1/14 октября Церковь празднует память Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник, который напоминает нам, что верные всегда находятся под Покровом Царицы Небесной.
В день праздника Божественную литургию в нашей обители возглавил архиепископ Филарет (Карагодин), ему сослужили клирики монастыря. После Богослужения владыка поздравил всех прихожан и сестер с праздником, после чего владыка, клирики и сестры обители под пение тропаря праздника прошли в монастырскую трапезную, где по окончании самой трапезы был совершен чин о Панагии. По пюхтицкой традиции после трапезы клирики обители в сопровождении сестер окропили все помещения монастыря, в том числе и еще реставрируемые.
Поражение, ставшее праздником
Пастыри о Покрове Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы – один из самых любимых и… парадоксальных праздников для русского народа. Парадокс в том, что, по одной из версий, в этот день более 1000 лет назад именно наши предки напали на Константинополь и захватили бы его, если бы не заступничество Божией Матери. О смысле и значении этого «праздника поражения» рассуждают священники Артемий Владимиров, Димитрий Шишкин, Николай Булгаков и Валерий Духанин.
***
Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):
– В церковной жизни многое хоть и очевидно, но таинственно, необъяснимо вполне, поскольку неисследимы пути Господа (Рим. 11: 33). Вот и праздник Покрова Пресвятой Богородицы преимущественно стал праздником русским, хотя события, связанные с ним, и произошли в далеком X веке в благословенной Элладе. Тогда блаженный Андрей и ученик его Епифаний во Влахернском храме увидели Матерь Божию, распростершую Свой покров над молящимся народом. По некоторым свидетельствам, это событие было связано с осадой Константинополя нашими предками – славянами (тогда еще язычниками). Примечательно, что и сам блаженный Андрей был тоже родом из славян, но уже иной, «новый человек» – христианин и как бы символизировал собой скорую перемену, должную случиться с нашим народом в таинстве святого крещения.
Примечательны и другие детали. Так, Пресвятой Владычице предстояли в молитве святой Креститель Спасов Иоанн и апостол Иоанн Богослов, и мы знаем, что имя Иоанн, наверное, можно назвать самым русским из всех. Почему так сложилось? Мы не задумываемся об этом, принимаем как данность, но ведь в этом тоже есть какая-то очевидная тайна Промысла Божия.
Примечательно и то, что покров Свой Богородица распростерла над народом, находящимся в крайней опасности, в тревоге и скорби, и молитва этого народа, надо полагать, была исполнена особых покаянных чувств и сокрушения, была особенно горячей и искренней, как это и бывает в минуты опасности. И если мы посмотрим на историю Руси, то увидим, сколько скорбей, бед и напастей перенес наш народ за всю свою историю и даже доныне. Но здесь надо вспомнить, что Бог кого любит, того наказывает (Евр. 12: 6), как любимого сына, в которого верит и потому особенно строго и ревностно следит за его воспитанием. А Покров Божией Матери как раз и является свидетельством того, что все наши беды, пусть и случающиеся иногда от нашей строптивости и буйства, – всё же есть знак того, что Бог не оставляет нас, подвигает к покаянию, направляет на пути правды. И Матерь Божия, ходатайствующая о нас, простершая над нами Покров Своей благости, – верная благовестница того, что гнев Божий скоро готов смениться на милость в случае искреннего и действенного нашего покаяния.
Через два с половиной века после явления Божией Матери во Влахернском храме наш русский князь – Андрей Боголюбский – изумился, что такое замечательное событие никак не отражено в русской богослужебной традиции. И во многом благодаря его попечению и ходатайству праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен на Руси, быстро вошел в обиход и с тех пор считается одним из самых любимых и почитаемых праздников.
***
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»
Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного и Российского православного университетов, член Союза писателей России:
– Предание сообщает, что историческим основанием для осеннего русского празднества Покрова Пресвятой Богородицы стала гибель в водах Босфора славянских стругов, целая флотилия которых окружила Константинополь с враждебными намерениями. Ромеи тогда увидели во внезапно разыгравшейся буре заступление Царицы Небесной в ответ на их мольбу об избавлении от страшной напасти.
Почему же это событие, приведшее ко крещению князей-язычников, осталось в памяти только русского народа? Ведь наши пращуры потерпели тогда полное поражение!
Современному городскому человеку с трудом дается понимание спасительного смирения, которое есть не что иное, как признание своей совершенной немощи пред Богом, соединенное с мольбой о помиловании.
В этом-то и проявилось величие и благородство русского духа! Воинственное славянство склонило главу перед неодолимой мощью Вселенского Православия, познав крепкую руку Божию в постигшем русов несчастье.
Замечательно, что не только просвещенные истинной верой греки, но и наши предки, «пребывавшие во тьме и сени смертной», познали в происшедшем непосредственное заступничество Матери Божией, что является неоспоримым свидетельством их мистической интуиции и предызбранности Провидением к особой исторической миссии.
Таков был и еврейский Савл, ставший великим апостолом язычников после дарованного ему откровения свыше.
Наши читатели, конечно же, помнят, что опыт есть «сын ошибок трудных»… Пусть же будет трижды благословенна стратегическая «ошибка» древних славян, обращенная Промыслом Божиим к столь благим для нас последствиям! Плод этой «ошибки» – всерадостный осенний праздник Покрова, подтверждающий непреложную библейскую истину: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
***
«Покров Божией Матери – это альфа и омега нашей истории»
Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в пос. Кратово в Подмосковье:
– Нет ничего удивительного в том, что в самом Константинополе, где совершилось в Х веке чудо видимого заступления Царицы Небесной за молящийся народ, праздник этот не празднуется, а празднуется у нас, в России. Потому что такова реальность, такова наша история: она вся происходила и происходит до сего дня под Державным Покровом Божией Матери.
Никому в мире Матерь Божия не оказывала столько благодеяний, никого столько раз не спасала от неминуемой гибели, ни на чьей земле не явила столько Своих чудотворных икон – иными словами, никого не покрывала с такой материнской заботой, как покрывала и покрывает наш народ, нашу страну, издревле именуемую Домом Богородицы.
С самого начала, когда наши предки убедились в том, что Матерь Божия имеет державу непобедимую, они проявили смирение, не пошли против рожна, Русь крестилась – и дальше уже многочастне и многобразне Заступница Усердная нас спасала, так что сегодня мы твердо знаем и исповедуем: если бы не Ее Покров, то нас уже давно бы просто не было. Как же нам не праздновать этот праздник как один из самых главных, самых любимых наших праздников?!
Покров Божией Матери – это альфа и омега нашей истории. Это то главное, что нужно знать нашей молодежи о своей Родине. Нам нужно знать это, чтобы правильно понимать все наши прошедшие события и чтобы понимать, на что прежде всего уповать в будущем: в чем наша главная сила, наша главная опора.
Не случайно именно на нашу землю в день Покрова Божией Матери часто выпадает первый снег – само небо говорит об особой связи этого праздника с нашей северной страной. И еще о том, что Своим Покровом Пречистая отвечает прежде всего на белоснежную чистоту наших мыслей и чувств.
Почему Матерь Божия возлюбила наш народ, нашу страну? Почему избрала ее Своим Уделом? Может, потому, что так же, как снежный покров покрывает всю землю целиком, так в России, как нигде, со свойственной нам доверчивостью и прямотой жизнь христианская понималась всегда как жизнь по правде Божией вся, целиком: и в избе, и в поле, и в школе, и в армии, и даже для заключения сделки нашим предкам достаточно было всего лишь целования креста?
Одно мы знаем точно: нам нужно с не престающим удивлением и трепетом каждый раз в этот день благодарить Царицу Небесную за все Ее милости, дарованные всем прошлым нашим поколениям, – с не меньшим трепетом ожидая от Нее того, что Она не отнимет Своего Покрова от нас и впредь.
***
«Праздник Покрова переживается и ощущается сердцем как отношения любящей мамы с родными детьми»
Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:
– Праздник Покрова – это очень теплый и близкий нам праздник. Потому что в нем выражается особая близость к нам Пресвятой Девы. Она простирает Свой Покров над молящимися независимо от того, насколько сами мы праведны и благочестивы, лишь бы всем своим сердцем обращались к Ней.
Мой духовник, архимандрит Илия (Рейзмир), рассказывал случай, как окормлявшаяся у него девушка Лидия заболела раком груди. Операции не помогли, она пришла уже в полное отчаяние и, находясь в палате одна, стала молиться: «Господи, я же верующая, почему я так страдаю?» В этот момент ей явилась Сама Божия Матерь, как Ее изображают на Казанской иконе, Она сказала: «Лидия, почему ты отчаиваешься? Ты не оставлена». Хотя врачи выписали Лидию домой как безнадежную, буквально через несколько дней после исповеди, Причащения Святых Таин и соборования она совершенно исцелилась. Вот так Божия Матерь не оставляет нас, Она знает человеческое горе и всегда ходатайствует за тех, кто от сердца, искренне просит.
Вообще смысл праздника Покрова нельзя объяснить рационально, рассудочно, он переживается и ощущается сердцем – вот как отношения заботливой, любящей мамы с родными детьми. Мама поднимется ночью, чтобы проверить свое дитя, и если ребенок болеет, то мама не пожалеет себя и не успокоится, пока не примет все меры, чтобы ребенок выздоровел. И вот как дети открывают маме свои детские горести, переживания и желания, так и мы можем открыть Пресвятой Деве все свои беды, и только к Ней мы можем обратиться тогда, когда обращаться больше не к кому. И Она нас покроет, Ее Покров – это молитвенная забота о нас, это благодать Божия, данная Святой Деве как самому близкому к Богу человеку, и этой благодатью Она готова защитить нас всегда.
Русь всегда чтила святых, особенно близких простому народу: Николая Угодника, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Матрону Московскую. Но ближе всех – Божия Матерь. На Руси это всегда было неформализованное, сердечное почитание, как отношение к родной маме, к которой можно обратиться в любой беде. Да и сама Россия всегда была под Покровом Божией Матери. Вот почему в каждом православном доме в России среди икон особое место уделяется образу Богоматери.
Да, есть разные предания о бывшем событии в Константинополе, когда во Влахернском храме явилась Пресвятая Дева и простерла покров над молящимися. Имеются предположения, что византийская столица была осаждена нашими предками, так что византийцы избавились от них только заступничеством Божией Матери. Но Русь в то время еще не просветилась верой Христовой, и если бы нашим предкам было попущено захватить Константинополь, город был бы разорен, а многие люди убиты. Пресвятая Дева не дозволила пролить кровь невинных людей. Язычникам не дали разорить христиан, зато впоследствии их самих привели к славе веры Христовой, наверное, тоже по молитвам Божией Матери. В Крещении мы обрели близость Деве Марии и потому воспринимаем праздник Покрова как свидетельство Ее любви к молящимся, невзирая ни на какие военно-политические обстоятельства прошлого.
14 октября 2014 г.
Оригинал статьи находится на сайте «Православие.ру»