3 апреля в библиотеке Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря в рамках проекта «Монашество в истории» состоялся второй семинар священника Михаила Желтова из цикла «История чинов монашеского пострига в восточной традиции». Вторая встреча была посвящена анализу чина великой схимы, содержащегося в современных богослужебных книгах Православной Церкви. В начале семинара о. Михаил кратко изложил основные вехи истории чинов монашеского посвящения, о которых шла речь в прошлый раз, а затем приступил к непосредственному анализу структуры чина великой схимы. Прежде всего о. Михаил акцентировал внимание на сходстве чина монашеского пострижения, описанного в Corpus Areopagiticum (конец V века), с чином Крещения: и тот и другой чины содержат схожие элементы, главными из которых являются огласительное слово, наречение Имени Божия (при погружении в Крещении и при пострижении), облачение в новые одежды (крещальные и монашеские соответственно), целование мира. Содержащееся в Ареопагитиках описание монашеского пострижения является первым свидетельством о бытовании чина, впоследствии известного как чин великой схимы. Однако текст этого чина дошел до нас в рукописях не старше VIII века. Рассмотрению эт
их рукописей (знаменитого Евхология Барберини 336 из Ватиканской библиотеки, синайских рукописей и Евхология Coisl. 213 из Парижской национальной библиотеки) о. Михаил уделил особое внимание, поскольку отдельные части чина великой схимы в этих манускриптах расположены несколько иначе, чем в современном чине, подчас более логично с точки зрения соединения чина пострига и Божественной Литургии, во время которой он должен совершаться. На семинаре были разобраны все молитвословия и священнодействия, входящие в чин великой схимы (для удобства ознакомления с материалом всем присутствующим были розданы книги, содержащие это чинопоследование). В заключение встречи о. Михаил Желтов обратился к рассмотрению широко известного, но зачастую неверно истолковываемого мнения прп. Феодора Студита о неприемлемости так называемой «малой схимы». Обычно слова прп. Феодора воспринимают как свидетельство существования уже в ту эпоху отдельного «чина малой схимы», против которого, будто бы, он и выступал, отстаивая единственность «великого ангельского образа». О. Михаил убедительно показал, что подобное истолкование неверно, так
как преподобный говорит о неприемлемости палестинской практики, предполагавшей сначала облачение в часть одежд и совершение части чинопоследования (что и именовалось «малой схимой»), а затем, спустя какое-то время, завершение чина с облачением в дополнительные одежды и совершением всех остальных действий, предусмотренных полным чином великой схимы. Именно против такого разделения и выступал, по мнению о. Михаила Желтова, прп. Феодор Студит. В качестве свидетельства именно такого восприятия начальной части чина великой схимы может служить одна из рубрик Евхология Барберини. Кроме того, о. Михаил обратил внимание участников семинара на то, что чин великой схимы явно предполагает совершение его в монашеском братстве, в киновии, что, возможно, указывает на его окончательное формирование в рамках студийской реформы.
В семинаре, помимо насельниц Иоанно-Предтеченской обители, приняли участие также монашествующие из Ярославской и Липецкой епархий и ряд слушателей мирского звания, в том числе представители академических институтов и церковных учебных заведений.
Следующий семинар цикла предполагается провести 24 апреля. Главной темой этой встречи должен стать анализ чина малой схимы. Также будет рассмотрен вопрос о происхождении этого чина.
Фото с сайта monasterium.ru