«В память вечную будет праведник»
Протоиерей Димитрий Смирнов (1951–2020) регулярно ездил причащать своего благочестивого родственника, известного языковеда, Николая Семеновича Поспелова (1890-1984), тогда уже древнего старца. Как-то в беседе за чаем (случилось это зимой 1984 года) батюшка вспомнил о двух монахинях, изображенных на эскизе Павла Корина «Русь Уходящая», которые были родными тетками супруги Николая Семеновича Анны Александровны Поспеловой, урожденной Крыловой. Николай Семенович сказал, что вел дневник, что у него есть некоторые записи об интересующих о. Димитрия лицах и что после его кончины можно будет их изучить.
Прошло более 10 лет прежде, чем по благословению о. Димитрия Анна Николаевна Сергеева, дочь Николая Семеновича, приступила к расшифровке рукописи дневников. Николай Семенович вел дневниковые записи с 18 лет, с 1908 по 1984 год, с подробным описанием семейных событий, религиозных праздников, философских бесед. Всего было написано более 100 тетрадей. Именно эти записи и послужили отправной точкой для исследования документальных свидетельств о схимонахинях Серафиме и Марии Крыловых.
Сама Анна Николаевна тоже вспомнила, как в 1932 году мать Нина (схимонахиня Мария) ухаживала за ней, когда она болела дизентерией. По совету отца Дмитрия Анна Николаевна начала поиски в архивах и обращалась к разным лицам, которые могли что-то знать о сестрах-монахинях. За шесть лет скрупулезной работы удалось воссоздать их биографию, которая была опубликована в статье «Русь уходящая» в десятом номере приходского журнала «Календарь» за 2008 год. Уже после смерти Анны Николаевны, в 2016 году, удалось найти их могилы в Дмитрове, а в 2018 году установить там таблички с именами.
Как это часто бывает, поначалу трудно было подтвердить, что на портретах изображены именно сестры Крыловы, убедить, что сестры были насельницами Ивановского монастыря, доказать, что обретенная могила это именно могила двух сестер. Однако все возникшие препятствия по милости Божией и по молитвам матушек удалось преодолеть и благодаря найденным документам, рассказам живых свидетелей, знавших лично сестер, найденным фотографиям и артефактам удалось восстановить память об их жизни и ее увековечить.
Схимонахиня Серафима (Крылова Лидия Дмитриевна) родилась 15 марта 1867 года в селе Киово-Качалово Московского уезда. Там же родилась 6 октября 1869 года ее младшая сестра Екатерина Дмитриевна Крылова, позже схимонахиня Мария.
Будущие монахини родились в благочестивой семье священника Димитрия Андреевича Крылова и матушки Анны Георгиевны, урожденной Невской.
Их отец священник Димитрий Андреевич Крылов свое детство провел в суровой обстановке нужды и лишений, в самом раннем детстве он лишился родной матери. В 1850 году окончил курс в Вифанской семинарии со званием студента. Пробыв некоторое время в должности приставника в Московском мещанском училище, Димитрий Андреевич в 1852 году был произведен во священника села Киово-Качалово Московского уезда, на каковое место им подано было прошение по указанию святителя Филарета Дроздова. Отец Димитрий Андреевич Крылов был необычайно ревностным священником, дослужился до благочинного. В 1852-1882 годы, когда он был приходским священником церкви Святой Параскевы в селе Киово-Качалово Московского уезда, в своем доме он открыл приходское училище и сам же был там учителем. То безвозмездно, то с небольшой платой от земства.
Мама матушек, Анна Георгиевна Невская, была дочерью священника села Горы Коломенского уезда и сестрой заслуженных московских протоиереев, один из которых служил в Архангельском соборе в Кремле, другой — в центре Москвы, в церкви Космы и Дамиана в Шубино, рядом с домом генерал-губернатора на Тверской. Впоследствии, после кончины супруга, матушка Анна приняла монашество с именем Агния и жила в доме у сына, тоже протоиерея.
В семье о. Димитрия Крылова и его матушки Анны Георгиевны было десять детей. Три сына и семь дочерей: Александр, Николай, Василий, Ольга, Александра, Мария, Лидия, Екатерина, Елизавета и Анна. Все дети были крещены в Параскевиевской церкви в Качалове.
Очень интересно, что, помимо служения в церкви, исполнения треб, обучения и воспитания детей, священник занимался сельским трудом, обработкой земли. Земля была основным источником доходов семьи. С самого начала служения на этом месте о. Димитрий начал разводить на усадебной земле сад, завел пчельник, засевал поля и своими руками сушил сено. Разведенный им сад занимал площадь в четыре квадратных десятины, почти сплошь засаженных фруктовыми и ягодными растениями. В трудах по обработке земли правой его рукой была супруга, тоже воспитанная в трудовой сельской обстановке и рано оставшаяся сиротой. В летние месяцы постоянными помощниками были дети. Таким образом, матушки Крыловы с юных лет были приучены к физическому труду.
В нужде и разных случаях болезни крестьяне нередко обращались к своим батюшке и матушке и получали от них бесплатно лекарства, а продукты — то безвозмездно, то под летний заработок.
В 1882 году о. Димитрий переведен в село Купавну, в Троицкую церковь с оставлением должности благочинного того округа, к которому относится Купавна.
Когда Лидия и Екатерина подросли, они поступили в Московское Филаретовское епархиальное духовное училище, находившееся в Москве в Малом Харитоньевском переулке «на земле загородного двора Чудова монастыря», так называемого Заборовского подворья, где получили как духовное, так и светское образование. По окончании училища сестры получили свидетельства на звание домашних учительниц.
Филаретовское женское училище было основано в 1832 году по инициативе митрополита Московского и Коломенского Филарета для воспитания девиц духовного звания. Его имя оно потом и стало носить. Правила для училища начертал сам митрополит Филарет. При училище была домовая церковь в честь святого Филарета Милостивого. В 1875 году при содействии митрополита Иннокентия были осуществлены преобразования в училище, изменена учебная программа. Воспитанницы стали изучать французский язык, музыку, рисование, педагогику, дидактику. У них была возможность прохождения педагогической практики в школах. Во внеклассное время воспитанницы занимались рукоделием: изучали кройку, шитье, вязание и ведение хозяйства.
Стоит заметить, что церковное пение в этом училище преподавал регент кафедрального собора Чудовского хора Алексей Иванович Мечев (1827-1906).
Лидия Крылова окончила училище в 1884 году, Екатерина — в 1886 году.
Старшему брату матушек, Александру, посчастливилось окончить Московскую духовную академию и принять духовный сан. Сестры невероятно любили брата и всегда ждали от него писем. Они просили писать побольше, чтобы можно было читать несколько дней. Теплые отношения брата с сестрами сохранились на всю жизнь. Отец Александр бережно хранил их письма, фотографии и записочки. Всегда им по возможности во всем помогал. Окончив училище, сестры некоторое время проживали у брата Александра при церкви Иоакима и Анны в Москве.
Лидия и Екатерина приняли решение идти иноческим путем. На тот момент в Кремле служил их родной дядя, Александр Георгиевич Невский, и, по всей вероятности, он поспособствовал поступлению племянниц в Вознесенский монастырь. В дневнике Н. С. Поспелова есть запись о том, что 19 сентября 1888 года сестры «выехали в монастырь». Лидия и Екатерина Крыловы поступили в Вознесенский женский монастырь у Спасских ворот Московского Кремля и пробыли там до его закрытия в 1918 году.
Сестер принимала игумения Серафима (Фон-Лескен; 1827-1893) , очень любившая церковную службу и молившаяся практически на всех монастырских службах, пока не заболела водянкой. Игумения Серафима умерла 8 апреля 1893 года и похоронена на Ваганьковском кладбище, могила ее сохранилась до наших дней.
26 апреля 1893 года настоятельницей Вознесенского женского монастыря была назначена игумения Евгения (Виноградова;1833-не ранее 1922), которая оставалась в этом звании до самого закрытия монастыря в 1918 году. Именно при ней сестры Крыловы приняли монашеский постриг.
В 1894 году Лидия Дмитриевна Крылова была облечена в рясофор, а 2 октября 1911 года приняла монашеский постриг с именем Серафима в честь новопрославленного преподобного Серафима Саровского. Монахиня Серафима проходила послушание старшей при монастырской больнице. Согласно записям в Ведомости о монашествующих была кроткого нрава и отличного поведения, любила больных. В мае 1914 года была награждена грамотою Святейшего Синода.
Екатерина Дмитриевна Крылова с 1901 года проходила послушание учительницы в церковно-приходской двухклассной школе при Вознесенском монастыре, где обучались будущие сельские учительницы. В июне 1907 года была облечена в рясофор, монашеский постриг приняла 27 октября 1914 года с именем Нина в честь равноапостольной Нины. За ревностный труд в мае 1909 года получила благословение его Высокопреосвященства. Имела Высочайше утвержденную серебряную медаль для ношения на груди в память 25-летия школы.
Фотография молодых сестер Крыловых в Вознесенском монастыре сохранилась в семье их родной сестры Марии, вышедшей замуж за прот. Василия Былинского.
Вознесенский монастырь славился еще с древности рукоделием. Ольга Дмитриевна Богоявленская, племянница сестер-монахинь, вспоминала, что в их семье в гостиной лежала на столе скатерть, вышитая матушками в монастыре.
В монастыре была традиция в Великий пост изготовлять искусственные цветы, листья и восковые изображения ангелов для верб. Матушки тоже научились и этому монастырскому рукоделию, что впоследствии давало им заработок в годы гонений. Свое мастерство в рукоделии они смогли передать послушнице Наталье Кильдишовой, которая приютила их у себя в Дмитрове. До конца своих дней монахиня Серафима (в миру Наталья Кильдяшова) шила облачения для духовенства и вышивала.
За годы, проведенные в Кремле, матушкам случалось быть участницами и свидетельницами церковных событий, иметь знакомство со многими духовными лицами, среди которых были праведный Иоанн Кронштадский, преподобный Алексий Зосимовский, священномученик митрополит Владимир Богоявленский, праведный Алексий Мечев, святитель Тихон. Не раз им доводилось видеть Царскую семью. В 1891 году в Москву был назначен генерал губернатором Великий Князь Сергей Александрович Романов, прошли торжества по случаю перенесения мощей св. благоверного царевича Димитрия Угличского, проводились коронационные торжества императорской четы Николая II и Александры Федоровны. Вместе с другими насельницами Вознесенского монастыря, они участвовали в торжествах по случаю прославления святителя Патриарха Ермогена в 1913 году. В предреволюционные годы Вознесенский монастырь был известен как своей сосредоточенной молитвенной жизнью, так и социальным служением, активной просветительской деятельностью. Но рушились устои государства, рушилась веками налаженная монашеская жизнь в духовно-религиозном центре России.
В 1918 году, понимая, что монашествующих вот-вот выселят из Кремля, Святейший Патриарх Тихон благословил насельников изнести из храмов родных обителей и из кремлевских соборов мощи и другие святыни – сколько смогут забрать с собой, а затем разместить их в других монастырях и храмах Москвы. И благословил приурочить это к крестному ходу, совершаемому обычно в Москве в день Казанской иконы Божией Матери, 8 (21) июля. Сестры Крыловы смогли вынести большую икону «Достойно есть» Афонского письма и никогда с ней не разлучались да самой своей кончины. По свидетельству историка Ирины Викторовны Пятилетовой, жители Дмитрова сохранили в памяти воспоминания о крестных ходах с этой иконой при протоиерее Глебе Афанасьеве, настоятеле Введенской церкви в 1964 – 1975 годах.
После закрытия Вознесенского монастыря в Кремле в 1918 году матушки перебрались в монастырь Святого Пророка и Предтечи Иоанна на Солянке. В бывшем Ивановском монастыре, закрытом властями в 1918 году, продолжали совершаться богослужения до 1927 года. Настоятелем был назначен протоиерей Иосиф Будилович. Будущий священномученик отец Алексий Скворцов служил вторым священником.
Для матушек Крыловых было важно жить по монашескому уставу, поэтому они не поселились у своих семейных родственников, а пришли в Ивановский монастырь, хотя это было как раз то время, когда шла борьба за захват обители. Ивановские сестры жили в постоянной тревоге из-за возможного выселения, тем не менее, приняли в свою обитель монахинь другой обители, нашли для них место.
Сохранилась запись Николая Семеновича Поспелова, периодически бывавшего у матушек в Ивановском монастыре со своей тещей Анной Дмитриевной Крыловой:
«Пьем чай в келье у матушек. Радуюсь, на них глядя». Описывая келью, он упоминает большую икону Божией Матери «Достойно есть» из Вознесенского монастыря, портрет о. Амвросия работы оптинского иеромонаха Даниила Болотова, портрет старца Варнавы и крест с мощами святителя Митрофана Воронежского.
Известно, что настоятельница монастыря игумения Епифания (в миру Елисавета Дмитриева Митюшина) и монахини обращались за молитвенной помощью и советом к святому праведному о. Алексию Мечеву, служившему в храме святителя Николая в Кленниках на Маросейке. По семейному преданию отец Алексий приходился матушкам дальним родственником. 28 июня 1923 года монахини Серафима и Мария были на его похоронах на Лазаревском кладбище.
В середине ноября 1924 года они посещали преподобного Алексия Зосимовского, попасть к которому было очень трудно. Старец расспрашивал матушек обо всех родных. Стоит сказать, что преподобный Алексий Зосимовский был духовным наставником многих родственников сестер Крыловых: в том числе и настоятеля храма Святителя Григория Неокесарийского протоиерея Петра Лагова, о чем есть упоминание в книге священномученика Илии Четверухина и его матушки Евгении Леонидовны Четверухиной «Я все переживаю с вами».
19 февраля 1926 года матушки Серафима и Мария присутствовали на отпевании и погребении святителя Макария Невского, митрополита Московского и Коломенского.
Вечером в Великую Субботу 18 апреля 1926 года Николай Семенович Поспелов, как обычно, отнес матушкам Серафиме и Марии кулич и пасху. Матушка Мария, тогда ее звали еще мон. Нина, занемогла, у нее была температура 38 градусов и поэтому она не могла пойти на Пасхальную заутреню. Николай Семенович зашел в монастырский собор Иоанна Предтечи, где его приятно удивил своей «пасхальностью» смешанный аромат куличей и пихты, украшавшей иконостас.
24 апреля (7 мая) 1926 года в день Ангела прот. Валентина Амфитеатрова и его супруги Елисаветы Ивановны матушка Серафима ездила на Ваганьковское кладбище и рассказывала потом, что там был устроен обед для бедных. Об этом сохранилась запись в дневнике Николая Семеновича Поспелова,
После закрытия Ивановского монастыря матушки Серафима и Мария переехали жить поближе к брату, протоиерею Александру Крылову (1854-1933), настоятелю храма святых Иоакима и Анны на Якиманке. Они расположились в доме псаломщика в Якиманском переулке. Там они жили в маленькой комнате со своей келейницей – послушницей Натальей Кильдишовой. Наталья ходила на работу, а матушки делали бумажные цветы для украшения праздничных икон в церквях.
Николай Семенович Поспелов вспоминал, что в первый день Рождества храм святых Иоакима и Анны был очень красиво украшен искусственными цветами. «Мне особенно понравилось паникадило, убранное красными и белыми цветочками, и крупные лилии на сени иконы Благовещения. В церкви было около 10-ти сестер – «украсительниц» храма, проводящих иногда там целые ночи», – писал он в своем дневнике. Сестры трудились во главе с монахиней Серафимой Якиманской и послушницей Анютой.
В Великую Субботу 1927 года, которая пришлась на день празднования иконы Божией Матери «Нечаянной Радость», Николай Семенович Поспелов был в гостях у матушек Крыловых. А через год в этот же день познакомил матушек Крыловых с дивеевской монахиней Серафимой (Булгаковой), перебравшейся в Москву после закрытия обители. Это произошло при встрече в трамвае.
Матушки часто бывали у брата на службах в Якиманской церкви, где в то время нередко служили священномученик архиепископ Иларион Троицкий и протодиакон Михаил Холмогоров. Есть основания предполагать, что художник Павел Корин тоже регулярно бывал в этом храме и именно здесь имел возможность познакомиться с матушками. Он написал их замечательные портреты, которые по замыслу должны были войти в большую картину «Русь уходящая». Речь идет о картине «Схимница мать Серафима из Ивановского монастыря в Москве», 1930 года, и картине «Схимница из Вознесенского Кремлевского монастыря в Москве», 1933 года.
С 1925 года, со времени похорон Святейшего Патриарха Тихона в Донском монастыре, по негласному благословению владыки Трифона Туркестанова православная Москва начинает позировать Корину для картины. После долгих поисков художник уходит от первоначальной идеи писать похороны Святейшего Патриарха, а приходит к идее создания большого полотна «Реквием», позже получившего название «Русь уходящая». Так были написаны портреты матушек. В статье Максима Тычкова «Ненаписанный «Реквием» мы читаем: «В 1930 году Корин пишет «Схимницу из Ивановского монастыря». Придя позировать «по послушанию», она не заметила обстановки мастерской, не стала вникать в замысел художника, а сразу предалась привычному делу – молитве. Весь сеанс она стояла не шелохнувшись с медным крестом и зажженной свечой в руках. Когда свеча догорела, предложили сделать перерыв. Жена художника хотела взять у монахини крест, но, вскрикнув, выронила его: от пламени свечи он нестерпимо накалился. На вопрос, как же она держала его все время, схимница просто ответила: «Так ведь я молилась…»».
В июле 1932 года схимонахиня Мария ездила в Дмитров. После поездки рассказывала родным о Влахернском монастыре.
Матушки служили Богу и людям, ухаживали за детьми своих родственников, когда те болели. По словам их родственницы Анны Николаевны Поспеловой, они были добрыми и спокойными, «с тихой беседой и постоянным желанием оказать любую помощь».
В начале Петрова поста в 1932 году закрыли Якиманскую церковь. В доме прот. Александра Крылова произвели уплотнение, он сам переехал на некоторое время в Останкино.
Матушки Крыловы перебрались жить на новое место. Судя по всему, схимонахиня Мария уехала в Дмитров, а схимонахиня Серафима во Владимир в семью племянника прот. Димитрия Александровича Крылова, который сам был в это время в ссылке на Соловках. Матушку Серафиму поселили в маленьком доме у православной немки. У родственников матушки Серафимы хранилась даже ее записочка, написанная карандашом. Там было написано, что доехала она до Владимира хорошо, устроилась хорошо.
Матушки часто бывали в Москве и навещали родственников: брата о. Александра, семейство Красновских на Таганке и семью Лаговых на Полянке.
14 мая 1933 года отошел ко Господу их брат протоиерей Александр Крылов. Матушки присутствовали при кончине и на похоронах.
После смерти брата Александра матушки жили в Дмитрове. Приезжали они и в Москву на короткое время. По воспоминаниям Анны Сергеевны Крыловой, они были «очень толстыми», так как носили на себе все свое имущество. Мать Серафима страдала туберкулезом костей, поэтому была сгорбленной, с крючковатыми руками и выглядела старше своих лет.
1930-е годы были очень тяжелыми для семьи Крыловых. Многие были арестованы, прошли тюрьмы и ссылки. Здесь стоит сказать и о племянниках матушек прот. Иоанне и прот. Димитрии Крыловых, о муже их племянницы прот. Петре Лагове, о расстрелянном прот. Димитрии Богоявленском, муже их сестры Елизаветы. Всех пострадавших не перечесть.
Предположительно, в течение трехлет, с 1934 года по 1936 год, сестры-монахини находились в ссылке в Сибири. В дневнике Николая Семеновича об этом записано кратко: «После Сибири м. Нина и м. Серафима (сестра) жили с иконой Б.М. «Достойно есть» у Анны Григорьевны». Анна Григорьевна Казанская была женой псаломщика Якиманской церкви. Сестры Крыловы жили в деревянном доме причта напротив бывшего церковного дома, в котором раньше жила семья их брата прот. Александра Крылова.
По возвращении матушки не имели своего жилья, жили в основном за пределами Москвы у разных доброхотов и в Дмитрове, в общине монахинь, располагавшейся рядом с Влахернским монастырем. Перед войной схимницы жили в Дмитрове в доме сестер Кильдишовых, Нины и послушницы Натальи, ставшей впоследствии монахиней Серафимой. В Дмитрове они были связаны с Введенским храмом в Заречье, настоятелем которого в 1938-1945 годы был протоиерей Василий Александрович Шумов. Маленький домик, где жили матушки, находился неподалеку от этого храма
Схимонахиня Серафима скончалась в возрасте 72-х лет 25 декабря 1938 года, пробыв в монашестве 50 лет. Отпевание совершено во Введенской церкви. Погребли матушку на кладбище под названием «Красная Горка» в Заречье.
Мать Мария осталась жить в доме своей келейницы Натальи Кильдишовой. Здесь она пережила трудные годы войны. Зимой 1941 года к окраинам Дмитрова подступили немцы, схимонахиня Мария однажды столкнулась с ними. По свидетельству очевидцев, она заговорила с ними на немецком языке.
В дневнике Н. С. Поспелова за 1944 год есть упоминание о том, что мать Мария приезжала к ним в Москву в январе и весной, перед Прощенным воскресеньем.
Следующая запись в дневнике сделана осенью 1948 года: «М. Нине1 6.10. ст.ст. 1948 г. исполнится 80 лет. 19 сент. 1888 г., т. е. 60 лет тому назад м. Нина и м. Серафима выехали в Вознесенский монастырь. Они прожили там 30 лет и вот уже 30 лет м. Нина живет вне монастыря <…> В этот же день 19 сент. 1928 г., т. е. 20 лет тому назад скончался иеромонах о. Алексей Зосимовской пустыни».
Новый 1949 год мать Мария встречала у родных. Вскоре заболела. Один врач определил у нее астму, другой нашел воспаление легких. На легковой машине большую матушку отвезли в Дмитров. В дневнике Н. С. Поспелова сохранились записи о ее болезни и смерти: «М. Нина по приезде в Дмитров сначала чувствовала себя лучше, а потом стала слабеть. На 3-4 нед[еле] В[еликого] поста она 9 дней ничего не принимала, кроме святой воды на ложечке. М. Нина скончалась 80 лет в Великий вторник 6/19 апреля в половине второго ночи. С нею были только Наташа и Нина сестра ее. Скончалась очень тихо без явления астмы. Причащалась последний раз в Вербное воскресенье, в понедельник уже ничего не ела. Нюре, своей крестнице сказала: «Будь доброхотной, смотри как тяжело умирать. Этого описать невозможно. По ее указанию Наташа нашла (это было в понедельник) канон на исход души (Каплям …)2 и прочитала его. Около 11 часов было чудное явление истечение «Миро» на иконе «Достойно есть». Повторилось на 20-й день. Похороны назначены на четверг 21.04.49 г. и состоялись в В[еликий]. четверг в Дмитрове спешно. Ездили туда Нюра, Маруся. Я не мог поехать».
На похороны в Дмитров поехали племянницы схимонахини Марии, Мария Александровна Лагова (1887-1972), матушка прот. Петра Лагова (1879-1943) и Анна Александровна Крылова (1901 — 1980), супруга Николая Семеновича (1890-1984). Схимонахиню Марию похоронили в одну могилу с родной сестрой, схимонахиней Серафимой Крыловой. Совсем немного не дожила матушка до Пасхи, которая в 1949 году праздновалась 24 апреля.
На сороковой день после смерти схимонахини Марии в Дмитров ездил сам Николай Семенович Поспелов. Была заупокойная всенощная, а на другой день – панихида на могилке.
Прошли годы… Сейчас мы живем в двадцать первом веке, о почивших схимонахинях Серафиме и Марии помнят немногие. Слава Богу, что сохранились дневниковые записи Николая Семеновича Поспелова, записи Анны Николаевны Сергеевой. Слава Богу, что есть историки, монахини, родственники, которым важно сохранить память о подвижницах благочестия былых времен. Хочется упомянуть и еще об одной ниточке, связывающей нас со схимонахиней Серафимой Крыловой. Это сохранившийся автограф схимонахини Серафимы. В тоненькой бумажной тетрадочке она правит сочинение племянника Николая Крылова, воспитанника Московской Духовной Семинарии, на тему «Внутреннее состояние священника по сочинению о. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе»», помечает на полях и в тексте красными чернилами замечания и дает оценку работе. В одном месте делает пометку «безсмыслица», в конце работы подводит итог: «Автор, хотя и не вполне изучил и исчерпал материал, совсем мало сказал, например, о таком важном предмете как Литургия, однако, изученное и написанное им отличается раздельностью, ясностью, систематичностью. Инокиня Серафима».
Особую благодарность хотелось бы выразить семье Поспеловых, в которой сохранялась долгие годы память о схимонахинях Крыловых, благодаря этому и начались поиски неизвестных сведений о них.
9 июля 2016 года после забвения историку Ирине Пятилетовой удалось найти могилу схимонахинь Крыловых на Введенском кладбище города Дмитрова.19 июля 2018 года состоялась панихида на вновь обретенной спустя годы могиле схимонахинь Серафимы и Марии Крыловых. 22 сентября 2019 года, на день свв. Иоакима и Анны были установлены таблички на кресте на могиле матушек.
Благодаря трудам Ирины Николаевны Дядченко, благотворителя Введенского храма, на кладбище в Дмитрове установлен стенд с информацией о схимонахинях, здесь погребенных: сестрах Крыловых и Иоанны Патрикеевой, и указатели к месту их захоронения.
Могила матушек благоустроена. Память о подвижницах и крепкой их вере жива. В силу своей необычайной кротости, простоты, любви и смирения матушки Крыловы хранили всю мудрость в себе. Не произнося лишних слов, но своей молчаливой любовью и добротой, они передавали окружающим их людям свое душевное тепло, любовь к Богу, являли собой удивительное трудолюбие и веру. На информационном стенде на кладбище можно прочесть такие слова о матушках: «Для нас они – олицетворение Руси православной, молитвенной, жертвенной».
Не все тайны и события из жизни схимонахинь Крыловых открыты. Верим и надеемся, что Господь в нужное время откроет нам новое о них.
Завершить доклад хотелось бы словами из акафиста новомученикам и исповедникам Церкви Русской: «Благочестно в мире поживше, многим путь ко спасению показали есте».
Смирнова Мария Дмитриевна
Тимощук Мария Николаевна
1 По привычке родные называли схимонахиню Марию ее монашеским именем.
2 Канон на исход души в требнике. Первые слова: «Каплям подобно дождевым…».