Священное Бутово

Выписка из протокола тройки о расстреле священномученика Владимира Смирнова

Они ходили по тем самым улицам, по которым мы с вами ходим. Они молились в тех самых храмах, в которых мы с Вами молимся до сих пор. И нередко мы даже пользуемся теми предметами, которыми пользовались они. И надо действительно постараться сравнить нашу жизнь с их жизнью. Они имели те же тяготы, как и мы с вами: какие-то сложности в личной жизни, в семейной жизни, им надо было решать какие-то бытовые вопросы так же, как и нам. Но они никогда не забывали, что главное — это поиск в жизни Царствия Небесного. И вот этого я желаю всем нам и всем вам.

Прот. Кирилл КАЛЕДА, настоятель храма во имя святых новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне

В 4-ю субботу по Пасхе мы празднуем очень важный для каждого русского православного человека церковный праздник: Собор новомучеников, в Бутове пострадавших. Здесь расстреляны 20765 человек! Материалы следствия показывают, что около тысячи из них пострадали за веру. В настоящее время канонизировано более трехсот Бутовских новомучеников. Святые мученики освящают это страшное место своими молитвами. Среди них и небесные покровители нашей обители — священномученики Алексий Скворцов и Владимир Смирнов. Бутовский полигон называют Русской Голгофой.

«Русская Голгофа Бутово-село показася, / яко древо спасения воздвигше Соловецкий крест,/ яко гроб святый явивше пребезмолвныя рвы // – громогласныя свидетелие страстей и воскресения» (Кондак, глас 6-й)

С первых лет установления этого празднования в нашем монастыре совершалась полиелейная служба. В субботу обычно настоятельница и несколько сестер ездили в Бутово, чтобы вместе с московским духовенством и монашествующими принять участие в соборной Патриаршей службе на полигоне и поклониться нашим почитаемым священномученикам.

На эту службу приезжают люди со всей Москвы и других городов, много родственников новомучеников стараются из года в год приехать в этот день в Бутово. Есть среди молящихся наши прихожане и друзья нашей обители, которые рассказывают о своих родственниках новомучениках.

У Натальи Николаевны Рождественской, внучатой племянницы нашего клирика о. Дмитрия Прокопьевича Рождественского, здесь расстреляны восемь родственников. Самый молодой из них – 24-летний Василий Рождественский, внук о. Дмитрия, пострадал в один день со священномучеником Алексием Скворцовым 4 июля 1938 г. В течение многих лет Наталья Николаевна помогает монастырю в архивных поисках, в составлении жизнеописания наших святых, она помогала в работах на хуторском кладбище и внесла свой вклад в сохранение сестринских могил.

Каждый год друзья монастыря, внучка и правнучка священномученика Александра Парусникова, сослуживца священномученика Алексия Скворцова, приезжают на торжественную службу на полигон, несмотря на погоду стоят в толпе, под дождем, или под палящим солнцем. Эта служба для них как встреча с любимым дедушкой. В доме, где жил со своей семьей о. Александр, они устроили небольшой музей.

Неслучайно родственники сщмч. Александра поддерживают связь с нашим монастырем. В земной жизни священники Раменского района прот. Александр Парусников, прот. Сергий Белокуров и прот. Алексий Скворцов поддерживали друг друга в стоянии за веру. Отцы Александр и Алексий были арестованы в одну ночь, их допрашивал один и тот же следователь. На фотографии отца Алексия видны следы побоев.

Ныне покойный внук нашего священномученика Алексия Скворцова Валерий Сергеевич Данков, напротив, никогда не решался поехать в Бутово на торжественную службу. Но он любил приезжать сюда и бывать здесь в тишине, молиться и быть один на один со своим дедушкой. «Я всю жизнь чувствовал, что дедушка стоит за моей спиной», — не раз говорил он.

Настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне прот. Кирилл Каледа, внук священномученика Владимира Амбарцумова, как никто понимает чувства и переживания потомков тех, кто пострадал здесь. Он хранит воспоминания, как несколько десятилетий родные жили в неизвестности, в страхе, в ожидании, ведь формулировка «10 лет без права переписки» оставляла надежду на будущую встречу. Матушки и дети священников разделяли участь своих репрессированных священников, были гонимы и презираемы в советском обществе. В каком-то смысле рядом с каждым священномучеником можно поставить и его семью.

Пострадали не только «церковники». Лидия Алексеевна Головкова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви, главный редактор книги памяти «Бутовский полигон», которая не раз передавала нам данные об истории нашей обители и её священномучениках, изучила доступные следственные дела казненных в Бутово. Их несколько тысяч. В докладе «Неизвестное Бутово» она рассказывает об ученых, художниках, музыкантах, спортсменах, принявших смерть в Бутово. Каждый человек, дело которого она изучила, стал ей близок.

Сохранились следственные фотографии, где бутовские мученики, понимая что их ждет, стоя на пороге вечности смотрят на нас пронзительным взглядом, пробуждая нашу совесть.

После многих лет гонений и поругания честных имен бутовских мучеников, сегодняшняя служба – торжество Истины, которая всегда побеждает.

«О страданиих ваших кто не поболезнует земный, о блаженстве вашем кто не возликует небесный! Темже в памяти вашей ныне да радуется вся тварь» (9-я песнь канона Новомученикам Бутовским).

Тюремное фото сщмч. Алексия Скворцова

Комментирование запрещено