Алкснитис Юлия Рудольфовна. Презентация на Всероссийской научно-практической конференции «История Московского Ивановского монастыря XIX–XX вв.»
В докладе я постаралась рассказать о нашей семье и как она связана с родом Путиловых-Головиных и его ярчайшими представителями — Мосеем, Ионой и Антонием Путиловыми, а через них и со старицей Досифеей.
 Я потомок владельцев московского колокольного завода Самгиных, собиратель истории семьи. Андрей Дмитриевич Самгин приходится мне прапрапра дедушкой, а две его дочери, в Мария и Софья– мои прямые прапра бабушки.
Я потомок владельцев московского колокольного завода Самгиных, собиратель истории семьи. Андрей Дмитриевич Самгин приходится мне прапрапра дедушкой, а две его дочери, в Мария и Софья– мои прямые прапра бабушки. 
 Впервые о старице Досифее я услышала от деда, стоя перед этой картиной на выставке. Он рассказывал, что тут все неправда и сюжет и героиня. Художник Константин Флавицкий изобразил самозванку, которая называла себя княжной Таракановой, заявляла не только о своей принадлежности к царской династии, но и о притязаниях на российский трон. И что не появись она – может быть совсем по-другому сложилась судьба настоящей княжны Таракановой.
Впервые о старице Досифее я услышала от деда, стоя перед этой картиной на выставке. Он рассказывал, что тут все неправда и сюжет и героиня. Художник Константин Флавицкий изобразил самозванку, которая называла себя княжной Таракановой, заявляла не только о своей принадлежности к царской династии, но и о притязаниях на российский трон. И что не появись она – может быть совсем по-другому сложилась судьба настоящей княжны Таракановой.
 Речь он, конечно, вел о старице Досифее, монахине Московского Ивановского монастыря. История о ее жизни передавалась в семье из поколения в поколение, особо Андрей Дмитриевич Самгин был увлечен этой темой, рассказывал, что одни из наших родственников (дед, когда рассказывал мне эту историю, не помнил точно их фамилии) были не только с ней лично знакомы, но и по благословению ее поступили в монашество. Только значительно позже узнала, что имелись ввиду братья Путиловы.
Речь он, конечно, вел о старице Досифее, монахине Московского Ивановского монастыря. История о ее жизни передавалась в семье из поколения в поколение, особо Андрей Дмитриевич Самгин был увлечен этой темой, рассказывал, что одни из наших родственников (дед, когда рассказывал мне эту историю, не помнил точно их фамилии) были не только с ней лично знакомы, но и по благословению ее поступили в монашество. Только значительно позже узнала, что имелись ввиду братья Путиловы. 
Людмила Марковна Биндеман, жена еще одного из потомков семьи Самгиных, оставила записанные воспоминания своего свекра, где есть такие слова: «Андрей Дмитриевич был человеком добрым, мягким. Не любил заниматься заводом, много читал, ездил каждый год на воды. У него был вид ученого или тургеневского помещика». Когда я начала заниматься историей семьи и приставала ко всем старшим с вопросами — все отмечали, что Андрей Дмитриевич вообще был сильно увлечен историей и у него были две основные идеи в жизни: получить дворянство и рассказать известную ему правду, в том числе о княжне Таракановой, что он и делал при каждом удобном случае, даже написал статью в газете Современная летопись в 1865 году. *

 На первой фотографии Андрей Дмитриевич примерно в том возрасте, когда была написана статья. На второй — в преклонном возрасте. В этой заметке Андрей Дмитриевич пишет, что это его бабушка Гликерия Ивановна Головина ему поведала историю княжны Таракановой, ставшей Досифеей Матвеевной.
На первой фотографии Андрей Дмитриевич примерно в том возрасте, когда была написана статья. На второй — в преклонном возрасте. В этой заметке Андрей Дмитриевич пишет, что это его бабушка Гликерия Ивановна Головина ему поведала историю княжны Таракановой, ставшей Досифеей Матвеевной. 
 А вот этим заводом по воспоминаниям потомков и не горел желанием заниматься Андрей Дмитриевич. Однако же именно при его правлении были отлиты самые значимые колокола и завод получил и на местных и на заграничных выставках самое большое количество наград, став, таким образом, наряду с московским заводом Финляндского и ярославским Оловянишниковых одним из трех крупнейших в России колокололитейных заводов. Колокола отливались как для храмов Российской империи, так и в другие страны, например, были отправлены в Афонский монастырь и храмы Иерусалима, в Германию к юбилею Шиллера и т.д. За рубежом большая часть колоколов сохранилась.
А вот этим заводом по воспоминаниям потомков и не горел желанием заниматься Андрей Дмитриевич. Однако же именно при его правлении были отлиты самые значимые колокола и завод получил и на местных и на заграничных выставках самое большое количество наград, став, таким образом, наряду с московским заводом Финляндского и ярославским Оловянишниковых одним из трех крупнейших в России колокололитейных заводов. Колокола отливались как для храмов Российской империи, так и в другие страны, например, были отправлены в Афонский монастырь и храмы Иерусалима, в Германию к юбилею Шиллера и т.д. За рубежом большая часть колоколов сохранилась. 
С годом основания завода есть некоторая путаница. Везде, даже сами Самгины, пишут, что год основания – 1783, февраль месяц, а на самом деле несколько лет назад нашла документ**, в котором говорится, что в 1782 году, 13 декабря, дед Андрея Дмитриевича, Николай Афанасьевич Самгин, заключает договор с прежним владельцем Струговщиковым о найме. До 24 июня 1810 года завод номинально принадлежал Струговщикову и его наследникам, а с этой даты из аренды перешел уже в полноправное владение Николая Афанасьевича Самгина, он выкупил его за 15000 рублей, что было немалыми деньгами по тем временам.
 Первым представителем рода Самгиных, окончательно обосновавшимся в Москве, стал Афанасий Никитич. Прибыл в 1744 году из Елатьмы, где имел питейные откупы. Его сын, Николай Афанасьевич, приобретает у Струговщикова 2 завода, колоколенный и латунный, переоборудует и начинает лить колокола. Еще при жизни передает дело своему сыну, Дмитрию Николаевичу. Дмитрий, как мы видим на схеме, был женат на Марии Андреевне Шемшуриной, по маме Головиной.
 Первым представителем рода Самгиных, окончательно обосновавшимся в Москве, стал Афанасий Никитич. Прибыл в 1744 году из Елатьмы, где имел питейные откупы. Его сын, Николай Афанасьевич, приобретает у Струговщикова 2 завода, колоколенный и латунный, переоборудует и начинает лить колокола. Еще при жизни передает дело своему сыну, Дмитрию Николаевичу. Дмитрий, как мы видим на схеме, был женат на Марии Андреевне Шемшуриной, по маме Головиной.
Венчание состоялось 6 сентября 1825, а 19 марта 1830 года Мария Андреевна, которой было всего 20 лет, умерла, оставив мужу двух малолетних детей, Андрея и Анну. И вот этому Андрею Самгину бабушка Гликерия Ивановна Головина и рассказывала о Досифее. Но где же она? Тут бабушка – не Гликерия, а Матрена Ивановна Головина.
 Попытаемся разобраться в семейных связях и найти нужную бабушку. Вот фрагмент ревизии 1786 года со списком семьи Головиных. Мы видим Ивана Ивановича, а у него дочери Марья, Ирина, Лукерья и Матрена.
 Попытаемся разобраться в семейных связях и найти нужную бабушку. Вот фрагмент ревизии 1786 года со списком семьи Головиных. Мы видим Ивана Ивановича, а у него дочери Марья, Ирина, Лукерья и Матрена. 
 Чтобы было нагляднее опять представлю кусочек дерева. Дочери Ивана Головина: Марья, которая с юных лет подвизалась в Вознесенском монастыре под именем Максимилла, далее Ирина и Лукерья, она же Гликерия. И тут же младшая сестра, Матрена. Она — прямая бабушка Андрея Дмитриевича. Но, поскольку умерла достаточно рано, примерно в 1834 году, в воспитании Андрея и Анны Самгиных активную помощь оказала сестра бабушки Матрены, Гликерия. Таким образом получается, что Гликерия – не родная, а двоюродная бабушка Андрея и Анны, но почитавшаяся как родная. Она и рассказывала внуку о своей юности и учебе в Ивановском монастыре и о знакомстве со старицей Досифеей и историю, которую от нее услышала. Жила Гликерия Ивановна долгие годы в доме Самгиных, это подтверждают и исповедальные росписи, и письма. Она постоянно упоминается в письмах Николая Самгина и его сына Дмитрия к Моисею Путилову в Оптину Пустынь. Теперь осталось разобраться с родством с Путиловыми.
 Чтобы было нагляднее опять представлю кусочек дерева. Дочери Ивана Головина: Марья, которая с юных лет подвизалась в Вознесенском монастыре под именем Максимилла, далее Ирина и Лукерья, она же Гликерия. И тут же младшая сестра, Матрена. Она — прямая бабушка Андрея Дмитриевича. Но, поскольку умерла достаточно рано, примерно в 1834 году, в воспитании Андрея и Анны Самгиных активную помощь оказала сестра бабушки Матрены, Гликерия. Таким образом получается, что Гликерия – не родная, а двоюродная бабушка Андрея и Анны, но почитавшаяся как родная. Она и рассказывала внуку о своей юности и учебе в Ивановском монастыре и о знакомстве со старицей Досифеей и историю, которую от нее услышала. Жила Гликерия Ивановна долгие годы в доме Самгиных, это подтверждают и исповедальные росписи, и письма. Она постоянно упоминается в письмах Николая Самгина и его сына Дмитрия к Моисею Путилову в Оптину Пустынь. Теперь осталось разобраться с родством с Путиловыми. 
 Это род Путиловых, который дал миру трех великих старцев. Видим, что сестра Ивана Ивановича Головина Анна вышла замуж за Ивана Григорьевича Путилова. Таким образом Самгины, Головины и Путиловы связаны близким родством. Единственная дочь Путиловых Анисия еще в ранней молодости пожелала поступить в монастырь к двоюродной сестре своей монахине Максимилле Головиной, но отец не согласился и выдал ее замуж за пошехонского купца Козьму Дементьевича Крундышева, не долго они прожили в супружестве, около 3-х лет. В 1801 году у них родилась дочь Татьяна, а в 1803 году Анисья скончалась от простуды. Муж ее на другой же год оставил дочь на воспитание родственникам и удалился в монашество в Саровскую пустынь. Этим он как бы проложил путь в этот монастырь братьям умершей жены, Тимофею и Ионе, а благословила их на этот шаг старица Досифея, с которой братья были знакомы и почитали как свою духовную наставницу. Они покинули отчий дом без согласия батюшки, позже к ним присоединился и брат Александр. До кончины старицы Досифеи Путиловы вели с ней душевную переписку и жаловались, что не находят понимания в родных, та утешала их и укрепляла.
Это род Путиловых, который дал миру трех великих старцев. Видим, что сестра Ивана Ивановича Головина Анна вышла замуж за Ивана Григорьевича Путилова. Таким образом Самгины, Головины и Путиловы связаны близким родством. Единственная дочь Путиловых Анисия еще в ранней молодости пожелала поступить в монастырь к двоюродной сестре своей монахине Максимилле Головиной, но отец не согласился и выдал ее замуж за пошехонского купца Козьму Дементьевича Крундышева, не долго они прожили в супружестве, около 3-х лет. В 1801 году у них родилась дочь Татьяна, а в 1803 году Анисья скончалась от простуды. Муж ее на другой же год оставил дочь на воспитание родственникам и удалился в монашество в Саровскую пустынь. Этим он как бы проложил путь в этот монастырь братьям умершей жены, Тимофею и Ионе, а благословила их на этот шаг старица Досифея, с которой братья были знакомы и почитали как свою духовную наставницу. Они покинули отчий дом без согласия батюшки, позже к ним присоединился и брат Александр. До кончины старицы Досифеи Путиловы вели с ней душевную переписку и жаловались, что не находят понимания в родных, та утешала их и укрепляла. 
В последствии Тимофей (Моисей) Путилов стал настоятелем Оптиной пустыни, Иона (о. Исайя) – Саровской пустыни, а Александр (о. Антоний) – Малоярославецкого Николаевского монастыря, на покой же на старости лет удалился к брату в Оптину Пустынь. Тут мы видим и еще двух братьев, про них тоже стоит рассказать.
Кирилл Иванович женат не был, жизнь свою положил на служение вне стен монастыря, был управляющим на заводе Самгина с 1813 по 1850 годы, при заводе же и жил, братьям своим помогал чем мог, закупал и передавал необходимое для монастырской жизни, вел переписку с нужными людьми и был постоянным жертвователем в Оптину Пустынь. Брат Василий продолжил дело их отца, стал купцом и продолжил род. Сын его Кирилл Васильевич какое-то время тоже работал на заводе Самгиных.
 Из переписки Николая Афанасьевича Самгина с о. Моисеем в 1830 году *** мы узнали, что знакомы Самгины были с Путиловыми гораздо раньше, чем породнились. Тут указан срок дружбы 25 лет, то есть с 1805 года примерно знакомы. Это как раз то время, когда братья Путиловы стали часто навещать старицу Досифею.
 Из переписки Николая Афанасьевича Самгина с о. Моисеем в 1830 году *** мы узнали, что знакомы Самгины были с Путиловыми гораздо раньше, чем породнились. Тут указан срок дружбы 25 лет, то есть с 1805 года примерно знакомы. Это как раз то время, когда братья Путиловы стали часто навещать старицу Досифею. 
У нас нет сведений, были ли знакомы с ней Самгины, но если лично и нет, то точно хорошо представляли по рассказам Путиловых и их двоюродной сестры Гликерии Ивановны Головиной. Переписка между Путиловыми и Самгиными продолжалась долго, если кто-то из братьев приезжал в Москву по делам – обязательно останавливался у Самгиных, или навещал их.
 После смерти Николая Афанасьевича Самгина в 1838 году его сын, Дмитрий, переписку и деловое общение продолжал, как и поддержание монастыря пожертвованиями. Благодаря дружбе и родству с Путиловыми завод Самгиных часто получал по их рекомендации заказы на отлитие колоколов.
После смерти Николая Афанасьевича Самгина в 1838 году его сын, Дмитрий, переписку и деловое общение продолжал, как и поддержание монастыря пожертвованиями. Благодаря дружбе и родству с Путиловыми завод Самгиных часто получал по их рекомендации заказы на отлитие колоколов. 
 Так же в семье рассказывали, что и еще один наш родственник, последний оптинский старец Никон, он же Николай Беляев (на фото сидит крайний справа), с детства слышал в семье историю старицы Досифеи и братьев Путиловых и, возможно, это тоже сыграло немалую роль в его выборе жизненного пути.
Так же в семье рассказывали, что и еще один наш родственник, последний оптинский старец Никон, он же Николай Беляев (на фото сидит крайний справа), с детства слышал в семье историю старицы Досифеи и братьев Путиловых и, возможно, это тоже сыграло немалую роль в его выборе жизненного пути.
 Свою заметку мой далекий предок начинает словами: Считаю себя обязанным сообщить некоторые сведения, переданные бабушкой моей…
Свою заметку мой далекий предок начинает словами: Считаю себя обязанным сообщить некоторые сведения, переданные бабушкой моей…
Я тоже сочла себя обязанной рассказать о том, что знаю и из семейных рассказов, и из найденных документов и пояснить, как между собой связаны все герои повествования в статье А. Самгина и в сохранившихся письмах между Самгиными и Путиловыми.Пока все семейные легенды на эту тему нашли свое подтверждение.
Огромное спасибо организаторам конференции за предоставленную возможность рассказать, а группе матушки Тавифы за подсказку на переписку Самгиных с Путиловыми.
Это совершенно потрясающие впечатления, когда читаешь письма с рассказами о семье и о происходящих вокруг событиях из-под пера своего пра(5)деда, начиная от войны с Наполеоном и дальше.
В настоящий момент силами родственников и потомков Самгиных идет полная расшифровка и перепечатывание писем для более удобного и доступного всем чтения.
*«Современная летопись» 1865 г., № 13 стр. 13-14 Самгин А. «О княжне Таракановой»
**ЦГА Москвы Фонд 32 опись 2 дело 1057
*** РГБФонд 213 опись 94 дело 18 стр. 51
 
			 
			 
			 
			 
			







