Возвращение древних икон в московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь и их реставрация.
21 марта 2018 года, в день памяти блаженной схимонахини Марфы (14 марта по новому стилю), подвижницы Ивановского монастыря в первой половине 17 века, произошло знаменательное событие для нашей обители. 10 икон пророческого ряда из иконостаса первой соборной церкви монастыря, хранящиеся в Сергиев-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, были возвращены Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю! Сестры отметили, что именно в день празднования блаженной Марфы, в монастырь вернулись иконы, перед которыми она молилась.
Путь возвращения икон в родную обитель оказался длинным. В музее иконы обрели статус движимых объектов культурного наследия федерального значения. Пять с лишним лет понадобилось инициаторам возвращения святынь для сбора необходимых согласований и разрешений. Первое обращение святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла было отправлено министру культуры Московской области А.Н. Губанкову 25.09.2012 г. Приказ Министерства культуры РФ о передаче музейных предметов подписан В.В. Аристарховым только 31.01. 2018 г.
Возвращение икон в монастырь стало возможным благодаря помощи и содействию многих людей, прежде всего, самого музея-заповедника в лице С.В. Николаевой, министра культуры Московской области О.В. Косаревой. Акт приема и передачи икон в музее был подписан главным хранителем музея Г.К. Барановой и казначеей Иоанно-Предтеченского женского монастыря монахиней Анувией.
История нахождения икон пророческого ряда в Сергиев-Посадском музее-заповеднике.
После разборки соборного храма ивановского монастыря в 1860 г. иконы из иконостаса были переданы в Московское епархиальное училище иконописания и ремесел. Далее текст цитируется с некоторыми сокращениями из доклада ведущего научного сотрудника Сергиево-Посадского музея-заповедника Т.В. Кузнецовой1.
Московское епархиальное училище иконописания и ремесел было открыто в Москве в 1873 г. и до второй половины 1885 г. располагалось на Ордынке. В 1877 г., как следует из докладной записки председателя Совета училища протоиерея А.И. Ключарева, «ученики училища приступили к иконописным работам, а образцов иконописи при училище не имеется». При этом руководству училища было известно, что «в некоторых московских приходских и особенно кладбищенских церквах имеется много икон совершенно лишних для церквей и хранящихся в ризницах без употребления. Многие из таких икон… могли бы быть образцами и руководством для обучающихся иконописанию…». Первыми образцами стали древние иконы из Ивановского монастыря: 23 октября 1877 г. митрополит Московский Иннокентий (Попов-Вениаминов) удовлетворил просьбу Совета о передаче икон, и 4 декабря 1877 г. священник В.Ф. Руднев доставил в училище 128 икон, о чем доложил на заседании Совета училища 8 декабря 1877 года . Совет постановил «сделать разборку икон» и решить, «какия из икон могут быть оставлены для руководства при иконописи, а какие по ветхости не могут быть полезными для учеников», их предлагалось уничтожить. Все годные для нужд училища иконы требовалось занести в опись «с кратким описанием их, указанием меры, времени поступления и откуда поступили». Это распоряжение было сделано 8 декабря, а в опись, по всей видимости, иконы пророков были внесены уже 11 декабря — именно эта дата, 11 декабря 1877 г., написана на их оборотах.
В 1885 г. училище было переведено в Троице-Сергиеву лавру, его учебные классы располагались в Казначейском корпусе. Вместе с остальным имуществом училища, со всеми «учебными пособиями и принадлежностями, относящимися до иконописания» были перевезены в Лавру. Иконы из Ивановского монастыря: 10 икон пророков в «ветхих сребропозлащенных тисненых басменных окладах» вошли в число 58 икон, которые смотритель лаврской живописной школы иеромонах Симеон отобрал на складе Московского епархиального училища иконописания в Москве. Так 27 октября 1885 г. храмовые образы Ивановского монастыря оказались в Троице-Сергиевой лавре.
Большинство сохранившихся икон древнего иконостаса храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре (всего их известно 18) датируются XVI в. В.М. Сорокатый отнес их живопись к «наиболее аристократическому слою столичного искусства» 1570-х гг. Их создание, по предположению А.Л. Баталова, связано с особым вниманием царя Ивана IV Грозного к обителе, посвященной его патрональному святому. На основании данных Описи 1701 г. АЛ. Баталов сделал вывод: «Таким образом, во второй половине XVI в. в соборе существовал типичный для того времени иконостас, в котором, кроме местных икон, присутствовали деисусный, праздничный и пророческий чины». Этот иконостас, состоявший из местного, полнофигурного деисусного, праздничного и поясного пророческого чинов, относился к наиболее распространенному типу высоких иконостасов XV — середины XVII.
В настоящее время еще четыре иконы из деисусного ряда находятся в Государственном Русском музее и две иконы – в Национальном музее Стокгольма. Все эти иконы из иконостаса древней соборной церкви являются единственными сохранившимися памятниками монастыря.
Реставрация икон. Все иконы требуют основательной и дорогостоящей реставрации, которая проводится в настоящее время в Государственном научно-исследовательском институте реставрации. После реставрации иконы будут перенесены в собор монастыря в специальных киотах. В настоящее время отреставрировано три иконы пророческого ряда: «Пророк Иеремея», «Пророк Давид» и «Пророк Даниил». С икон были сняты басменные оклады, укреплены доски, удален покровной слой и поздние записи. Сейчас этим иконам возвращен их первоначальный облик и они в ближайшее время вернуться в монастырь для молитвенного поклонения.
Просим всех, кто может, молитвенно и материально поддержать наш проект реставрации древних икон 16 века.
Вы можете помочь нам переведя пожертвование на карту 5469 3800 5332 6947 , желательно с пометкой «На реставрацию икон».
1 Т.В. Кузнецовой «Иконы пророческого чина из Ивановского монастыря». Материалы IX международной конференции. Сергиев Посад, 2016.