На вопрос о том, как правильно поститься, отвечает Сам Господь наш Иисус Христос: «Также, кода поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16–18).
Во-первых, мы видим, что поститься не надо для людей. Единственная и главная цель поста – приближение к Богу, очищение себя до той глубины, где ты сможешь Его узреть: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). С этой целью Церковью словно бы отделяются некие отрезки времени в году, когда человек усугубляет свой молитвенный и аскетический подвиг для спасения души. Если можно так выразиться, то это делается еще и драматургически, т. е. человеку предлагается пережить сердечно, внутренне некие основополагающие евангельские (библейские) события. Яркий тому пример – Великий пост. Он начинается с Адамова изгнания, с плача святых наших прародителей под вратами рая. В покаянном странствовании первых людей по земле, в трепетном ожидании Мессии – все эти глубочайшие чувства нам Церковь предлагает пережить. А заканчивается пост Страстями Христовыми, Голгофой и Воскресением.
Примерно то же происходит и при Рождественском посте. Мы словно бы входим в эту ночь Ветхого Завета, где тысячи праведников всматривались в небо с единственной надеждой – увидеть Вифлеемскую звезду. Мы входим в маленькую сырую темную вертеп-пещерку, где на соломе в яслях для скота рождается Повелитель мира и Спаситель человечества.
Для того чтобы совершить достойно это странствование поста, Господь обращается к нам: «Помажь голову твою и умой лице твое». Святые отцы толкуют это место Священного Писания следующим образом.
Умыть лицо обозначает поститься телесно, чтобы из тела, которое зачастую человек превращает в источник различных греховных удовольствий, соделать сотрудника для души в деле спасения, так сказать, в меру сил истончить тело и через это ослабить или вовсе искоренить греховные привязанности.
Помазание головы – это символ священнодействия. Помазывают царей на царство. Помазывают голову освященным елеем. Елей издревле считался символом милости Божией. В греческом языке слова «масло» (т. е. елей) и «елеос» (переводится как милость) очень похожи. Помазать голову обозначает участвовать в Таинствах и богослужениях церковных, прежде всего в Таинствах Исповеди и Причастия, через них очищаться от греха и соединяться с Богом. Это святая обязанность каждого православного христианина. Особенно в посты. Напомним себе слова Христа: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Также человек должен углублять и свое молитвенное домашнее правило, почаще ходить на службы.
Вот суть два главных начала поста – аскеза телесная и развитие духовное. Сюда также нужно добавить и дела милосердия, к которым нас прямо призывает Господь (см. Мф. 25:31–46).
Часто можно слышать утверждение, что телесный пост, мол, не важен, что это все формализм и фарисейство. Возможно, эти тезисы являются оправданием лени. Мол, пищевой пост не важен, значит я буду ублажать свой животик и далее. Вспомним слова апостола Иакова, брата Господня: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Но тело и есть наше дело. Как мы можем говорить об аскезе духовной, если не прошли более грубый и примитивный уровень – аскезу телесную. Прыгун не перепрыгнет через перекладину высотой в два метра, если сначала не научиться брать высоту в метр. Все нужно делать поступательно.
С другой стороны, действительно можно наблюдать некий ригоризм, т. е. чрезмерную строгость у отдельных постящихся, когда техника и уставность поста превращаются в самоцель. И форма становится смыслом. Хочется напомнить нам, дорогие братья и сестры, еще митрополит Антоний Сурожский писал о том, что и из Типикона можно сотворить себе идола. Почему? Святитель Феофан Затворник говорил, что даже Таинства церковные суть благодатные средства в деле соединения человека с Богом – в деле стяжания Духа Святого – в деле любви. Вспомним слова Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира: «Головне в піст – не їсти один одного». Вот чем нужно поверять свой пост. Если я «любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий… я ничто» (1 Кор. 13:1, 2). И все мои аскетические подвиги тщетны.
Поэтому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что православие – это путь золотой середины. Все нужно с Божьей помощью делать с трезвомыслием, смирением, послушанием, советом духовно опытных людей и рассуждением. И пусть поступки наши будут растворены любовью!
Рождественский пост нестрогий. Исключается пища животного происхождения, кроме рыбы и других морепродуктов. Рыба не вкушается по средам и пятницам ради Страстей Христовых, так как в среду Спасителя предали, а в пятницу распяли. Пост делится на два неравнозначных отрывка. Первый (с 28 ноября по 2 января) – пост нестрогий. И со 2 января по 6 января включительно – строгий пост. Разрешается только растительная пища с елем (подсолнечным маслом). 6 января – Рождественский сочельник. По Уставу православный христианин не должен есть и пить до окончания вечернего богослужения. После этого вкушается сочиво (коливо). В древности это была вареная пшеница с медом. Сейчас она часто заменяется рисом. Нужно смотреть по своему здоровью и соразмерять пост, советуясь с духовником.
В Рождественский пост у нас есть два «спотыкача» – Новый год и так называемая вечеря.
Новый год праздновать можно, но не нарушая поста. Сейчас многие христиане встречают его в храмах, где служатся в ночь с 31 декабря на 1 января Божественные литургии. Нужно поблагодарить Творца за прожитый год, попросить помощи в году наступающем и ни в коем случае не заниматься идолопоклонством, связанным с чествованием зверей или мифических животных китайского гороскопа. Это язычество и умаление человеческого достоинства, образа и подобия Божия, живущего в нас. Православный христианин не должен преклоняться перед крысой, кабаном, собакой или драконом. В этом, конечно, нужно исповедоваться.
И 6 января желательно провести в храме, а не за столом, ломящимся от яств и напитков. Это время сугубого поста и пронзительного очищения, которые убеляют одежды нашей души и помогают достойно встретить рождающегося для нашего спасения Бога.
Рождественский пост также полон дней памятей многих святых, особенно любимых людьми.
4 декабря мы празднуем большой двунадесятый праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы, 7 декабря – день великомученицы Екатерины, 13 декабря – святого апостола Андрея Первозванного, 17 декабря – великомученицы Варвары, 19 декабря – Святителя Николая, 25 декабря – святителя Спиридона, 24 декабря – Неделя святых праотец, 31 декабря – Неделя святых отец. В эти дни мы вспоминаем всех ветхозаветных праведников. 1 января – мученика Вонифатия, преподобных Ильи Муромского и Амфилохия Почаевского, чудотворца.
Пусть же Пресвятая Богородица и сонмы угодников Божиих помогают нам поститься постом приятным и благоугодным Богу.
Будем же всматриваться, дорогие братья и сестры, в таинственное непознанное небо нашей души, чтобы в глубине ее рассмотреть нежный сияющий луч Вифлеемской звезды, которая обязательно откроется сердцу, ищущему Бога, даруя ему радость и бесконечное блаженство.
Иерей Андрей Чиженко
Источник http://pravlife.org