Инокиня Агриппина (Брызгалова) —
регент Успенской церкви в Петушках
Особым проявлением и высшим уровнем христианства в России является монашество. Именно оно в лучших образцах своего духовного служения Богу показало, к какой высоте призван и способен человек и как он может достигнуть совершенной духовной красоты.
Предыстория
В ноябре 2017 года, в гости к моей свекрови Людмиле Михайловне Мальчуговой приехали монахини из московского Иоанно-Предтеченского монастыря (монахиня Тавифа и инокиня Софрония) с просьбой помочь найти информацию об инокине Агриппине Брызгаловой. Они нашли ее имя в архивном списке сестер Московского Ивановского монастыря за 1919 год, а из книги Г. И. Катышева «Петушки обетованные» они узнали, что инокиня Агриппина проживала в Петушках с 1940 года, и моя свекровь была близко знакома с ней.
Людмила Михайловна радушно встретилась с ними, а вечером рассказала мне об инокине Агриппине. Известно о матушке мало, о себе говорить она не любила, и в общении с людьми была очень осторожна. Сохранились у Людмилы Михайловы личные вещи инокини Агриппины — иконы, которые она передала в Свято-Введенский монастырь, а также книга и рукавичка, привезенная ей из Черниговского монастыря (сейчас они хранятся в Ивановском монастыре).
Эта история не оставила меня равнодушной, и я предложила учащимся нашей школы на заседании нашего школьного научного общества «Искатели», помочь монахиням Ивановского монастыря в поиске информации. Предложение было единогласно принято, определена исследовательская группа и мы начали работу.
Любое начало в подобных делах нуждается в благословении, за благословением мы обратились к Благочинному Петушинского церковного округа отцу Сергию Березкину. Он благословил нас и пообещал нам помощь и поддержку в нашем начинании.
Первая наш поездка в монастырь состоялась в 2017 году. По приглашению игумении Афанасии, настоятельницы московского Иоанно-Предтеченского монастыря, мы отправились в паломническую поездку.
В самом центре Москвы, недалеко от Кремля, на высоком холме расположен Иоанно-Предтеченский женский монастырь.
Утро. Нас встретила монахиня Тавифа. В монастыре тихо и пустынно, идем и слышим только свои шаги и пение птиц где-то вдали. Такой путь — хорошее время для раздумий. А подумать есть о чем! Мы окунусь в совершенно другой мир, и понять его будет не просто.
Становясь монахом, по словам матушки Тавифы, человек должен отсечь свою волю, в основу монашеской жизни положить смирение, послушание, терпение. Жить по монашеским обетам гораздо труднее, чем можно себе представить.
Мы вошли в храм, помолились у икон, к которым приклонялась инокиня Агриппина, служа много лет Господу.
В трапезной, за чашечкой чая монахиня Тавифа любезно поведала нам историю Агрипины Ивановны Брызгаловой, которую ей рассказал Геннадий Иванович Катышев, (сейчас иеромонах Серафим) автор книги «Петушки обетованные».
Исследовательской группой учащихся школы с. Марково Владимирской области был собран материал и написана исследовательская работа «Инокиня Агрипина Брызгалова», которая была представлена на Свято-Афанасиевских чтениях, ежегодно проходящих в Петушинском районе. Собранный материал мы также предоставили монахине Тавифе.
Незримыми узами связала нас и матушек монастыря матушка Агриппина. По приглашению монахинь участники НОУ «Искатели» не раз приезжали в монастырь.
Встречи с людьми, лично знавших матушку, глава о ней в книге Г. И. Катышева «Петушки обетованные», архивные документы Ивановского монастыря, а также брошюра «Инокиня Агриппина», изданная Иоанно-Предтеченким монастырем легли в основу составленного нами жизнеописания регентши Успенской церкви инокини Агриппины (Брызгаловой).
Рассказ о жизни
инокини Агриппины (Брызгаловой)
(1888-1985)
Инокиня Агриппина Ивановна Брызгалова прожила долгую жизнь. Кратко и ярко о ней написано в книге Геннадия Ивановича Катушева «Петушки обетованные». Ее имя найдено в списке сестер Московского Ивановского монастыря за 1919 год.
Мы расскажем Вам о людях, знавших матушку Агриппину. Это, в первую очередь, Людмила Михайловна Мальчугова. В доме ее мамы, Анны Матвеевны Шатиловой, жила престарелая матушка в последние годы своей жизни. Людмила Михайловна была одним из самых близких людей матушке в последние 6 лет ее жизни. Людмила Михайловна очень любила матушку, видела в ней Божьего человека, верила, что она послана ей от Господа, поэтому слагала в сердце ее слова, исполняла ее наставления. Людмила Михайловна подробно пересказала нам наставления, которые давала ей матушка. Как драгоценный бисер, как старческое благословение, звучат поучения матушки Агриппины:
«Всегда читай полунощницу, – легко будет проходить мытарства!» Сама мать Агриппина, почти полностью ослепшая в старости, читала вседневную полунощницу по памяти.
Клиросных предупреждала: «Не спасется ни чтец, ни певец, а только кроткий и смиренный сердцем!»
Матушка и сама сохраняла благоговение на клиросе, и других останавливала, если заметит; не разрешала певчим класть руки, облокачиваться на богослужебные книги.
Просфорницам говорила: «Кто печет просфоры с любовию и молчанием, с молитвой, тот получит от Царицы Небесной поручи».
Инокиня Агриппина происходила из интеллигентной семьи, но родных своих она не помнила. Родители умерли рано, и девочку определили в приют при Ивановском монастыре. Уже в старости матушка говорила: «Я ничего не знаю про родню».
На монастырском хуторе Чернецово жили девочки-сиротки из Елисаветинского общества. Действовала церковно-приходская школа, где учились «приютки» и крестьянские девочки из соседних деревень. «Приютки», как их называли местные крестьяне, ходили в одинаковых платьицах, во время службы стояли на хорах вместе с клиросными. Помимо школьной программы с девочками занимались рукодельем и церковным пением. В праздники детский хор пел на Литургии. Летом, на Рождество св. Иоанна Предтечи, всех учениц школы возили в Москву на праздничную службу в Ивановский монастырь. Уже в глубокой старости инокиня Агриппина с благодарностью вспоминала свои детские годы в монастыре:
– «В монастыре было очень хорошо. Нас одевали и кормили хорошо, особенно в праздники».
Маленькая Груша рано научилась читать богослужебные тексты. На клиросе ей подставляли скамеечку, и она читала в церкви. У девочки оказался красивый голос, прекрасная память и большие способности. Очень полюбила ее настоятельница. Повзрослев, Агриппина сознательно выбрала монашеский путь, поступила в Ивановский монастырь, стала послушницей, а потом – инокиней. В монастыре инокиня Агриппина несла клиросное послушание.
Тяжелое время наступило после трагических событий 1917 года. Монастырь закрыли в 1918 году, но монастырская жизнь в стенах обители продолжалась до конца 1926 года. Игумения Епифания (Митюшина) ходила за духовным советом к известному московскому старцу Алексию Мечеву, служившему совсем рядом, на Маросейке, в храме свт. Николая Чудотворца в Кленниках. Батюшка предсказал неизбежное: «Сначала будете одеяла шить, а потом вас и совсем разгонят…». Так и случилось.
Из сестер обители была организована рабочая артель. Монахини и послушницы шили обмундирование для красноармейцев, стегали одеяла, вместе с Матушкой игуменьей обслуживали «Дом матери и ребенка» на Солянке. Осенью 1926 года всех монахинь выселили, здания монастыря опечатали, а 25 февраля 1927 года контролер Моссовета принял церковное имущество, закрыл двери двух храмов и ключи взял с собой. Оставшиеся на улице насельницы обители расселились по Москве и области. Кто мог, уехал в родные места.
Матушка Агриппина с двумя другими сестрами нашла пристанище в селе Давыдково в районе Кунцево. В конце 1930 и в течение 1931 года в Москве и области происходили облавы, многочисленные аресты. Из Ивановских сестер были арестованы больше 60-ти человек. Оставшиеся на свободе сестры сообща посылали посылки находившимся в ссылке или лагере.
По милости Всеведущего Бога инокиня Агриппина избежала ареста, но жила в постоянной готовности, что это может произойти в любой момент. В период всеобщей паспортизации в 1933 году она уехала из Москвы и поселилась в селе Ундол Владимирской области, прислуживала в храме. В 1939 году церковь закрыли, и в 1940 году матушка перебралась в Петушки.
Село Петушки было местом, где селились ссыльные священнослужители и монахи, здесь был действующий храм в честь Успения Божией Матери и активный приход, который давал надежду, что церковь не закроют. Кроме того, здесь проживали монахини из Борисоглебского Аносина монастыря м. Анатолия1 и м. Серафима2, а также вернувшаяся из ссылки послушница Анастасия Хромова, в прошлом – тоже Ивановская сестра.
Приют дала Пелагея Филимонова. Дом ее стоял на Пролетарской улице. Здесь матушка Агриппина подрабатывала, стегала одеяла. Это давало хоть какой-то заработок, однако основным занятием для себя считала службу. В храме мать Агриппина пела на клиросе. Да как пела, невозможно передать. Это был дар Божий. Она регентовала, вела весь хор. Пели по нотам, монастырским напевом. С ней, кроме мирских, на клиросе стояли монахини Серафима, Анатолия, Ермогена, Арсения. Мать Агриппина знала основные песнопения наизусть, могла вести по памяти. Была неумолима к тем, кто фальшивил, безжалостно прогоняла с клироса. Из прихожан некоторые пытались попасть к ней, ведь много было голосистых крестьянок. Все проходили строгий экзамен. Прослушав абитуриенток, обычно матушка говорила: «Нет уж, милая, тебе на завалинке петь!» Свою манеру передала только м. Ермогене, однако последняя сравниться с матушкой не могла.
Около двадцати лет мать Агриппина служила в знаменитом храме Успения Божией Матери.
Петушинский храм был местом служения и молитвы отцов-исповедников, монахов высокой духовной жизни. Среди них Зосимовские монахи: игумен Платон (Петр Степанович Климов, 1877 – 20.03.1966) и архимандрит Исидор (Иван Герасимович Скачков 1883 – 30.07.1959).
Среди жителей Петушков было более десяти монахинь из разных монастырей, которые нашли здесь пристанище.
На фотографии, сделанной во время поминальной трапезы в церковном доме (предположительно 50-х годов) вместе с игуменом Платоном сидят игумения Платонида, инокиня Агриппина, монахиня Ермогена, староста храма Евфросиния Харитоновна Овсянникова, сестры Золотовы и др. Все они были близкими матушке Агриппине людьми, круг ее постоянного общения.
Несколько благодарственных слов хочется сказать о старосте храма, Евфосинии Харитоновне Овсянниковой. Жила она в церковном домике, где пекут просфоры. Добрая, деятельная, бескорыстная тетя Фрося, как ее звали близкие, позаботилась о месте упокоения приезжих монахинь. Благодаря постоянной заботе местных жителей и благодетелей могилы эти сохранились до сего дня.
В конце октября 1955 года в Петушки на жительство привезли епископа Афанасия (Сахарова). Первую ночь владыка провел в церковной сторожке. Епископу Афанасию не дозволено было служить в храме, поэтому владыка молился дома. Пока были силы, владыка Афанасий ходил в Успенский храм.
В 1960 году владыке помогли купить дом, в котором прежде жил о. Исидор. В этом доме он оборудовал алтарь и совершал службу в домашней церкви. 28 октября 1962 года, утром в воскресный день епископ Афанасий тихо отошел ко Господу. Всего семь лет жил в Петушках святитель Афанасий, но прославил это место своим пребыванием.
Мы побывали в петушинском храме и смогли встретиться с людьми, которые лично знали матушку.
Это, в первую очередь, Людмила Михайловна Мальчугова.
С детских лет видела она матушку в Успенском храме. Клирос в храме находится не на солее, а у правого столпа, на виду у прихожан. Во время службы ей, ребенку, интересно было наблюдать за движениями регентши, особенно запомнилось Людмиле Михайловне, как стремительно и легко матушка Агриппина передвигалась по храму, когда нужно было что-то срочно передать за свечной ящик. В храм матушка ходила в монашеской одежде: в подряснике.
Более двадцати лет матушка Агриппина служила в знаменитом храме Успения Божией Матери. К концу 60-х матушка Агриппина стала сдавать. И голос стал не тот, и глаза перестали видеть. И хотя службу знала прекрасно, на клиросе уже не пела. Она ходила на каждую службу вместе с Клавдией Слеповой, пока обе не вошли в немощь. Матушке к тому времени было уже далеко за девяносто.
Вторым человеком, кто с раннего детства знал матушку Агриппину, была Мария Алексеевна Милюкова, жительница г. Петушки. Ее мама, Любовь Дмитриевна Филофеева, в послевоенные и 50-е годы пела на клиросе под управлением матери Агриппины, сама Мария девочкой часто бывала на клиросе. Хорошо помнит матушку. Одного из ее братьев матушка учила играть на скрипке, «и сама прекрасно играла». Маму научила стегать одеяла, отдала ей свой прядильный станок. Обучила маму уставу, так что после матушки управляла хором сначала мать Ермогена, а потом ее мама – Любовь Дмитриевна.
В своей книге «Петушки обетованные» отец Серафим написал: «Если вы войдете во вторые ворота старого петушинского кладбища на Поповке, метров через шестьдесят справа прямо от дорожки начинается длинная ограда, в ней десять могил».
Именно здесь похоронена инокиня Агрипина. Ее могила – самая последняя на этом монашеском участке.
Мы побывали на месте захоронения монахинь, инокинь и послушниц Успенского храма.
Великое мужество и крепкая вера помогли этой гонимой инокине устоять, не отречься от Бога, не оставить Церковь и не изменить своим монашеским обетам. Не взирая на тяжелые испытания, она до конца своих дней сумела сохранить в себе смирение, самоотверженность, терпение, всепрощение, милосердие, чистоту, верность, преданность, мужество, любовь к Богу и ближним.
Можно выжигать веру каленым железом, можно сажать людей в тюрьмы, убивать священников, взрывать храмы. Но история нашей Родины показывает, что Православие, как травка сквозь бетон – все равно прорастет.
Учащиеся школы с. Марково
М. Гришков, А. Зуева, О. Клинкова,
А. Красовский, Е. Новикова,
А. Степунина, А. Степунина
и руководитель НОУ «Искатели»
Т. В. Мальчугова
1 Монахиня Анатолия — вмиру Александра Феклистова (ок. 1880 — 1963) Из крестьян. В монастыре – на сельскохозяйственных работах. Строгих правил, немногословна, строга к себе и другим, очень трудолюбивая.
2 Монахиня Серафима — вмиру Елена Иванова (ок. 1885 – 1970) Родом из Серпухова. Из интеллигентной многодетной семьи. В 18 лет – ушла в монастырь. Несла послушание белошвейки. Приветливая, внимательная.