В самом центре Москвы, недалеко от Кремля и Китай-города, на высоком холме близ улицы Солянки расположен Иоанно-Предтеченский женский монастырь.
11 сентября (29 августа по ст. ст.) в день Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна одна из древнейших московских обителей отмечает свой престольный праздник. Не в пышных торжествах, но в строгом посте и сугубой молитве проводит этот день обитель святого Иоанна Предтечи и со всей полнотой Православной Церкви вспоминает в покаянной молитве, как пресыщенным грехом и пиршеством людям в день рождества царя Ирода была подана на блюде глава Крестителя Господня.
Вся жизнь величайшего Пророка и «большего в рожденных женами», и смерть его, как подвиг стояния за правду Божию, сияют сегодня нам небесной красотой и неземным величием.
Собор Иоанна Предтечи |
В обители особо ощущается незримое присутствие проповедника покаяния – пророка Иоанна, который возвестил явление Спасителя в мир. Наиболее известной святыней монастыря является древний чудотворный образ Иоанна Крестителя с обручем. Церковное почитание св. Крестителя Господня Иоанна знает его благодатную помощь и силу избавлять от болезней головы. Однако Иоанн Предтеча исцеляет по молитвам к нему не только телесные и душевные недуги, но также помогает покаяться – изменить образ мыслей, всё сознание и жизнь человека устремить ко Христу.
Святейший Патриарх Алексий II в Пюхтицах с матушками |
11 августа 2000 г., накануне торжественного прославления новомучеников и исповедников Российских ХХ века, Священный Синод принял решение об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятельницей обители была назначена игумения Афанасия из Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря в Эстонии, ныне находящаяся на покое в обители.
Исторические предания чаще всего связывают основание обители с рождением первого русского царя – Иоанна Васильевича IV . Иван Грозный родился 25 августа и праздновал свое тезоименитство в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Близость к Кремлю и связь с царским домом определили судьбу монастыря, который, с одной стороны, постоянно принимал щедрую царскую милостыню, но нередко использовался и как место заточения особ царского рода. Московские пожары и смуты разоряли монастырь, но на восстановление его жертвовались средства из царской казны.
Особенно часто посещали и щедро одаривали монастырь первые цари из династии Романовых. Многочадная супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна часто навещала здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, прося её молитв о благополучном разрешении при родах.
Икона святой блаженной Марфы Московской, Христа ради юродивой. XXI век. Мозаика |
Почитаемая ещё при жизни царской четой, как духовная старица схимонахиня Марфа (+1/14 марта 1638 г.) и по смерти почиталась, как святая. Молитвенница за царствующий Дом Романовых, она известна также особой помощью роженицам, заключенным в узах, и помощью в восстановлении святынь. В ХIХ веке при перестройке собора были обретены св. мощи блж. Марфы и положены в новой мраморной гробнице по благословению свт. Филарета (Дроздова). После революции 1917 года св. мощи ее утрачены. Блаженная Марфа прославлена в Соборе Московских святых. Память её Православная Церковь совершает 1/14 марта и в воскресение перед 26 авг./ 8 сентября.
Другая подвижница Ивановского монастыря, известная своей прозорливостью, затворница монахиня Досифея (+ 4/17 февраля 1810 года) была по преданию дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического, но законного брака с графом А.Г. Разумовским. Принцесса Августа воспитывалась в семье тетки В.Г. Дараган и получила в просторечии фамилию Тараканова. По повелению Екатерины II она была пострижена в Ивановском монастыре. Известна она своей духовной помощью и наставлениями братьям Путиловым – будущим настоятелям: Cаровской пустыни — игумену Исайе II и Оптиной пустыни — прп. Моисею.
В 1812 г. обитель подверглась разорению и была упразднена. По завещанию богатой вдовы Е.А. Макаровой-Зубачёвой и при деятельном участии святителя Филарета, митрополита Московского, стараниями М.А. Мазуриной она была полностью перестроена в 1860-1879 гг. по единому проекту М.Д. Быковского, создавшего шедевр европейской архитектуры в сердце Москвы. Окончание строительных работ по восстановлению обители было поручено настоятелю Николо — Угрешского монастыря, ныне прославленному в лике святых прп. Пимену (Мясникову). Первой настоятельницей возобновленного монастыря стала игумения Рафаила (Ровинская), переведенная сюда из Аносиной пустыни, а первыми насельницами стали аносинские сестры. В сонме небесных покровителей монастыря: святитель Николай Чудотворец, придел которого находится в монастырском соборе, преподобная Елизавета Чудотворица, игумения Константинопольская ( V в.), во имя которой в обители освящён домовый храм.
В 1918 г. монастырь был закрыт и превращён в лагерь ВЧК-НКВД. Крестный путь новомучеников и исповедников Российских стал судьбой последних монахинь и священников обители. Монастырские храмы действовали до 1926 – 1927 гг. Последние сестры, проживавшие на монастырском хуторе около станции Марк Савеловской ж/д, в 1931 г. были арестованы и отправлены в ссылку. Некоторые из них вернулись к своему духовнику и старцу схиархимандриту Илариону (Удодову), служившему в подмосковном селе Виноградово. 4 июля 1938 года под Москвой на Бутовском полигоне НКВД был расстрелян священник Иоанно-Предтеченского женского монастыря Алексий (Скворцов). В 2004 г. священномученик Алексий прославлен в соборе Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.
В 1992 году монастырь был передан Русской Православной Церкви и приписан к храму св. кн. Владимира в Старых Садех. Настоятель Владимирской церкви прот. Сергий Романов положил начало возрождению монашеской общины в стенах обители. С назначением в 2002 году матушки Афанасии настоятельницей обитель обрела статус монастыря и второе дыхание в становлении общины. Основную территорию и большую часть монастырских зданий занимает и ныне Московский Университет МВД, но, уповая на помощь Божию, обитель возрождается и ведёт реставрацию величественного монастырского собора и колоколен. Конечно, нуждается монастырь и в щедрых благотворителях, и в тех, кто желает потрудиться для его возрождения, будет рада обитель тем, кто поделиться семейными воспоминаниями об истории монастыря и всем, приходящим под покров Проповедника покаяния.