Дом Иоанна Крестителя

В самом центре Москвы, недалеко от Кремля и Китай-города, на высоком холме близ улицы Солянки расположен Иоанно-Предтеченский женский монастырь.

11 сентября (29 августа по ст. ст.) в день Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна одна из древнейших московских обителей отмечает свой престольный праздник. Не в пышных торжествах, но в строгом посте и сугубой молитве проводит этот день обитель святого Иоанна Предтечи и со всей полнотой Православной Церкви вспоминает в покаянной молитве, как пресыщенным грехом и пиршеством людям в день рождества царя Ирода была подана на блюде глава Крестителя Господня.

Вся жизнь величайшего Пророка и «большего в рожденных женами», и смерть его, как подвиг стояния за правду Божию, сияют сегодня нам небесной красотой и неземным величием.

Собор Иоанна Предтечи
Собор Иоанна Предтечи

В обители особо ощущается незримое присутствие проповедника покаяния – пророка Иоанна, который возвестил явление Спасителя в мир. Наиболее известной святыней монастыря является древний чудотворный образ Иоанна Крестителя с обручем. Церковное почитание св. Крестителя Господня Иоанна знает его благодатную помощь и силу избавлять от болезней головы. Однако Иоанн Предтеча исцеляет по молитвам к нему не только телесные и душевные недуги, но также помогает покаяться – изменить образ мыслей, всё сознание и жизнь человека устремить ко Христу.

Святейший Патриарх Алексий II в Пюхтицах с матушками
Святейший Патриарх Алексий II в Пюхтицах с матушками

11 августа 2000 г., накануне торжественного прославления новомучеников и исповедников Российских ХХ века, Священный Синод принял решение об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятельницей обители была назначена игумения Афанасия из Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря в Эстонии, ныне находящаяся на покое в обители.

Исторические предания чаще всего связывают основание обители с рождением первого русского царя – Иоанна Васильевича IV . Иван Грозный родился 25 августа и праздновал свое тезоименитство в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Близость к Кремлю и связь с царским домом определили судьбу монастыря, который, с одной стороны, постоянно принимал щедрую царскую милостыню, но нередко использовался и как место заточения особ царского рода. Московские пожары и смуты разоряли монастырь, но на восстановление его жертвовались средства из царской казны.

Особенно часто посещали и щедро одаривали монастырь первые цари из династии Романовых. Многочадная супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна часто навещала здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, прося её молитв о благополучном разрешении при родах.

Икона святой блаженной Марфы Московской, Христа ради юродивой. XXI век. Мозаика
Икона святой блаженной Марфы Московской, Христа ради юродивой. XXI век. Мозаика

Почитаемая ещё при жизни царской четой, как духовная старица схимонахиня Марфа (+1/14 марта 1638 г.) и по смерти почиталась, как святая. Молитвенница за царствующий Дом Романовых, она известна также особой помощью роженицам, заключенным в узах, и помощью в восстановлении святынь. В ХIХ веке при перестройке собора были обретены св. мощи блж. Марфы и положены в новой мраморной гробнице по благословению свт. Филарета (Дроздова). После революции 1917 года св. мощи ее утрачены. Блаженная Марфа прославлена в Соборе Московских святых. Память её Православная Церковь совершает 1/14 марта и в воскресение перед 26 авг./ 8 сентября.

Другая подвижница Ивановского монастыря, известная своей прозорливостью, затворница монахиня Досифея (+ 4/17 февраля 1810 года) была по преданию дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического, но законного брака с графом А.Г. Разумовским. Принцесса Августа воспитывалась в семье тетки В.Г. Дараган и получила в просторечии фамилию Тараканова. По повелению Екатерины II она была пострижена в Ивановском монастыре. Известна она своей духовной помощью и наставлениями братьям Путиловым – будущим настоятелям: Cаровской пустыни — игумену Исайе II и Оптиной пустыни — прп. Моисею.

В 1812 г. обитель подверглась разорению и была упразднена. По завещанию богатой вдовы Е.А. Макаровой-Зубачёвой и при деятельном участии святителя Филарета, митрополита Московского, стараниями М.А. Мазуриной она была полностью перестроена в 1860-1879 гг. по единому проекту М.Д. Быковского, создавшего шедевр европейской архитектуры в сердце Москвы. Окончание строительных работ по восстановлению обители было поручено настоятелю Николо — Угрешского монастыря, ныне прославленному в лике святых прп. Пимену (Мясникову). Первой настоятельницей возобновленного монастыря стала игумения Рафаила (Ровинская), переведенная сюда из Аносиной пустыни, а первыми насельницами стали аносинские сестры. В сонме небесных покровителей монастыря: святитель Николай Чудотворец, придел которого находится в монастырском соборе, преподобная Елизавета Чудотворица, игумения Константинопольская ( V в.), во имя которой в обители освящён домовый храм.

В 1918 г. монастырь был закрыт и превращён в лагерь ВЧК-НКВД. Крестный путь новомучеников и исповедников Российских стал судьбой последних монахинь и священников обители. Монастырские храмы действовали до 1926 – 1927 гг. Последние сестры, проживавшие на монастырском хуторе около станции Марк Савеловской ж/д, в 1931 г. были арестованы и отправлены в ссылку. Некоторые из них вернулись к своему духовнику и старцу схиархимандриту Илариону (Удодову), служившему в подмосковном селе Виноградово. 4 июля 1938 года под Москвой на Бутовском полигоне НКВД был расстрелян священник Иоанно-Предтеченского женского монастыря Алексий (Скворцов). В 2004 г. священномученик Алексий прославлен в соборе Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.

В 1992 году монастырь был передан Русской Православной Церкви и приписан к храму св. кн. Владимира в Старых Садех. Настоятель Владимирской церкви прот. Сергий Романов положил начало возрождению монашеской общины в стенах обители. С назначением в 2002 году матушки Афанасии настоятельницей обитель обрела статус монастыря и второе дыхание в становлении общины. Основную территорию и большую часть монастырских зданий занимает и ныне Московский Университет МВД, но, уповая на помощь Божию, обитель возрождается и ведёт реставрацию величественного монастырского собора и колоколен. Конечно, нуждается монастырь и в щедрых благотворителях, и в тех, кто желает потрудиться для его возрождения, будет рада обитель тем, кто поделиться семейными воспоминаниями об истории монастыря и всем, приходящим под покров Проповедника покаяния.

 

Комментирование запрещено