• В связи с карантином напоминаем, что вы можете удаленно подать записки на поминовение за Богослужением и попросить поставить свечу на нашем сайте http://ioannpredtecha.ru/treby/

6 ноября 2019 года состоялась презентация новейших публикаций по истории православной духовности XVІІІ века

6 ноября в Историко-культурном православном центре «Открытие» состоялась презентация новых изданий, посвященных истории монашеской духовной традиции: «Добротолюбия» в подлинном переводе преподобного Паисия Величковского, в таком виде опубликованного впервые, и сборника «История колливадского движения».

Знаменательно, что мероприятие было проведено в рамках проекта Иоанно-Предтеченского монастыря — обители, в которой в конце XVІІІ – начале XІX в. подвизалась знаменитая инокиня Досифея, славная в числе прочего и тем, что благословила на монашеский путь учеников святых старцев, каковые, в свою очередь, были учениками преподобного Паисия Величковского, — братьев Тимофея и Иону Путиловых. Благословленные станут впоследствии известными игуменами, причем Тимофея мы теперь знаем как преподобного Моисея Оптинского — одного из первых Оптинских старцев.

Представлены были следующие издания:

«Добротолюбие» в переводе преподобного отца нашего Паисия Величковского: в 2-х томах / Составитель П.Б. Жгун. Санкт-Петербург: Издание Успенского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2019.

История колливадского движения. Святогорские колливады — движение истинного духовного возрождения / Редактор-составитель свящ. Феодор Калинин. Пенза: Пензенская духовная семинария, 2019.

О «Добротолюбии», впервые увидевшем свет в том виде, в каком составившие его тексты были записаны самим преподобным Паисием и его ближайшими учениками, рассказал Петр Борисович Жгун, известный перербургский исследователь, автор каталога рукописей Нямецкого монастыря, работавший непосредственно с автографами старца Паисия в архивах Афона, Румынии, Молдавии, Санкт-Петербурга и Москвы. Благодаря его кропотливому труду удалось восстановить сборник в таком виде, в каком, по-видимому, он и задумывался Нямецким архимандритом: в составе, максимально близком к греческой «Филокалии» — «Добротолюбию», изданному преподобным Никодимом Святогорцем и святителем Макарием Коринфским в 1782 году. Многие тексты, составившие сборник, вообще впервые становятся доступны русскому и — шире — читающему по-славянски читателю; другие впервые публикуются в оригинальной редакции переводчика — старца Паисия. П.Б. Жгун представил богатый иллюстративный материал, благодаря чему присутствовавшие смогли представить себе те книжные сокровища, что были положены в основу славянского «Добротолюбия», равно как и те места, где рукописи создавались — монастыри Святой Горы и Румынии.

Затем выступил составитель второй представленной книги — священник Феодор Калинин, много лет уже занимающийся собиранием и переводом материалов о греческих колливадах — представителях духовного движения эпохи Турецкого владычества. Самыми знаменитыми из колливадов, несомненно, были святитель Макарий (Нотара), митрополит Коринфский, и преподобный Никодим Святогорец. И книга, подготовленная о. Феодором Калининым ценна прежде всего тем, что в ней публикуется Житие св. Макария Коринфского, составленное знаменитым греческим славистом, знатоком истории Афона Константином Папулидисом, и Житие преподобного Никодима Святогорца, написанное его собратом по постригу — иеромонахом Евфимием буквально через два года после кончины знаменитого афонского подвижника. В книге представлены и другие интересные тексты, посвященные истории движения колливадов, — все они впервые публикуются на русском. О. Феодор Калинин рассказал о составе сборника, представил фотографии видных святогорцев конца XX – начала XXІ века, с которыми издателю довелось встретиться и сочинения которых были использованы им в представленной публикации и других работах.

По окончании выступлений издателей состоялось обсуждение представленных изданий, в котором приняли участие почти все присутствовавшие, живо интересовавшиеся особенностями перевода «Добротолюбия», созданного прп. Паисием, и различными сторонами колливадского движения и православной духовности XVІІІ – начала XX веков в целом.

 

Комментирование запрещено