День памяти схимонахини Марии

В субботу 6 апреля 2019 года в Московском Иоанно-Предтеченском женском монастыре почтили память схимонахини Марии (Крыловой Екатерины Дмитриевны, 1868-06.04.1949). Сестры Крыловы после закрытия Вознесенского монастыря восемь лет, с 1918 года по 1926 год, проживали в Ивановском монастыре, который формально был уже закрыт, но храмы его были переданы в пользование общине верующих.

После литургии состоялась панихида, где все пришедшие могли помолиться о упокоении своих ближних и особо о приснопоминаемой схимонахине Марии, со дня смерти которой в этот день исполнилось ровно 70 лет.

По окончании панихиды родственники схимонахини Марии почтили ее память на ее могиле в г. Дмитрове. Зажгли свечи, переданные сестрами монастыря.

Родилась будущая монахиня в семье священника Димитрия Андреевича Крылова из церкви святой Параскевы в селе Киово-Качалове Московского уезда и с 1865 года благочинного всего Богородского уезда, а с 1882 по 1892 год благочинного священника Свято-Троицкого храма в Старой Купавне.

Матерью ее была Анна Гергиевна Крылова, в девичестве Невская. Позже она приняла монашество с именем Агния.

Когда Екатерина, родившаяся в 1868 году, подросла, она поступила в епархиальное духовное училище в Москве. Училище располагалось в Малом Харитоньевском переулке, на Заборовском подворье Чудова монастыря. Училище было открыто по инициативе митрополита Филарета для воспитания девиц духовного звания и впоследствии известно под названием «Филаретовского». Это было закрытое учебное заведение, куда принимались только дочери духовенства с 9 лет.

После окончания училища 2 октября 1888 года поступила в Вознесенский женский монастырь у Спасских ворот Московского Кремля.

Екатерина Дмитриевна Крылова с 1901 года проходила послушание учительницы в церковно-приходской двухклассной школе при Вознесенском монастыре, где обучались будущие сельские учительницы. В июне 1907 года была облечена в рясофор, монашеский постриг приняла 27 октября 1914 года с именем Нина в честь равноапостольной Нины. За ревностный труд в мае 1909 года получила благословение его Высокопреосвященства. Имела Высочайше утвержденную серебряную медаль для ношения на груди в память 25-летия школы.

После закрытия Вознесенского монастыря в 1918 году мон. Нина вместе со своей сестрой мон. Серафимой (Крыловой Лидией Дмитриевной, 1866-25.12.1938) перебралась в Ивановский монастырь. Из Вознесенского монастыря матушки забрали с собой большую икону «Достойно есть», с этим образом они не расставались до самой смерти, возили его всегда с собой. 30 лет провели в Вознесенском монастыре в молитвах и трудах, а потом столько же провели в ссылках и скитаниях по чужим углам.

Часть монахинь была занята шитьем белья для армии, матушки занимались этим до 1921 года. Проживали в доме 2 на Солянке. 10 августа 1922 года монахини образовали жилищное товарищество, во владении которого находились двухэтажный каменный больничный корпус и одноэтажное каменное жилое строение с полуподвалом и часовней. Эти помещения и два храма были отделены от концлагеря каменной стеной. Таким образом, монастырь продолжал существовать. Около 100 монахинь жили в сложных условиях, прямо в коридорах и проходах.

Осенью 1926 года последние монахини были выселены из Ивановского монастыря, матушки Серафима и Нина перебрались к своему брату прот. Александру Дмитриевичу Крылову на Якиманку. Жили они там в маленькой комнате вместе со своей послушницей Натальей. Наталья работала, а матушки делали бумажные цветы для украшения праздничных икон в церквях.

После закрытия Якиманской церкви в доме прот. Александра Крылова произвели уплотнение, он переехал в Останкино, м. Нина, предположительно, перебралась во Владимир, а м. Серафима в Дмитров, где жила семья сына о.Александра прот. Дмитрия Крылова, ее из-за стесненных условий поселили в домик православной немки.

Матушки часто приезжали в гости в Москву к многочисленным родственникам.

После смерти родного брата прот. Александра Крылова в 1933 году матушки жили в Дмитрове.

Образ м. Нины, в схиме ставшей схимонахиней Марией, Павел Корин запечатлел на картине 1933 года под названием «Схимница из Вознесенского Кремлевского монастыря в Москве»:

Предположительно, с 1934 года по 1936 год сестры-монахини были в ссылке в Сибири. По возвращении жили у разных добрых людей за пределами Москвы и в общине монахинь в Дмитрове, располагавшейся рядом с Влахернским монастырем.

Последние годы они жили в доме сестер Кильдишовых, Нины и послушницы Натальи, ставшей впоследствии монахиней Серафимой.

Наталья Кильдишова была келейницей у схимонахини Марии, младшей из сестер. Из дома Крыловых послушница Наталья по воспоминаниям родных привезла большие подушки.

На Новый год 1949 г. монахиня Нина, ставшая теперь схимонахиней Марией, приезжала в Москву. Вскоре она сильно заболела воспалением легких и бронхиальной астмой. Своей племяннице и крестнице Анне Александровне Поспеловой она говорила: «Будь доброхоткой, смотри, как тяжело умирать. Этого описать невозможно». Причастившись, она вернулась в Дмитров в сопровождении послушницы Натальи Кильдишовой. Начиная с 4-й недели Великого поста матушка Мария 9 дней ничего не принимала, кроме святой воды на ложечке. В Вербное воскресенье причастилась, по ее просьбе послушница вечером в понедельник прочитала канон на исход души.

Схимонахиня Мария скончалась в Великий Вторник 6 апреля 1949 года, в половине второго ночи. С ней была послушница Наталья и сестра послушницы Нина.

После ее смерти около 11 часов утра замироточила икона «Достойно есть». Похороны состоялись в Великий Четверг в Дмитрове, из Москвы приехали на похороны ее племянницы Мария Александровна Лагова и Анна Александровна Поспелова. Похоронили матушку Марию в одну могилу с сестрой, схимонахиней Серафимой.

Как написала в своей статье родственница матушек Анна Николаевна Сергеева, несмотря на всю скромность матушек, память о них сохранилась до сих пор, для своих родных они стали олицетворением той Руси, которую изобразил на своем эскизе к картине «Русь уходящая» Павел Корин.

Фото панихиды и могилы : Петр и Елена Лаговы.

Литература:

  1. Сергеева А.Н. Русь уходящая.// М.: Календарь. №10/2008. C. 21-31.

  2. Пятилетова Ирина. Зареченские монахини сестры Крыловы

  3. https://www.pravmir.ru/pavel-korin-nenapisannyj-rekviem/

  4. Ставицкая Нина. “Русь уходящая возвращается!”. Она жива! Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь// http://www.pravoslavie.ru/srpska/118482.htm

Комментирование запрещено