3 ноября – день памяти Марии Александровны Мазуриной, храмоздательницы Ивановского монастыря

Вид монастыря перед открытием. На соборе еще нет луковки с крестом. Предположительно 1878 год.

Мария Александровна Мазурина скончалась 21 октября (3 ноября по новому стилю) 1878 года. Похоронена в Симонове монастыре.

В этот день хочется вспомнить ее труды и с благодарностью помолиться о упокоении рабы Божией Марии.

В течение 20-ти лет Мария Александровна все силы отдавала возобновлению Ивановского женского монастыря на Солянке, упраздненного в 1813 году. Благословил начать сие многотрудное дело митрополит Московский Филарет, принимавший самое деятельное участие в ходе работ. По его благословению монастырь должен был стать общежительным. Его преемник на московской кафедре митрополит Иннокентий предложил Марии Александровне принять монашество и стать игуменией возрожденной обители.

В процессе строительных работ Мария Александровна лично входила во все тонкости, благо, что у нее был немалый опыт по реставрации и строительству. Как бы в награду за ее труды незадолго до кончины Мария Александровна удостоилась явления блаженной схимницы Марфы, юродивой древнего монастыря.

Много лет назад, в 1835 году, оставшись вдовой с пятью маленькими детьми, Мария Александровна посвятила свою жизнь благотворительности. Она помогала многим монашеским обителям, но особенно Оптине, имея духовного наставника в лице преподобного Антония (Путилова). Под его руководством Мария Александровна изучала творения святых отцов, проходила путь духовного трезвения, послушания, молитвы. О напряженной внутренней духовной жизни Ивановской храмоздательницы мы узнаем из ее писем к преподобному Антонию Оптинскому, младшему брату преподобного Моисея (Путилова), приходившему в начале 1800-х годов в прежний Ивановский монастырь к старице Досифее и от нее получившему благословение на монашеский путь.

Так, Божиим провидением осуществилась преемственность духовной традиции от древнего к новому монастырю: от старицы Досифеи и Новоспасских старцев Александра и Филарета, учеников преподобного Паисия Величковского, — к преподобному Моисею и его брату Антонию Оптинским, а от Антония – к возобновительнице Ивановского монастыря Марии Александровне Мазуриной.

В конце нашей заметки приведем несколько строк из писем приснопамятной Марии Мазуриной.

« …с самаго детства разсеянность и суета меня не утешают, это так осталось в моем характере».

«…Отрада моя церковь Божия, после службы церковной мне делается легче на сердце, на крыльях я туда лечу…».

«..Молитва и чтение священных книг вот моя отрада в теперешнем моем положении, столько терплю, что и выразить невозможно; избавление от скорбей по своим многим грехам, как заслуженное наказание не смею просить, а умоляю Господа чтобы подал мне терпение переносить…».

«Куда скрыться от преследования людей? Думаю всего лучше под крылышко Милосерднаго Господа. Он сердцеведец все знает что дурно и что хорошо».

«Но люди пускай думают и говорят как люди, но Бог видит мое сердце, что я кроме добраго расположения ничего не желала и не имела».

«В клеветах я перекрестилась и сказала: слава Богу за все, чаще, прямее прочищается дорога к Царствию Небесному, Бог еще хранит меня своею милостию…».

«..как скоро со мной случится какая неприятность, я всегда вспоминаю монастырь, что там жизнь покойная и безмятежная, и все думаю, дождусь ли когда покойной жизни,

по грехам своим может и в могиле не получу покоя. Бог один ведает, куда определится грешная моя душа».

Веруем, что душа приснопамятной Марии пребывает в Незаходимом Свете.

Вечная ей память.

Об обновлении монастыря подробнее можно почитать на нашем сайте  в статье священника Василия Руднева от 1879 года и в статье «История монастыря до революции».

Комментирование запрещено