Рождество святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

7 июля Православная Церковь празднует день Рождества святого Иоанна Предтечи. Есть всего три праздника связанных с рождеством которые празднуются всей Церковью — Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество святого Иоанна Предтечи, что показывает насколько Церковь прославляет этого великого святого. Прихожане нашей обители вспомнят еще Рождество святителя Николая, в честь этого праздника освящен один из приделов нашего собора, но он не имеет общецерковного распространения.

Евангелист Лука подробно описывает все исторические факты, связанные с зачатием и рождением Иоанна Крестителя, потому что именно они идеально сочетаются в плане Божественного Провидения. Поэтому не случайно, что рождение Иоанна Крестителя, да ещё и от престарелых родителей и бесплодной  матери, как это было в случае с Исааком, Самсоном, Самуилом  и другими  святыми,  является, в некотором смысле, первым предшественническим деянием Иоанна, так как истолковывается оно как предзнаменование сверхъестественного рождения Иисуса Христа Девой Марией, которое, как известно, произошло спустя всего шесть месяцев.

Иоанн был избранным сосудом  Божиим, об этом свидетельствует уже тот факт, что известие о  его зачатии было объявлено ангелом  в храме во время богослужения, а вся его последующая святая жизнь поставила его первым  среди пророков и апостолов. Он замкнул собой круг пророков и открыл круг апостолов.

Пришествие этого человека на землю  было  одним из самых торжественных и радостных событий, перебросившего  мосты и  накрепко соединившего человека с Богом. Он был исполнен Духа Святого еще от чрева матери своей. И как возвестил тогда Архангел Гавриил, Иоанн Креститель шёл впереди Мессии и своим пророческим даром призывал народ к покаянию, став  причиной обращения многих  душ к Богу, так что во многих семьях стало преобладать понимание и спокойствие.

Рождение ребенка было воспринято Елисаветой и окружающими её людьми освобождением от позора бездетности, более того – проявлением милости Божией к ней. Как бесплодная  природа матери Крестителя принесла плоды в день его рождения, так и немой  язык Захарии, который согласно архангелу Гавриилу оставался нем в знак  свидетельства истинности деяний Бога, разрешился и заговорил, и стал пророчествовать в день обрезания и присвоения имени ребенку. Оба этих замечательных события вызвали страх и глубокое волнение всех слышавших это, и все уверились, что рука Господня была с ним и защищала его.

Присутствие столь многих замечательных  и чудесных событий той поры – зачатия и рождения Иоанна Крестителя, обнаружили глубокие  чувства и обеспокоенность, которые нашли по существу своё выражение в вопросе: “Что будет младенец сей?” Что станет с этим младенцем, чьё появление в жизни сопровождается такими чудесными явлениями, которые не наблюдались  ранее ни у царей, ни у пророков, ни у святых?

Ответ был дан самим Богом чрез уста пророка Захарии, который исполнился Духа Святаго и стал пророчествовать.  А сказал он,  что сын его наречётся пророком Всевышнего и будет  Предтечею Спасителя. И назначением  Иоанна будет возвещение  о  пришествии Мессии и о великой милости Бога к тем, кто пребывает в суровом рабстве тени смертной.

В нашей обители торжественное Богослужение в день праздника возглавил архиепископ Филарет (Карагодин), ему сослужили клирики монастыря.

Статья подготовлена с использованием материала из статьи кипрского богослова Евстафия Христакиса .Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”. Источник http://stefmon.ru/

Комментирование запрещено