(1415-2015)
Начало
Иоанно-Предтеченский женский монастырь, выстроенный во имя проповедника покаяния, возвестившего явление Христа Спасителя в мир, является одним из древнейших в Москве. Обитель расположена в части Москвы, называемой Белым городом; она дала название и самой местности – «Ивановская горка». Обитель имеет глубокую и древнюю историю. Первоначально монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи возник в Замоскворечье. Это был мужской монастырь в начале современной Пятницкой улицы. Первое упоминание о Московском Ивановском монастыре содержится в русских летописях при описании чуда, сопровождавшего рождение великого князя Василия II Темного в 1415 году. Летопись повествует, когда пришел день, чтобы родиться ему, мать его, Софья Витовтовна, изнемогала от тяжелых родов и уже приближалась к смерти. Тогда великий князь Василий Дмитриевич послал своих людей к старцу монастыря св. Иоанна Предтечи, что под Бором, за рекою Москвою. Старец велел князю помолиться Богу и Пречистой Его Матери и великому мученику Лонгину Сотнику, и сказал: «А о княгине своей не скорби, здрава будет, и родит тебе сына в вечер сей, наследника твоего». Так и сбылось.
Древний монастырь
Предположительно в 1530-е годы, после рождения у Василия III наследника – будущего царя Ивана Грозного, обитель была перенесена на Кулишки. Здесь, на новом месте, при сохранении старого посвящения, монастырь стал женским.
Древность монастыря подтверждает архитектура его соборного храма, построенного в начале XVI века и существовавшего до его разборки в 1860 году. Во второй половине XVI века собор Ивановского монастыря был обновлен на средства царя Ивана Васильевича IV Грозного. Монастырь содержался исключительно на государеву денежную и хлебную ругу.
Сохранились сведения о монастыре времен Смутного времени. В 1611 году, когда Москва подверглась разграблениям наемной «польско-литовской» армии, в составе которой против России воевали также венгры, немцы, шведы и другие народы Европы, «…Ивановский монастырь был опустошен от огня во время 2-дневного пожара и расхищен». Упоминается также, что в 1612 году, во время боев за Кремль и Китай-город «…князья Дмитрий Трубецкой и Дмитрий Пожарский поставили пушки у девичьего монастыря и у церкви Всех святых на Кулишках и били по Китаю городу».
В документе 1640 года записано: «Лета 7148 октября в 6 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Русии указу, казначею Павлу Ивановичу Волынскому велено зделать покров новый на гроб старицы Марфы Юродивой, которая положена в Ивановском девичьем монастыре…». Речь идет о блаженной схимонахине Марфе, Христа ради юродивой (+1/14 марта 1638 года), подвижнице Ивановского монастыря. Ее очень почитала царица Евдокия Лукьяновна.
Времена царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича были особенно благоприятными для монастыря. Цари нередко посещали монастырь, особенно в дни сырной и светлой седмиц и в престольный праздник обители. «Лета 7175 (1667) месяца августа в 29 день на праздник Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, благородного царевича Иоанна Алексеевича в день рождения, на малыя вечери был cвятейший Иоасаф Патриарх в монастыре Иоанновском на Кулишках. А у литоргии были Вселенский Патриарх Паисий, Патриарх Александрийский и Макарий Патриарх Антиохийский, прибывшие в Москву 2 ноября 7175 года, и служили Божественную литургию все трое, у обедни был Государь Царь сам, Евангелие чли Анастасий архидьякон, да Феодор протодиакон, ко всем святейшим Патриархам было государево жалованье, присылка со столом». И еще сохранилось множество поздних свидетельств особенного расположения к Ивановскому женскому монастырю со стороны царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Ивана и Петра Алексеевичей, делавших богатые вклады в монастырь в виде икон, «годовых милостыней, молебных и панихидных денег», съестных припасов, государева жалованья причту. Возобновлялись по указам великих государей стенное письмо и иконы в соборной монастырской церкви св. Иоанна Предтечи.
В XVIII веке наблюдается упадок благосостояния Ивановского монастыря. Причинами историки называют недостаток собственных доходов и многочисленные московские пожары, ставшие по каким-то причинам частыми гостями столицы, приносившими немалый экономический ущерб.
История Ивановского монастыря конца XVIII – начала XIX веков отмечена пребыванием в монастыре монахини Досифеи (+ 4/17 февраля 1810г.), в миру княжны Августы Таракановой, родной дочери императрицы Елизаветы Петровны от тайного, но законного брака со своим фаворитом графом Алексеем Григорьевичем Разумовским.
На протяжении всего времени своего существования эта обитель являлась главным московским центром почитания памяти св. Иоанна Крестителя. Драматичны страницы истории об упразднении Ивановского монастыря после неприятельского разорения и московского пожара 1812 года. В 1812 году игумения монастыря Елпидифора успела препроводить монастырскую ризницу к игумении Вознесенского монастыря для отправления в Вологду. Вернувшись в монастырь, в ночь на 3-е число сентября она с сестрами находилась в церкви, запершись изнутри. Неприятели ломали двери, но не смогли сломать, тогда они перебили в соборе все стекла. 4-го числа они в большом количестве, наконец, вломились в храм, всё грабили и крушили, монахини в ужасе разбежались и попрятались в разных местах. Вернувшись в монастырь 8-го числа, игумения и сестры нашли монастырь разграбленным и выжженным дотла, относительно уцелела лишь церковь, где игумения с некоторыми монахинями и проживали до самого выхода варваров из Москвы.
В 1813 году Ивановский монастырь было решено упразднить. Иоанно-Предтеченский собор обратили в приходскую церковь, а в корпусе поселили служащих Синодальной типографии.
Ивановские монахини с тяжелым сердцем покидали свою обитель, они были распределены по разным монастырям Москвы. Игумения Елпидифора избрала Вознесенский монастырь; она начинала свой иноческий путь именно в этой обители. Казначея Ивановского монастыря монахиня Елизавета и монахиня Анфиса определены были в Новодевичий монастырь, монахини Лукия, Александра и Евгения – в Вознесенский монастырь, Агния – в Рождественский, Евпраксия и Паисия определены в Страстной, Евлампия, Порфирия, Маргарита – в Зачатьевский.
Общежительная обитель
Упраздненный после пожара Ивановский монастырь долгое время не восстанавливался. Но к счастью в 1856 году, по желанию подполковницы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачёвой (урожденной Мазуриной) началось медленное восстановление монастыря. В своем прошении на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) Е.А. Макарова-Зубачева сообщала ему о желании устроить своим иждивением в Москве женский общежительный монастырь для 25 монахинь и 25 послушниц. Руководством и благословением святителя Филарета было решено устроить при будущем монастыре училище и больницу с церковью. Доходы будущей обители и её благотворительных заведений должен был обеспечивать доходный дом, покупкой которого для Ивановского монастыря святитель обязал благотворительницу. Новый проект архитектурного ансамбля монастыря был заказан известному московскому зодчему того времени Михаилу Дормидонтовичу Быковскому (1801–1885), уже построившему храмы и колокольни во многих московских монастырях. В 1857 году здоровье Е.А. Макаровой-Зубачевой пошатнулось, и она составила завещание, по которому для продолжения работ в монастыре она назначила родственницу, почетную гражданку Марию Александровну Мазурину.
Смерть Елизаветы Макаровой-Зубачевой последовала 31 марта 1858 года; она была похоронена на Ваганьковском кладбище. Погребение совершал митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). 3 сентября 1860 года состоялась закладка собора и Елизаветинской церкви, которую возглавил святитель Филарет. 21 октября 1878 года Мазурина, силами которой был возрожден Ивановский монастырь, умерла, не дожив до открытия обители. После ее смерти была создана Комиссия по устройству Ивановского женского монастыря. Комиссию
возглавил архимандрит Николо-Угрешского монастыря Пимен (Мясников).
Освящение главного престола во имя Усекновения Главы Святого Иоанна Предтечи
Макарием, митрополитом Московским состоялось 19 октября 1879 года. «…Боковые приделы: правый во имя явления иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани и левый во имя святителя и Чудотворца Николая, освящены 21 октября того же года, Амвросием, епископом Дмитровским, и Алексием, епископом Можайским…». «…Устроенная при больничном монастырском корпусе церковь во имя прп. Елисаветы Чудотворицы освящена в 1879 году сентября 4 дня…».
Игумения для будущего общежительного монастыря должна была быть назначена из обители с общежительным уставом. По своей должности благочинного подмосковных общежительных монастырей отец Пимен обратился в Аносину Борисо-Глебскую пустынь – общежительный монастырь со строгим уставом. В народе этот монастырь именовался «Женской Оптиной». 20 августа 1879 года митрополит Московский Макарий ходатайствует перед Святейшим Синодом о переводе игумении Борисо-Глебского Аносина монастыря Рафаилы (Ровинской) настоятельницей Ивановского монастыря. Вместе с ней в новый монастырь были переведены и некоторые аносинские сестры.
В 1891 году монастырь получил в надел от казны участок земли в 107 десятин. Среди леса была расчищена площадь под монастырский хутор, на котором был возведен храм и освящен во имя прп. Сергия Радонежского. На средства вкладчиков выстроено было здание школы, открывшейся 5 октября 1895 года. Хутор находился на станции Марк Савеловской железной дороги. С тех пор хутор стал называться Чернецово. Хутор обеспечивал обитель продуктами. Здесь находилось и монастырское кладбище.
Аносинские сестры, переселившиеся в Ивановский монастырь превратили его в строгую, единственную в Москве – общежительную обитель, которая за достаточно короткий срок обрела собственную традицию. Из стен монастыря вышли игумении многих монастырей Московской епархии, и не только. Первую игумению Ивановского монастыря, матушку Рафаилу (Ровинскую) перевели настоятельницей кремлевского Вознесенского монастыря. Ее преемницу, матушку Сергию (Смирнову) позже назначили игуменией московского Алексеевского монастыря. Затем игуменией Ивановского монастыря стала его казначея монахиня Филарета (Иванова), переведенная ранее из Христо-Рождественского Слободского монастыря Вятской епархии. Благочинная Ивановского монастыря, мать София (Быкова) стала четвертой игуменией Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни. Ризничая Ивановского монастыря мать Анастасия (Астапова) была поставлена настоятельницей Князе-Владимирского женского монастыря Подольского уезда Московской губернии. Постриженницей Ивановского монастыря была мать Леонида (Озерова), проходившая послушание на должности настоятельницы сначала Серпуховского Владычного, а затем Московского Новодевичьего монастыря. Она происходила из семьи, находящейся в родственных связях с основательницей Аносиной пустыни игуменией Евгенией (Мещерской). В 1907 году на место игумении Ивановского монастыря была впервые избрана уже постриженница этой обители матушка Епифания (Митюшина), которой предстояло пережить грядущие гонения на Святую Церковь, изгнание общины из стен обители. Рясофорная послушница Ивановского монастыря Раиса Монастырёва, переведенная в 1909 году в Покровский общежительный монастырь Оренбургской епархии и принявшая там постриг с наречением имени Иннокентия, в честь великого светоча Сибири свт. Иннокентия Иркутского, стала игуменией этой обители в 1920 году в возрасте 42 лет.
(Продолжение следует…)