Презентация еп. Можайского Иосифа на научно-практической конференции «История Московского Ивановского монастыря XIX–XX вв.»

Епископ Можайский Иосиф (Королев), викарий Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, наместник Оптиной пустыни

Презентация совместного издания

«Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: Ивановский монастырь и Оптина пустынь»

Промыслом Божиим подвижница Ивановского монастыря духовно связала две обители – Ивановский монастырь в центре Москвы и Оптину пустынь.

Совместное издание, подготовленное при участии двух монастырей, – это первый и плодотворный опыт совместного сотрудничества.

В книге два раздела: Ивановский монастырь и Оптина пустынь.

Участие Оптиной пустыни в данном проекте было обусловлено следующими обстоятельствами:

1. Наличие духовной связи между двумя монастырями.

2. Источники, связанные со старицей Досифеей, хранятся преимущественно в рукописном архиве Оптиной пустыни.

3. Публикация данных источников имеет важное значение для истории русского монашества в первой половине XIX века и для изучения духовной биографии преподобного Моисея Оптинского.

Как известно, в начале XIX в. к старице Досифее за благословением и советом об избрании будущего жизненного пути пришли два брата Путиловы – Тимофей и Иона. Тимофей, впоследствии преподобный схиархимандрит Моисей, около сорока лет (1826–1862) возглавлял Оптину пустынь, где укоренил старчество. Иона, впоследствии игумен Исаия II, поступил в Саровскую пустынь, где имел общение с преподобным Серафимом Саровским, впоследствии по решению братии был избран настоятелем обители (1842–1858).

Провидев их будущее церковное служение, старица Досифея приняла благочестивых юношей в своей келье, для дальнейшего духовного руководства благословив обратиться к старцам Новоспасского монастыря.

Встреча со старицей имела решающее значение для определения дальнейшей судьбы братьев Путиловых. По благословению старца Новоспасского монастыря Александра братья Путиловы поступили в Саровскую пустынь.

Старица Досифея не оставляла духовное попечение о братьях Путиловых до конца своей жизни. Она писала о важности старческого окормления в деле спасения, советовала «видеть совесть свою как бы в зеркале», то есть внимательно следить за всеми своими делами и мыслями, постоянно испытывая свое сердце. В письме от 20 августа 1807 года Тимофей и Иона Путиловы уведомляли старицу Досифею, «свою пречестнейшую матерь и благотворительницу», что они «в расположениях к жизни иноческой неуклонны».

Преподобный Моисей Оптинский считал старицу Досифею своей первой духовной наставницей и говорил, что «хотя он был от детства воспитан в страхе Божием своею благочестивою родительницею и родителем, но первые наставления в духовной жизни получил от благочестивой старицы Досифеи, жившей в Московском Ивановском монастыре…». Эти слова великого оптинского старца были записаны известным церковным историком XIX века архимандритом Леонидом (Кавелиным) и вошли в его труд «Последние русские православные пустынножители (материалы для истории русского монашества)».

Позднее в одном из писем преподобный Моисей писал строительнице Ивановской обители Марии Александровне Мазуриной, что «духовно-мудрая старица блаженныя памяти Досифея послужила мне указанием на избрание пути жизни монашеского звания». Именно эти слова преподобного Моисея стали эпиграфом к изданию и именно эти слова лучше всего показывают духовное отношение старца Моисея к своей наставнице.

Старец Моисей чтил память своей первой духовной наставницы всю жизнь. По благословению преподобного Моисея имя старицы Досифеи внесли в общебратственный помянник Оптиной пустыни и молились о ней за каждым богослужением. Эта традиция возобновлена и в наше время в современной Оптиной пустыни.

Помимо преподобного Моисея, с Ивановским монастырем был связан преподобный Антоний Оптинский, который состоял в переписке с возобновительницей Ивановского монастыря Марией Александровной Мазуриной (1810 – 21 октября 1878).

После войны 1812 года монастырь был разорен и упразднен. И стал восстанавливаться по благословению святителя Филарета Московского.

В фондах Оптиной пустыни выявлено 57 писем Марии Александровны Мазуриной преподобному Антонию (Путилову) за период с 1845 по 1853 годы.

Эти письма свидетельствуют о том, что возобновительница Ивановского монастыря опытно старалась перенимать от оптинских старцев духовную традицию, которую они, в свою очередь, восприяли от старицы Ивановского монастыря Досифеи и новоспасских старцев Александра (Подгорченкова) и Филарета (Пуляшкина). И если при знакомстве со старицей Досифеей братья Путиловы были благочестивыми юношами, стремившимися от всего сердца послужить Господу и обрести спасение, то спустя много лет они сами стали опытными духовными руководителями, которые стяжали дар рассуждения и молитвы.

В Сборнике много уникальных материалов, посвященных Оптиной пустыни.

Обзор архивных материалов из фондов Оптиной пустыни по истории Московского Ивановского монастыря сделан в статье В.В.Кашириной.

Публикация писем старца Новоспасского монастыря Александра (Подгорченкова) братьям Путиловым подготовлена насельницей Московского Иоанно-Предтеченского монастыря монахиней Тавифой (Исаевой).

Публикация писем братьев Путиловых периода жительства в Рославльских лесах подготовлена церковным историком иеромонахом Диомидом (Кузьминым), который является автором «Оптинского альманаха».

В публикации иеромонаха Диомида впервые вводится в научный оборот факт и обстоятельства первого пострижения Тимофея Путилова в рясофор в 1809 году в Свенском монастыре, участие в его судьбе старца Василия (Кишкина), а также и второго пострижения его в мантию в лесной пустыньке 24 августа 1819 году, когда на сорокой день по кончине старца Феофана (Талунина) собрались многие рославльские старцы.

Как писал старец Моисей: «Между собеседованием их внушилось им предложить мне, грешному, о принятии душеспасительного таинства пострижения. Я, имевши расположенное к тому сердце, счел их слова за глас Божий, призывающий меня к обновлению жизни — тотчас с радостию представил им себя согласным…».

Отдельно хотелось бы отметить оформление книги. Многие публикации сопровождаются снимками редких архивных документов, которые свидетельствуют об эпохе, а также характеризуют лицо, которому принадлежит автограф.

Желаю сестрам плодотворной работы и дальнейших публикаций по истории обители. Сейчас идет сбор материалов к канонизации старицы Досифеи. Молитвенно желаю благоуспешному завершению этого важного для всей Русской Церкви дела.

Комментирование запрещено