Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 2 декабря 2020 года храм преподобного Сергия Радонежского в Долгопрудном стал Подворьем Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Первая служба на подворье была совершена в четверг 10 декабря 2020 года в день памяти сщмч. Владимира Смирнова, который и в своем служении Богу был тесно связан как с самим монастырем, так и храмом преподобного Сергия Радонежского в Долгопрудном.
История подворья начинается в 1887 году, когда игумения Московского Ивановского монастыря Сергия (Смирнова) просит выделить надел земли для ведения сельского хозяйства. В 1891 году монастырю был передан лесной надел близ деревень Заболотье и Лупиха в Троицкой волости Московской губернии и уезда из дачи Чернецово-Бутаковской. Земля была выделена по указу Его Императорского Величества Московско-Тверским Управлением Государственных Имуществ, в количестве ста семи с половиною десятин. В том же году монастырем были выполнены земляные работы: окопан канавой лес, поднята и выровнена проезжая через лес дорога, ведущая на ферму, вычищен и углублен заросший пруд, выкопан колодезь, приготовлена площадь под огород.
В начале 90-х годов XIX века вся Россия готовилась к празднованию 500-летнего юбилея со дня преставления прп. Сергия Радонежского. Событие это торжественно отмечалось в 1892 году. Строительство храма началось как раз в юбилейный год.
Торжественное освящение храма в честь преподобного Сергия Радонежского состоялось 16/29 июля 1893 года.
Средства на постройку храма пожертвовали несколько благодетелей, самый значительный вклад, 9 800 р., внесла 55-летняя вдова Любовь Петровна Озерова (1827-1920), потомственная дворянка, состоявшая в родственных связях с княгиней Мещерской после смерти супруга поступившая в Ивановский монастырь. Приняв постриг с именем Леонида она вскоре была назначена игуменией Серпуховского Владычнего, а затем Новодевичьего монастырей.
Помимо церкви, на хуторе располагалась одноклассная церковно-приходская школа для девочек, попечительницей школы назначалась игумения монастыря. Служащий священник вел занятия по Закону Божию. В школе обучались крестьянские дети из окрестных деревень, числом до 20-ти человек и 5 девочек-сироток из благотворительного Елисаветинского общества. Так же на подворье была больница, куда могли обратиться за помощью местные жители. Были и другие постройки — священнический дом, три дома для сестер, скотный двор, конюшня, птичник, баня, погреб, около десяти сараев. К сожалению, сегодня этого нет на подворье, а о былых временах напоминает сохранившийся деревянный дом для сестер, который уже не подходит для проживания.
Первые службы в храме, с 1893 по 1895 годы проводил о. Никанор Соколов.
С 1896 по 1901 годы служил 60-летний священник о. Петр Алексеевич Скворцов. К этому времени отец Петр уже 36 лет прослужил в разных приходах Московской губернии и по состоянию здоровья в 1896 году вышел за штат. Родственники помогли ему с матушкой устроиться на жительство в монастырское подворье. В семье о. Петра родилось 15 детей. Один из его младших сыновей, о. Алексий, прослуживший в Ивановском монастыре 30 лет, пострадал за веру; в 1938 г. был расстрелян в Бутово и ныне прославлен в соборе новомучеников.
Совсем недолго, 1901 по 1907 годы, в храме прослужил молодой священник о. Павел Лебедев из Коломенского уезда. Его имя упоминается в отчете по школе.
Священномученик Владимир Алексеевич Смирнов был псаломщиком Ивановского монастыря на протяжении 9 лет, а затем дольше всех, 15 лет (1907 — 1922), служил в храме на подворье. Он приходится зятем о. Петру Скворцову. Протоиерей Владимир Смирнов был расстрелян на Бутовском полигоне 10 декабря 1937 г. Знаменательно, что храм литургически возобновляется как подворье монастыря именно в память священномученика Владимира.
Последним священником храма, служившим с 1923 по 1935 годы, стал афонский монах, подвижник схиархимандрит Иларион (Удодов).
Ивановский монастырь в Москве был закрыт в 1918 году, но связь с монастырем не прекращалась. Сестры монастыря организовали Товарищество (рабочую артель), трудились и на хуторе.
В ночь с 20 на 21 мая 1931 года были арестованы почти все сестры, жившие на хуторе. Всего 31 человек. Поводом к аресту монахинь послужил срыв компании по коллективизации окрестных селений в 1930 году. В апреле 1931 года состоялось заседание сельсовета, на котором в этой неудаче обвинили монахинь, и решением собрания было: просить ОГПУ о выселении «манашек» с территории колхоза и возбуждении «на их» дела.
В 1935 г. помещение храма понадобилось Дирижаблестрою. Храм был закрыт, имущество передано в церковь Владимирской иконы Божией Матери с. Виноградово. И там устроен придел в честь прп. Сергия.
В советские годы неизвестными благочестивыми людьми сохранялись некоторые могилы на кладбище подворья, в числе которых могилы схиигумена Кирилла, который был духовником схиархимандира Илариона, игумении Епифании (Митюшиной), мон. Елисаветы (Бородиной).
С 1993 года началось восстановление храма прп. Сергия, и заботу о могилах взял на себя его настоятель, о. Александр Москаленко. Когда образовался Иоанно-Предтеченский монастырь, сестры стали приезжать на панихиды на старое хуторское кладбище. Монашеская молитва о почивших сестрах вновь соединила когда-то разорванную связь между обителью и подворьем. Отец Александр всегда с теплотой и любовью принимал у себя в храме сестер обители. 14 августа 2020 года отец Александр отошел ко Господу и был похоронен у алтаря храма.
Последним священником в храме до закрытия был схиархимандрит Иларион (Удодов), который затем служил в церкви Владимирской иконы Божией Матери с. Виноградово. Там ему помогала Александра Коннова, будучи истопником, звонарем, а после псаломщицей. Она хорошо помнила Ивановских сестер, служивших при храме, и тех монахинь и послушниц, которые приезжали к отцу Илариону за духовным советом. От них слышала рассказы о монашеской жизни на хуторе Чернецово. Впоследствии она приняла монашество и позже схиму, став схимонахиней Феоктистой. Когда в 1994 году полуразрушенный храм преподобного Сергия передали церкви, она, тогда еще быв в силах, помогала отцу Александру Москаленко проводить первые службы, пока не началась реставрация.
— Я не уйду ко Господу Богу, пока не откроют хуторской храм, — много раз повторяла матушка. В 2000 году храм закрылся на реставрацию, продолжавшуюся до 2014 года. Будучи уже в немощи ей даны были силы приехать на первую службу в возрожденном отреставрированном храме, эта служба стала последней в ее земной жизни, через три месяца матушка отошла ко Господу.
Невероятными казались другие слова схимонахини Фекотисты — «Будет здесь монастырь!». Еще недавно в это было трудно поверить, а сегодня это новая страница в истории монастыря и его подворья.