средства массовой информации, а иногда, в наше время особенно, и система образования, когда человек приходит в учебное заведение с одними мыслями, а уходит с путаницей в голове, не понимая, где правда, а где правды нет. Нередко все это поддерживается огромным информационным потоком, и люди теряются в нем.
Многие еще и соблазняют, говоря: так и должно быть, потому что каждый человек свободен, он начало и конец, нет над ним никакого высшего авторитета, он сам должен определять, что есть истина, а что истиной не является. Но если будет так, то исчезнет человеческое общество. Люди объединяются вокруг идеалов, то есть вокруг некой истины. Если из нашего мира уйдет понятие истины и справедливости, идеала, то общество не сможет существовать.
Сегодня нам говорят: нет, совсем не так, людям хочется есть, пить, развлекаться — хлеба и зрелищ, как говорили римляне; вокруг этого надо объединяться. А для этого нужно стимулировать экономику, чтобы безгранично повышался уровень потребления, чтобы люди брали все больше, и наслаждались все больше. Вот это, и сплотит людей, ради этого и нужно работать, это и есть высший идеал. Но ведь каждый даже на своем небольшом опыте знает, что иногда тошно ходить по магазинам — надоедает, а то, что купил вчера, что было так вожделенно, сегодня уже не вожделенно, и у этого процесса нет ни начала, ни конца. Это некая страшная круговерть, подобие колеса, в котором бежит белка, думая, что она бежит по прямой, а она бежит на одном месте.
Препоясаться истиной — значит обрести очень твердые жизненные координаты. Но это на уровне мысли, сознания. А как же в жизни? Для этого должна быть практика. Практика Божественной истины именуется праведностью.
А почему апостол говорит броня праведности? Потому что если человек жизнью своей проверил, что такое истина, Божественная истина, его никакими раскаленными клещами не оторвешь от этой истины, потому что он в броне. Его нельзя соблазнить пустяками, цветными фантиками — он проникает в суть вещей.
А шлем спасения? Спасение ― высшая ценность, прикасаясь к которой человек защищает себя от смертельного удара. Мы прикасаемся к спасению, когда получаем дар Божественной благодати, когда приобщаемся Святых Христовых Таин, когда входим через молитву в живое соприкосновение с Богом. Спасение покрывает нас, защищая от самого страшного и смертоносного удара.
Но все равно диавол стреляет по каждому человеку своими, как апостол Павел говорит, раскаленными стрелами, и чтобы их угасить, нужен щит. И этим щитом является наша вера. Она действительно как щит. Почему удары наносились прежде всего по вере? Все мы знаем, что революция в России произошла потому, что нужно было свергнуть класс эксплуататоров и даровать всем социальную справедливость. Вот удивительно, в 1917 году свергли эксплуататоров, а после 1920 года вернули эксплуататоров в период новой экономической политики. Значит, не эксплуататоры были главной целью удара. А вот Церковь как гнали в 17-м и 18-м году, так гнали и в 20-х, 30-хи в 40-х годах, потому что вера ограждает человека от этих огненных диавольских стрел. Почему всякая революция, всякое сотрясение и низвержение некого общественного порядка всегда связаны с ударами по вере? Потому что вера ограждает людей от легкомысленного и некритического отношения к тому, что предлагается им якобы для обретения их счастья. Поэтому и в нашей стране удар был нанесен по самому главному ― по вере людей.
Все то, о чем мы сейчас говорим, связано с обороной. Но разве мы призваны только обороняться? Совсем нет. А как мы должны наступать, какие орудия предлагает нам апостол Павел? Мы должны обуть ноги в готовность благовествовать мир (см. Еф. 16:15). Наверное, перед взором апостола Павла представали римские легионеры, обутые в кожаную обувь, твердую, прочную. Взирая на этот облик воина, он говорил, что надо хорошо обуться, для того, чтобы нести мир людям. Одно из самых сильных оружий Церкви ― это мир, потому что самое страшное, когда мир нарушается, злоба человеческая переходит все границы и люди уничтожают друг друга.
Но апостол Павел предлагает нам еще нечто. Он предлагает нам взять в руки меч! А для чего, что это за меч? Наш меч ― это Слово Божие (см. Еф. 16:17),то самое Слово, которое разделяет, как острый меч, по свидетельству Самого Христа Спасителя, человеческое сознание. Это меч, который отделяет добро от зла. Слово Божие несет такой колоссальный потенциал духовной силы и мудрости, который способен испепелить всякое диавольское действие и искушение.
Может быть, кто-то скажет: а почему апостол избрал такие военные образы? Потому что воин, вне зависимости от того, совершает он добрые дела или плохие, рискует самым главным — он рискует жизнью. В воинском подвиге максимально обнажается человеческая природа: если трус, то трус, если честный, то честный, если подлец, то подлец ― все видно, все моментально обнаруживается. Поэтому апостол и избирает этот образ воина и, проводя сравнение с воинской амуницией, учит нас тому, что и мы в своей духовной брани со злом должны победить и победим только в том случае, если мы способны на такую победу, потому что в этой брани, как и в любой войне, максимально проявляются все качества человеческой души.
Да поможет нам Господь, вразумившись этими великими словами апостола, быть способными отражать козни лукавого и нести миру положительное свидетельство о том, что Господь во Христе Иисусе открыл всему миру для нашего спасения. Аминь.
Прес-служба Патриарха Московского и всея Руси