Игумения Елисавета Дмитриева
(ок. 1722 — 9/22 февраля 1799)
22 февраля 2024 года исполнилось 225 лет со дня смерти игумении Елисаветы, управлявшей Ивановским монастырем двадцать лет, с 1779 по 1799 год1. О ней сохранились добрые отзывы сестер и некоторые архивные сведения. В очерке о жизни подвижницы Ивановского монастыря монахини Досифеи автор, священник Василий Руднев, называет игумению Елисавету опытной и любвеобильной старицей2.
Елисавета Дмитриева, из купеческого звания, пострижена в монашество в 1742 году при игумении Елене Филипповой (1733-1761). После смерти игумении Назареты3 осенью 1771 года сестры избрали монахиню Елисавету себе в игумении, однако в Консистории не нашлось ни указа о ее постриге, ни документов о ее допросах следственной комиссией, проводившей в 1740-х годах расследование о сектантах в Ивановском монастыре. По этой причине она не могла быть утверждена священноначалием. Вместо нее игуменьей назначена казначея Вознесенского монастыря Измарагда Алексеева, а монахиня Елисавета возведена в должность казначеи Ивановского монастыря4.
В годы правления игумении Измарагды возникали конфликты между игуменией и насельницами монастыря, в результате чего в январе 1779 года игумения Измарагда подала прошение архиепископу Платону с просьбой уволить ее от этой должности.
Вновь сестры единодушно избрали во игумении монахиню Елисавету. В прошении архиепискому Платону монахини и белицы писали о том, что казначея монахиня Елисавета Дмитриева житие монашеское по пострижении провождает не менее сорока лет честно и добропорядочно, должность свою исправляет без всякого порока и подозрения рачительно, от роду себе имеет пятьдесят семь лет, а при том и грамоте обучена. «Почему мы на предписанном игуменском месте все с общего согласия и желаем быть игуменьею ей казначее Елисавете»5.
В следующем прошении монахини еще раз подтверждают свой выбор: «во игумении выбрали мы того ж монастыря казначею монахиню Елисавету по ее добропорядочному и честному житию, которая также и грамоте кроме писма умеет, а других в кандидаты из прочих монастырей по незнанию их не можем выбирать»6.
В рапорте протоиерея Иоанна из Сретенского монастыря архиепископу Платону подтверждалось изложенные в прошении сведения. На основании этого 31 января 1779 г. архиепископ Московский и Калужский Платон наложил на рапорт Сретенского протоиерея одобрительную резолюцию: «Как выбранная монахинями казначея Елисавета более сорока лет в том монастыре, и монахини о ней единственно двумя прошениями просят, и по многому нашему увещанию другой не желают, то оную казначею монахиню Елисавету, есть ли по Консистории никаких за нею дел и подозрений нет, определить в игуменьи»7.
Поскольку о пострижении Елизаветы в монахини документы были утеряны, то допросили ее и старших монахинь Марию, Александру и Афанасию, которые 19 февраля 1779 г. показали, что Елизавета была пострижена 37 лет тому назад по дикастерскому указу иеромонахом Кафедрального Чудова монастыря Гедеоном.
В ходе наведения справок о ней выяснилось, что она еще в 1772 г. наряду с монахиней Никитского монастыря Олимпиадой была представлена протопопом и монашествующими Ивановского монастыря на должность игуменьи названной обители.
В феврале 1779 г. решением Консистории монахиня Елизавета была утверждена игуменьей Ивановского монастыря8. 24 февраля 1779 г. ей был вручен игуменский посох архиепископом Московским и Калужским Платоном в церкви Адриана и Наталии в Мещанской слободе9. В вверенном ей монастыре новая игумения была приведена к присяге в монастырской церкви Иоанна Предтечи монастырским священником Иваном Семеновым.
От Консистории получены принятые в подобных случаях указы новопроизведенной игуменье и сестрам. Игумения призывалась управлять монастырем в соответствии с правилами Святых Отцов и Духовным регламентом, а также принять в свое смотрение монастырское имущество, а монахини и служители монастыря обязывались находиться у игуменьи «в надлежащем послушании повиновении»10.
В годы управления игумении Елисаветы в Ивановском монастыре содержалась знаменитая монахиня Досифея, к которой был закрыт доступ всем, кроме духовника и игумении. Матушка Елисавета стала духовной наставницей невольной затворницы, именно под ее руководством происходило возрастание будущей подвижницы.
9 февраля 1799 года после долгой болезни игумения Елисавета «волею Божиею умре», о чем на следующий день казначея Ивановского монастыря монахиня Иулитта с сестрами подала «репорт» в Московскую Духовную консисторию. В Центральном государственном архиве г. Москвы хранится ее завещание. В своем завещании матушка игумения пишет:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Я, нижеподписавшаяся Ивановского девичья монастыря игумения Елисавета, по старости моей приходя в крайнюю здравия моего слабость, слыша непреклонное Слово Божие, реченное первому человеку, яко земля еси и вземлю пойдеши,– от сего всегда помня от сея временныя жизни исход, но по пристрастию к миру яко человек, любящий суету, имею нечто собранного собственного моего тленного имения, и зная, что оно ни мало «восползует» мне в день праведного суда Божия, то хощу прежде оное, яко некия греховныя узы, связывающие мою душу, яко тяжкое бремя, от себя отвергнуть, слыша праведного Иова слова: наг родися, наг и отхожду».
Далее матушка дает подробное распоряжение кому и сколько пожертвовать при ее погребении. Душеприказчиком назначает своего внука, московского купца Василия Алексеевича Девятова. Благословляет ему Смоленскую икону Богоматери с серебряными, кованными, вызолоченными ризой и венцом, ему же еще оставляет посуду, скатерти, салфетки. А прочий келейный скарб благословляет отдать своим келейным монахине Иринархе и девице Евфросинье Васильевой11. Им же, да еще «крылошанке» девице Марье Семеновой, «яко бедным в награду» завещает владеть пристройкою к своей келье и жить в той келье всем «без всякаго друг другу притеснения». Поясняет, что пристройка учинена старанием московского купца Алексея Ивановича Кушашникова и является ее собственностью.
Вместо игумении подписался под завещанием ее духовник: «По прошению вышеозначенной дщери моей духовной госпожи игумении Елисаветы духовник Чудова монастыря иеромонах Макарий подписался»12.
На место умершей игумении сестры выбрали монахиню Марию Степанову Арсеньеву, «достохвальной и честной жизни». Консисторский указ новопоставленной игуменье от 5 июля 1799 г. предписал исполнить завещание умершей игуменьи Елисаветы13.
1 Статья составлена по книге: Баталов А.Л. Ивановский монастырь // Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек. / Под ред. А.Л. Баталова М., 2006; и статье Давиденко Д.Г. Ивановский монастырь в последней трети XVIII – начале XIX вв.
2 Священник В.Ф. Руднев «Подвижница Московского Ивановского женского монастыря инокиня Досифея (княжна Тараканова). М. 1888 г. См. также: Инокиня Досифея. Княжна Тараканова. Ред. – сост. инокиня Илария (Харченко). М., 2013. С. 14.
3 Игумения Назарета прежде жила в Никитском монастыре. По прошению монахинь и вкладчиц Ивановского монастыря назначена вместо умершей игумении Елены 8 января 1762 года.// История Московского Ивановского девичьего монастыря. С. 60-61, 64-65. № 21. № 22.2. Игумения Назарета управляла монастырем 10 лет, до своей смерти 13 октября 1771 года во время эпидемии чумы.
4 Баталов А.Л. Ивановский монастырь… С. 322.
5 История Московского Ивановского девичьего монастыря… С. 94. № 28.5.
6 История Московского Ивановского девичьего монастыря… С. 94 — 95. № 28.6.
7 История Московского Ивановского девичьего монастыря… С. 94 — 95. № 28.5 – 7.
8 История Московского Ивановского девичьего монастыря… С. 95 — 97. № 28.8 – 13.
9Краткое изложение обстоятельств определения игуменьи Елизаветы см.: Баталов А.Л. Ивановский монастырь… С. 327.
10 История Московского Ивановского девичьего монастыря… С. 97 — 100. № 28.14 – 18.
11 История Московского Ивановского девичьего монастыря… С. 105 № 30. 6.
12 История Московского Ивановского девичьего монастыря… С. 105 – 106. № 30. 6, 7.
13 Там же. С. 108. № 30.9. См. также: Баталов А.Л. Ивановский монастырь… С. 330.