Иоанно-Предтеченский женский монастырь и Отечественная война 1812 года

Битва под Москвой. Французский лубок. 1-¬я половина XIX века

Битва под Москвой. Французский лубок. 1-¬я половина XIX века

В результате пожара Москвы 1812 года Иоанно-Предтеченский (Ивановский) штатный второклассный особножитный женский монастырь был упразднён в 1814 году.

В 1804 году настоятельницей монастыря стала 75-летняя постриженица Вознесенского монастыря в Кремле Елпидифора, которая до этого занимала должность казначеи в Кремлёвской обители.

В 1810 году 4 февраля в монастыре почила после 25-летнего затвора известная прозорливая старица монахиня Досифея (княжна Августа Тараканова).

В 1811 году в Ивановской обители числилось 16 монашествующих и 33 белицы. Эти насельницы во главе с игуменией Елпидифорой стали свидетелями вторжения в Москву французов, пожара и разграбления обители. Лишь когда их жизни стала угрожать прямая опасность, они удалились в Покровский Хотьков монастырь. И.М.Снегирев пишет: «Кроме соборной церкви, все здания в нем сгорели, часть церковных сокровищ разграблена, а другая, до вступления неприятелей увезена была в Вологду».1

Хотя часть монастырской ризницы еще до начала этих событий отправили в Вологду, урон обители был нанесён весьма и весьма значительный. Это хорошо заметно при сличении описи монастырского Собора 1814 года с более ранними, например, 1763 года. Так, с храмового образа св. Иоанна Предтечи исчез почти полностью приклад, сложившийся в 16-17 веках. Исчезли драгоценные приклады и на других местных иконах, однако сам монастырский Собор от огня не пострадал. Обгорели и обветшали серьёзно монастырские кельи и хозяйственные здания.

«Великая армия» Наполеона вступила в Москву 2 сентября. Начались грабежи и пожары. «В ночь на 3 сентября, — пишет И.Ф. Токмаков – игумения с сестрами находилась в церкви, заперши её изнутри. Неприятели ломали двери, но не могли, и перебили только стёкла; на 4-ое число неприятели в большом количестве вломились в церковь и всё ограбили. Игумения же с сестрами уже успела в это время удалиться. 8-го числа игумения возвратилась в монастырь и нашла его выжженным, кроме церкви, где с некоторыми монахинями проживала до самого выхода неприятеля».2

Часть сестёр Ивановского монастыря, лишившись крова, нашла приют в Страстном монастыре. Все жили в страшной тесноте.

Надо отметить, что при вывозе ценностей перед вступлением французов многие ценные вещи из-за спешки и недостатка подвод остались на месте. И конечно, они стали лёгкой добычей неприятеля. 27 августа в московские монастыри поступил указ о вывозе ценностей. 31 августа подводы с монастырскими ризницами соединились в Кремле, а 1-го сентября на рассвете взяли направление на Вологду. Монашествующим было разрешено покинуть свои обители, некоторые ушли в другие монастыри или к своим родственникам. В начале октября 1812 года французы покинули столицу.

Ивановский особножитный женский монастырь с небольшим штатом разбирать не стали, но его, Георгиевский девичий на Дмитровке и Крестовоздвиженский мужской на Воздвиженке, как наиболее пострадавшие, было решено упразднить, а соборную церковь Ивановского монастыря превратить в приходскую.

К 4 июля 1813 года в монастыре оставались игумения Елпидифора, казначея Елизавета и 12 монахинь, которые за свой счёт отремонтировали свои кельи и жили в них. Их всех было решено расселить по московских обителям: в Новодевичий, Вознесенский, Рождественский, Зачатьевский (3 монахини) и в Страстной. Последней Ивановскую обитель покинула игумения Елпидифора. Она возвратились в тот монастырь, где в 1781 году приняла пострижение, т.е. в Вознесенский. 14 января 1814 года игумении Вознесенского монастыря Трифене был послан указ консистории о приготовлении для Елпидифоры кельи, куда последняя игумения Ивановской обители переселилась 9 февраля 1814 года. Так закончилась история особножитного штатного второклассного Ивановского монастыря.

Опустевшие здания обители были необходимы городу для размещения жителей, оставшихся без крова после опустошительного пожара 1812 года. Освидетельствовать пригодность построек обители поручили архитектору Руско. Он нашел помещения подходящими для служащих Синодальной типографии, лишившихся во время пожара своих жилищ. Пригодными для жилья здесь оказались лишь 7 каменных казенных келий, «обстроенных собственным коштом живущих в них», другие же в 1813 году еще не были восстановлены после пожара.

В июне 1814 года «отстроенные обгорелые кельи» по указу Святейшего Синода были переданы от консистории в ведомство Типографской конторы. Для проживания служащих были приспособлены и бывшие игуменские покои, где были размещены семьи типографского чиновника и мастеровых.

Одновременно стала налаживаться жизнь нового прихода. По указу 1813 года соборную церковь повелевалось «по ея древности и прочной архитектуре оставить также приходскою и приписать к ней упраздненные церкви: Князевладимирскую, Троицкую на Хохловке, Николоподкопаевскую и Трёхсвятительскую на Кулишках с их приходами». Об этом же говорит и указ Московской духовной консистории от 20 октября 1814 года № 4046 Благочинному об упразднении монастыря и об обращении монастырского собора в приходскую церковь с приписными к ней. По штатам 1814 года храму полагалось иметь 1 священника, 1 диакона и 1 причетника. Содержались они за счет прихода и на проценты от сумм, внесённых в Сохранную казну вкладчиками монастыря до и после его упразднения. Священник и причетник поселились в сестринских кельях, отремонтировав их на свой счет. Диакон имел собственный двухэтажный каменный дом на церковной земле храма князя Владимира в Старых Садех. Основу прихода составили поселённые в монастыре мастеровые и чиновники Синодальной типографии. К 1824 году их было «мужеска пола 163 женска 188».

Свидетелями монастырских традиций и почитания памяти блаженной Марфы Московской были, по словам священника Василия Руднева, 4 старицы, оставшиеся, как он пишет, «доживать свой век в стенах упразднённого монастыря». Последняя из них умерла в 1850-х годах. Скорее всего, в воспоминаниях отца Василия речь шла о монастырских белицах, которые остались жить в обстроенных «своим коштом» кельях. Именно они и рассказывали приходскому причту монастырские предания, и о жизни блаженной Марфы, и видели её молящейся в храме.

Ивановский монастырь и после его упразднения оставался для Москвы главным богомолием в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа.

Составитель: инокиня Илария (Харченко)

1. Снегирев И.М. Ивановский монастырь в Москве. М. 1883.

2. Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк Московского Ивановского Девичьего монастыря. М. 1909.

Литература:

1. Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек. М. «Лингва-Ф». 2007 // А.Л. Баталов. Ивановский монастырь.

2. Снегирев И.М. Ивановский монастырь в Москве. М. 1883.

3. Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк Московского Ивановского Девичьего монастыря. М. 1909.

4. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале ХХ века. М. «Вербум-М». 2002.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.