В день Пятидесятницы наш храм традиционно украсился зеленым цветом травы, берез и облачений, множество верующих стеклось в собор на молитву, чтобы прославить Святую Троицу.
В день праздника торжественное Богослужение возглавил архиепископ Филарет (Карагодин), ему сослужили клирики монастыря.
Проповедь в День Святой Троицы митрополита Сурожского Антония
Сегодня мы вспоминаем тот день, когда Святой Дух сошел на первых учеников Христовых. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать».
Апостолы получили не только дар языков, но и другие обещанные дары: «Именем Моим будут изгонять бесов; …будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».
Подобные дары и раньше давались людям. Вчера, например, на Вечерне мы слышали как Бог послал Духа Своего на семьдесят избранных Моисеем мужей. А когда Дух Божий почил на Елисее, он смог разделить Иорданские воды, и от проказы очистить, и даже мертвого воскресить. И сами апостолы еще до Пятидесятницы и бесов изгоняли, и огонь могли cводить с неба, и другие чудеса творить.
Но в Пятидесятницу свершилось великое и небывалое. В этот день Дух Святой сошел не для того, чтобы совершить какое-либо дело промысла Божия. Вчера на Утрене мы слышали слова, которые Господь еще никогда и никому не говорил: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
А сегодня Он обращается ко всем тем, кому послал Своих апостолов: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал о Духе, Которого имели принять верующие в Него».
Когда Святой Дух излился на старейшин израильских, это было для того, чтобы дать народу мудрых судей. Когда Дух сошел на пророка Иону, это было, чтобы отвратить от греха жителей города Ниневии.
А в Пятидесятницу Святой Дух излился, дабы положить на земле начало Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Поэтому Он излился только на учеников Христовых. На тех, кто единодушно пребывал в одной горнице под одной крышей в едином молитвенном устремлении к Богу.
Так Святой Дух сошел только в один единственный день, в одном единственном месте. На земле открылся один единственный источник живой воды, призванный напоить всю жаждущую вселенную.
Однажды, еще до Пятидесятницы, апостол Иоанн спросил: «Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами и запретили ему, потому что не ходит за нами». Господь тогда ответил: не запрещайте ему.
Теперь же Святой Дух подается только через тех, кто получил Его в Пятидесятницу. Подается или по их молитвам, или при их проповеди, как у Корнилия сотника, или сразу после крещения.
Почему же лишь один такой источник? Да потому что Бог един, и путь к Нему может быть только единым, чтобы жаждущие знали, куда идти, чтобы имеющие могли в простоте сердца дать, а неимеющие, не сомневаясь, получить.
И когда приемник апостолов, епископ или священник, помазал нас после крещения святым миром со словами: печать дара Духа Святаго, мы получили ту же благодать, что и апостолы.
Оно в нас, это семя, полное животворящей силы, оно прорастет и принесет плоды Духа, такие же, как и в апостолах, если только мы потрудимся сделать землю своей души не такой холодной и сухой, как она есть.
Подумайте, какое сокровище мы носим в себе, и какая страшная ответственность лежит на нас, если Посеявший придет и увидит его в небрежении среди всякой нечистоты. Подумайте, какая страшная будет беда, если Дух Святой со Своими небесными дарами так и останется Сам по Себе, а мы сами по себе со своими страстями, со своей суетой, если земная жизнь пролетит, а небесная так и не начнется.
Царю Небесный, очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Аминь.