Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

В праздник Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии Божественную литургию в нашей обители возглавил архиепископ Филарет (Карагодин), ему сослужили клирики обители.

По окончании Богослужения на трапезе был совершен чин Панагии.

 

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла от 21 сентября 2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня великий двунадесятый праздник, один из 12-ти самых значительных праздников, отмечаемых в Православной Церкви, — Рождество Пресвятой Богородицы. Мы вспоминаем событие более чем 2000-летней давности, когда в семье благочестивых родителей Иоакима и Анны, живших в Иудее, родился младенец, получивший имя Мария. И мы знаем, что именно этому младенцу суждено было стать посредницей между Богом и людьми в осуществлении тайны воплощения Сына Божиего — рождения Господа нашего Иисуса Христа. Именно от Девы Марии Господь получил человеческую природу, человеческий разум, человеческую волю, человеческие чувства и был подобен нам во всем, кроме греха.

Мы вспоминаем Пречистую Деву именно потому, что Она более всех, как никто другой, как ни один святой, как ни один ангел или архангел, послужила нашему спасению. Знаем, что и ныне Царица Небесная пребывает в Божием Царствии вместе с Сыном Своим и Господом нашим. К Ней мы возносим свои молитвы, и Она, послужив спасению всего человеческого рода, особым образом воспринимает нашу молитву и, предстоя Сыну Своему и Богу нашему, просит за нас. Именно поэтому мы именуем Ее Матерью Церкви, Матерью всех верующих. Мать слышит просьбы своих детей как ни одно другое существо в мире; так и Царица Небесная слышит наши молитвы.

Всякий раз, когда мы совершаем память Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией читается Евангелие от Луки, где повествуется о том, как Господь посетил дом Марфы и Марии (Лк. 10:38-42). Верующие люди знают почти наизусть этот отрывок, потому что его очень часто читают в Церкви. Там рассказывается о том, как Господь, придя в дом Марфы и Марии, двух сестер, начал говорить, и говорил Он, конечно, то, что было крайне необходимо для жизни людей, ведь каждое Его слово несло в себе огромную преображающую человека духовную силу. Мария, младшая сестра, села у Его ног и внимала слову Спасителя, а Марфа, которая готовила обед и суетилась по хозяйству, вознегодовала на нее и сказала Господу: «Скажи ей, чтобы она мне помогла». На это Господь ответил словами, которые имеют огромное значение для понимания того, что есть главная ценность в человеческой жизни. Он сказал: «Марфа, Марфа, ты суетишься и печешься о многом, но только одно необходимо. Мария же благую часть избрала, и это не отнимется от нее».

Была ли плохой Марфа? Нет, она была очень хорошей. Она была замечательной хозяйкой, любвеобильной, гостеприимной женщиной, и свою любовь к Спасителю выражала так, как мы часто выражаем любовь, чувство дружбы или уважение к другим людям: мы приготовляем праздничную трапезу, мы убираем свое жилище, мы суетимся и печемся о многом. И потому Господь не осудил Марфу. Он не сказал: «Почему ты не сидишь рядом с Марией и не слушаешь Меня? Не нужно Мне никакого обеда, не нужно Мне никакого гостеприимства». Не сказал так Господь. Но Он сказал, что есть единое на потребу человека — то, что превышает любую другую потребность. Это то, что Он говорил Марии, и потому в сравнении с Марфой Мария избрала благую часть. Она отдала себя полностью, все свое внимание и силы, слушанию того, что говорил ей Господь Иисус Христос.

Господь не противопоставил Марию Марфе и — еще раз нужно сказать — не осудил Марфу. Но Он сказал о том, что является самым главным для людей. То же самое можно отнести ко всей нашей жизни, ко всему роду человеческому. Мы, конечно, суетимся, мы печемся о многом — практически вся наша жизнь занята этой суетой и этой заботой о хлебе насущном, об устройстве материальной жизни. Мы стремимся сделать как можно больше, чтобы жизнь стала лучше; мы строим дороги, мосты, ремонтируем здания. Мы что, плохо поступаем? Нет, мы не поступаем плохо — мы поступаем правильно, так же, как правильно поступала Марфа, которая готовила обед и оказывала гостеприимство Спасителю. В каком же смысле вся наша работа, вся наша жизнь обращается не к тем целям, которые Бог нам определил? Это происходит тогда, когда мы заботимся только о внешнем устроении жизни. Когда мы делаем только то, что делала Марфа, и не делаем того, что делала Мария, когда мы не только половину или четверть, но и сотую часть своего времени не посвящаем Богу, проникновению в Его мысли, в Его слова, выстраиванию своей внутренней духовной жизни в соответствии с Божественными приоритетами, — вот тогда мы делаем страшную, непоправимую ошибку, и вся наша внешняя работа по устройству жизни становится просто суетой, потому что нет устремленности к вечным, неизменным и самым великим ценностям, без которых человеческая жизнь не состоится.

Старшее и среднее поколение, да и некоторые молодые люди, хотя, может быть, плохо, помнят время, когда в стране нашей запрещалось молиться, запрещалось читать или слушать слово Божие. Тогда мало кто думал о том, что есть единое на потребу, тогда все было обращено на устроение внешних условий жизни. Мы хотели построить мощное государство и справедливое общество. На это были брошены все силы людей; тысячи и тысячи погибли, осуществляя эту мечту. Однако в полной мере эту мечту мы так и не осуществили, мы не достигли тех целей, которые ставили, и многие поколения, отдав все свои силы, не увидели даже незначительной доли того, что они хотели бы увидеть.

Вот этот опыт построения богатого и справедливого общества при забвении единого на потребу учит нас, современных людей, тому, как мы должны жить и работать. Мы действительно должны хорошо трудиться, чтобы жить лучше; мы должны быть более дисциплинированными, более целеустремленными, более трудолюбивыми. Но если, созидая внешнее благополучие, мы забудем о самом главном — забудем о вере, о Боге, забудем о великих нравственных ценностях, которые поддерживают человека и определяют его человеческую сущность, — тогда мы не достигнем поставленных целей. Даже создав благополучные внешние условия, мы не будем иметь полноты жизни, потому что полнота жизни — в Боге.

«Мария благую часть избрала, и это не отнимется от нее». Эти слова должны глубоко войти в наше сознание, и если мы будем сочетать духовное и материальное, веру и труд, мы действительно станем великим народом, сильным государством, справедливым обществом. Об этом мы молимся, об этом мы думаем, к этому устремляемся. Давайте помолимся об Отечестве нашем, о том, чтобы благополучной была наша жизнь, чтобы в мире протекало наше бытие. Помолимся также и о том, чтобы вера православная, которая всегда была стержнем народной жизни, не была омрачена никакими ложными идеалами, никакими идолами, которые нередко создает безбожное сознание. И если будем иметь в сердце крепкую веру, если будем выстраивать свою жизнь в соответствии с Божиим законом, то наш труд по внешнему обустройству жизни будет благословлен Богом, и мы достигнем целей, которые мы перед собой ставим. И да поможет нам всем Господь идти именно таким путем, и тогда имя Божие будет прославляться в наших словах, мыслях, делах, но, самое главное, — в преображенных душах наших, обретших силу от соприкосновения с Божественной мудростью и Божественной благодатью. Аминь.

Комментирование запрещено